Алжир от имени Африки продвигает «реформу» Совета Безопасности ООН

Алжир совместно с рядом африканских стран намерен продвигать «реформу» системы международной безопасности. Ключевым ее моментом должно стать ослабление роли пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, включая Россию.

В настоящее время Алжир ведет активную работу по продвижению через Африканский союз «реформу» ООН и в первую очередь ее Совета Безопасности.

Необходимость этого обусловлена, по мнению представителей АНДР и других стран африканского континента тем, что прежняя система послевоенной международной безопасности «не работает».

Наглядными тому примерами с этим выставляются угроза столкновения между Ираном и Саудовской Аравией, опасения относительно начала боевых действий в связи с Тайваньским кризисом и происходящие на планете конфликты – ливийский и целый ряд прочих африканских, сирийский, но особенно – украинский.

На заседаниях Африканского союза Алжир и прочие его представители неоднократно отмечали неспособность «большой пятерки» из Совета Безопасности ООН разрешить их. В результате, как они считают, их чрезмерно амбициозные действия привели мир на порог Третьей мировой войны. Причем в большинстве указанных выше кризисов, по их данным, прямо или косвенно участвуют все члены Совбеза ООН.

По мнению представителей Африканского союза и в том числе Алжира, выраженному на последних консультациях в рамках этой организации, они должны согласно взятой на себя крайне ответственной роли быть «стражами международной безопасности и подавать пример всем остальным в их разрешении. Напротив, вместо этого они сами создают взрывоопасную ситуацию, как подобное позволяют видеть кризисы вокруг Тайваня и на Украине, и находятся в шаге от того, чтобы начать боевые действия друг с другом».

В этой связи африканские страны и настаивают на реформе системы международной безопасности «как невыполняющей своего предназначения по разрешению малых конфликтов и недопущению начала больших войн».

Одним из способов ослабить напряженность в мире должно стать расширение ключевого органа решения международных кризисов – Совета Безопасности ООН за счет африканских стран, которые «имеют для этого все необходимые ресурсы и игнорирование их законного желания было бы верхом лицемерия со стороны присутствующих там держав, демонстрирующих неспособность выполнить взятое ими же предназначение».

Под «ресурсами» Алжир и другие представители Африканского союза подразумевают прежде всего численность населения. Причем они отмечают, что сопоставимыми показателями здесь с этой организацией может похвалиться лишь Китай, тогда как остальные представленные в Совете Безопасности ООН страны имеют в разы меньше населения, чем страны Африки.

Однако проблема состоит в том, что его представляют десятки государств, порой враждующих друг с другом и договориться им по столь сложному вопросу как представительство в Совете Безопасности ООН будет крайне сложно.

Пока еще у стран Африканского союза нет четкой программы подобного реформирования, но соответствующие информационные «вбросы» уже делаются. Пока рассматриваются варианты предложить эту организацию в качестве коллективного выразителя в Совете Безопасности ООН интересов стран Африки и схемы сменного внедрения туда представляющих его государств.

Разумеется, наиболее крупные из них вроде Алжира, ЮАР и Эфиопии (где расположена штаб-квартира Африканского союза) явно не против выставить свои кандидатуры на роль выразителя чаяний Африки.

Однако более мелкие государства африканского континента настаивают на принятии «сменной» модели, при которой его представитель или представители будут ежегодно меняться.

Важно заметить, что именно во многом Алжир дал остальным африканским странам такую идею, над продвижением которой активно работает Рамтан Ламамра, его министр иностранных дел и по делам национального сообщества за рубежом.

Так, например, данный вопрос обсуждался им и другими его африканскими коллегами 12 января в ходе министерского заседания «Комитета десяти», созданного при Африканском союзе.

Данная работа имеет для Алжира чрезвычайно важное значение, поскольку речь идет о том, чтобы заявить его «голос в мире». Цель – добиться признания его более высокой роли, чем он занимает сейчас.

И настойчивое предложение «реформы Совета Безопасности ООН» — весьма удобный для этого способ.

Причем данное предложение находит широкий отклик у других африканских стран, желающих установления нового международного порядка, более представительного, более сбалансированного и, следовательно, «более справедливого».

Причем во время своего выступления перед членами «Комитета десяти» Ламамра отметил «растущую поддержку, которой пользуется позиция Африки на международном уровне», и потому, по его мнению, сейчас удобное время, чтобы закрепить это юридически.

И действительно, в условиях, когда сами члены Совета Безопасности ООН выясняют отношения в ходе украинского конфликта и тайваньского кризиса, они пытаются заручиться поддержкой третьих стран, включая африканские.

Следовательно, во многом их реакция на происходящее будет зависеть от того, каким образом они отнесутся к данной инициативе.

Важно заметить, что установки МИД входящих в Совет Безопасности ООН стран в основном сводились к стремлению закрепить нынешнее положение и не допустить его размывания за счет принятия туда прочих стран. Ведь в этом случае будет пропорционально понижаться там и роль уже присутствующих в данном органе государств.

Причем эта алжирская инициатива бьет и по интересам России, хотя дипломаты АНДР не устают подчеркивать, что истинный их замысел состоит в том, чтобы помочь Африке «по-настоящему освободиться от пут колониализма».

Однако реализация на практике данного замысла ударит по всем нынешним постоянным членам Совета Безопасности ООН, а не только по Великобритании и Франции.

Важно заметить, что «реформирование» этого органа не является лишь информационным вбросом и в ближайшее время Алжир намеревается приступить к практическому выполнению этого своего намерения.

Так, на заседании «Комитета десяти» Ламамра указал на решимость президента АНДР Абдельмаджида Теббуна удвоить усилия для достижения прогресса в стремлении навязать мировому сообществу переговоры по реформированию Совета Безопасности ООН.

Пока, согласно алжирским данным, государства африканского  континента претендуют на получение двух мест в Совбезе ООН и закрепление за ними трех – пяти мест непостоянных членов.

Расчет состоит в том, что в нынешней ситуации отказать им будет сложно и даже если данную заявку в чистом виде отвергнут, в качестве «компенсации» дадут хотя бы одно место. И его так или иначе намеревается занять Алжир. Он лоббирует идею, что «переходящее место» в столь важной организации не будет способствовать выражению «истинной африканской воли», и что-де на это способна лишь действительно сильнейшая во всех смыслах держава Африки. А он-де обладает всеми необходимыми качествами для того, чтобы представлять его в структуре международной безопасности.

Заметим, что «Комитет десяти» единогласно одобрил проведение своей следующей сессии в Алжире. В это время он будет представлен в Совете Безопасности в качестве непостоянного члена. Судя по всему, он воспользуется этим, чтобы от имени Африки заявить свои амбиции на получение уже постоянного места в данном органе.

52.21MB | MySQL:103 | 0,504sec