Роль Израиля в процессе усовершенствования немецкой бронетехники

В Федеральном министерстве обороны с интересом восприняли информацию, опубликованную в газете Zukunft, в которой, в частности, приводится комментарий израильского эксперта Гая Бехора. Он считает, что разработанная Израилем эффективная система защиты от противотанковых ракет позволит сохранить боеспособность бронеподразделений. Системы, установленные на танках, помогут избежать потерь, подобных тем, которые испытал Израиль во второй ливанской войне три года назад. По словам Бехора, развитие военной техники является средством сдерживания ливанской «Хизбаллы», оно удерживает от нападений на еврейское государство. Интерес федерального оборонного ведомства к израильской разработке не случаен. Система защиты, которую придумали и внедрили израильтяне, может быть применена и на танках Leopard, производимых в ФРГ. Уверенность экспертов Минобороны основана на том, что между конструкторами боевой техники обеих стран установлен постоянный канал взаимного обмена информацией стратегического характера.

Он был начат с помощи Израилю в оснащении бронетехникой и продолжается до сих пор при непосредственном участии ФРГ. Причем речь идет о внедрении самых передовых разработок. Только один факт. Почти 40% общего числа разрешений на экспорт оружия Израилю из ФРГ в 2007 г. составляли детали для танков, боевых бронированных машин и внедорожников со специальной бронезащитой.

Вспомним историю одного изобретения. В 1986 г. одному из инженеров завода AEG в г. Веделе (неподалеку от Гамбурга) удалось решить весьма непростую задачу: обеспечить неизменность наведения танковой пушки, независимо от рельефа местности. Он сконструировал приспособление для стабилизации башни танка, названное в технической документации LTDS. Отныне при движении на максимальной скорости и на пересеченной или труднопроходимой местности существовала 100-процентная гарантия того, что ствол наведен точно на цель, и это обеспечивало ее безусловное поражение. На языке военных специалистов этот способ боевого применения именуется так: селективная стрельба из танка на полном ходу. С этого момента Leopard-2 стал одним из мировых лидеров в своем классе вооружений. Однако изобретатель пошел дальше. Он приступил к выполнению другого важного заказа — адаптировать LTDS для Merkava-3 — танка, работа над конструкцией которого осуществлялась в Израиле. Сегодня, спустя более 20 лет, военные специалисты констатируют, что ведельская разработка прекрасно зарекомендовала себя, будучи примененной на танках Merkava-3 и Merkava-4, правда, она носит не «девичью фамилию» LTDS, а «фамилию мужа» Geadrive, но на эффективность применения это не влияет.

При этом немецкие конструкторы закрывают глаза на подобное несоответствие. Этому тоже есть объяснение. В силу обстоятельств Израиль стал важным звеном в процессе модернизации бронетехники. Так, в 70-е гг., когда начиналась разработка танка Leopard-2, бундесвер заинтересовался тем, как выглядят и чем начинены советские танки. Израильтяне смогли поставить танки советского производства, чем внесли свой вклад в создание критериев, в соответствии с которыми были разработаны танки Leopard. Напомним, что сотрудничество в проведении анализа военных технологий, начиная с 1967 г., было деликатной сферой. Участие Израиля в трех войнах (1967, 1973, 1982) означало для ФРГ регулярное предоставление боевой техники, в основном советского производства. Ее образцы стали предметом анализа особенностей современной техники и помогли соответствующим образом перестроить германскую военную промышленность.

В 1990 г. бундесвер унаследовал имущество армии бывшей ГДР, а в 1991 г. намеревался поставить израильтянам танки из этого имущества. Федеральная разведслужба (Bundesnachrichtendienst, BND) должна была обеспечить экспорт в обход парламентских контрольных органов. Случайно эта поставка, затеянная в целях обмена информацией, стала известна общественности.

Вот как об этом рассказала немецкая печать. В октябре 1991 г. в порту Гамбурга, который слыл основным перевозчиком сельскохозяйственной и лесозаготовительной техники, было объявлено о поставке оружия в Израиль. Факт отправки был обнаружен береговой охраной, после чего груз — танки, замаскированные под сельхозмашины, — был арестован. Все бы было в порядке, если бы водная полиция была предупреждена, но об этом почему-то не подумали. И в этом случае было доказано участие спецслужб ФРГ и Израиля, которых обязали быть координаторами поставок. В ходе дальнейшего расследования оказалось, что до указанной акции было еще 12 аналогичных и тоже связанных с переброской оружия. Разумеется, без согласования с Федеральным советом безопасности. Интересен финал гамбургской истории: несмотря ни на что, танки были доставлены в Израиль. Немцы остались верны слову.

После объединения двух немецких государств у ФРГ, как уже отмечалось, появилась возможность получить образцы вооружений, на этот раз конца 80-х гг. В процесс вписалось еще одно обстоятельство. На вооружении Израиля оказались три танка T-72А (экспортный вариант, в том числе для стран Ближнего Востока; известен также, как Objekt 176), которые, по официальным российским данным, Израилю не продавались.

В данном случае уместно говорить о двух каналах получения танков. Первый канал — трофейное оружие, захваченное Израилем при боевых действиях с Сирией в 1982 г. в долине Бекаа. По различным источникам, на которые ссылаются российские эксперты Владимир Ильин и Михаил Никольский, в результате войны, получившей в широкой печати название пятой арабо-израильской и начавшейся 6.06.1982 операцией «Мир для Галилеи», Сирия потеряла 500 танков, 200 из которых попали в руки противника не поврежденными. Если это так, значит слабо психологически подготовленные сирийцы попросту бросали боевые машины, многие из которых не произвели ни единого выстрела. Причем в ту пору T-72А по ряду параметров (по мощности дизеля, к примеру) превосходил «Меркаву», которая к тому же была на 20 тонн тяжелее и, стало быть, менее маневренной, чем советский танк. Танковое сражение, несмотря на локальные победы сирийцев, было ими фактически проиграно. Паника сирийских военнослужащих оказалась более эффективной, чем содействие главного военного советника при Министерстве обороны Сирии генерала Г.П. Яшкина и других советских военных специалистов, лично принимавших участие в руководстве боевыми действиями в Ливане.

Второй канал — закупленное в Восточной Европе (в Польше или Германии) советское военное снаряжение, среди которого было и 11 танков Т-72. Об обстоятельствах сделки, если таковая имела место, в открытой печати не сообщается. Учитывая, что данная техника — уникальная в своем классе, специалисты ФРГ и Израиля решили поддерживать ее в боевом состоянии. Для этого потребовались детали и компоненты. Их точные копии, которые проходили по документам как Ersatzteile, в 1990-1991 гг. были изготовлены на предприятиях оборонной отрасли ФРГ по имеющимся в инженерных подразделениях бундесвера чертежам. Попутно отметим: T-72А вместе с другими модификациями (T-72M и T-72S) и поныне составляет основу бронетанковых сил Сирии, на вооружении которой крупный танковый потенциал на Ближнем Востоке — 1600 единиц. Правда, как показали события 1982 г., численный перевес бронетехники еще не гарантирует победу: в данном случае все решило мастерство экипажей. При том, что было уничтожено 60 израильских танков, Сирия потеряла 300.

Таким образом, перед немецкими изготовителями военной техники предстала довольно отчетливая технологическая цепочка, своеобразный бронемониторинг, который ясно указывал на основные тенденции и перспективы развития танковой техники. Плоды этого анализа в виде отдельных компонентов к модификациям танка Merkava Израиль и получил в качестве награды за доставленные поистине бесценные трофеи. А уж как он их поименовал и как заполнил графу «Место рождения» — его личное дело, рассудили немецкие конструкторы.

Примечательно сложилась судьба 120-миллиметровой гладкоствольной пушки на танке Leopard-2. Довольно сложным серпантинным путем она отыскала дорогу от цехов завода-изготовителя Rheinmetall в армейские подразделения Израиля. Ее промежуточные маршруты известны исключительно из секретных документов. Важен и другой факт, относящийся к Merkava: броня, защищающая его, создана по технологии компании IDB-Deisenroth, другие компоненты поставляются из Renk AG в Аугсбурге, двигатели разработаны MTU и собраны из отдельных частей американского лицензиата, а из-за океана отправлены в Израиль. Это имеет свои объяснения: Израиль — страна, которая ощущает нехватку твердой валюты.

Руководитель Берлинского информационного центра трансатлантической безопасности (BItS) военный эксперт Отфрид Нассауэр комментирует ситуацию следующим образом: «Долгое время было непонятно, где взять деньги. Когда выяснилось, что в собственном бюджете у израильтян недостаточно средств, американцы сказали: раз уж мы вам даем деньги на вооружения, извольте их тратить в Америке, а не в Германии». Как бы там ни было, Израиль оказался в роли ласкового теленка, который сосет сразу двух маток: он может использовать как передовые немецкие технологии, так и американскую военную помощь.

В Friedensforum 4/2006 со ссылкой на Die Welt сообщалось о другом проекте, утвержденном Федеральным советом безопасности (Bundessicherheitsrat) в июне того же года. Он предусматривал передачу в Израиль с целью тестирования бронированной боевой машины Dingo-2 (советский аналог — БМП, но с 5-сантиметровым бронированным днищем, надежно защищенной кабиной водителя, скоростью 90-100 км/ч по пересеченной местности). Тестирование было необходимо в связи с планами Израиля по приобретению 103 подобных транспортных средств. Они особенно подходят для использования в вооруженных конфликтах с боевиками и борьбы с повстанцами, отмечает издание. Пока Берлин уклонялся от поставок, лицензия на производство Dingo-2 была получена американской компанией Textron, которая одновременно получила разрешение на экспорт. Одновременно израильтяне уведомили изготовителей, что обладают собственным эффективным оружием, которое намерены установить в Dingo-2. Как бы там ни было, подводит итог Friedensforum, совершенно очевидно, «что через несколько лет Dingo с маркировкой «Сделано в Израиле» появится на дорогах Ближнего Востока». Федеральный совет безопасности разрешил поставку в Израиль данного типа бронемашин, правда, в количестве не 103, а 150 единиц, из чего можно заключить, что тестирование прошло удачно и немецкая техника в очередной раз оправдала ожидания.

Вместе с тем высшие политические круги ФРГ понимают, насколько неоднозначно подобное сотрудничество воспринимается в ряде стран Ближневосточного региона. Это чувствительная тема, отмечают немецкие аналитики, приводя в пример события весны 2002 г., когда в ходе очередного израильско-палестинского конфликта возникла угроза неуправляемой эскалации насилия, сообщили немецкие СМИ, комментируя временную приостановку поставок оружия в Израиль. Иными словами, затронуто около 120 экспортных статей, как утверждала Frankfurter Rundschau (10.04.2002), в том числе поставка компонентов для танков Merkava-4, запланированных к выпуску в 2002 г. Вместе с тем ФРГ, признавая право Израиля на защиту, сделала все, чтобы объяснить устами тогдашнего Федерального канцлера Герхарда Шредера позицию страны. Самый сложный ее момент — как сочетать немецкий военный экспорт в Израиль с действиями против палестинцев. Тем не менее Г. Шредер в дискуссии по данной теме, как это отражено в протоколе пленарного заседания бундестага от 25.04.2002, заявил: «Я буду говорить совершенно ясно: Израиль получает все то, что должно сохранить его безопасность, и он получит это тогда, когда будет необходимо». Таким образом, после некоторой задержки поставки были возобновлены.

Необходимо отметить, что поставки немецкого оружия Израилю осуществляются, по официальной версии, в связи с задачей по обеспечению безопасности Израиля. Так, в декабре 2002 г., когда шла дискуссия о вероятном участии Федерального правительства в войне с Ираком, на повестке дня, по свидетельству Der Spiegel от 49/2002, появился вопрос, который давно уже волновал израильских силовиков: о двух батареях ПВО Patriot и о разрешении на экспорт бронированного транспортного средства Fuchs. Проблему вновь разрешил Г. Шредер, который указал, что система Patriot носит оборонительный характер и обеспечивает защиту от ракетного нападения. Поскольку «безопасность Государства Израиль и его граждан является исключительно важной для нас» и создает ощущение дополнительной надежности, немцы обязательно помогут, «это наш исторический и моральный долг». Впоследствии положительно для Израиля был также решен вопрос о Fuchs: использование бронированного автомобиля смогло бы надежно защитить воинский персонал при патрулировании на палестинских территориях, и, понимая это, Федеральное правительство не может дать четкий отказ, отметил Der Spiegel. Впоследствии Израиль наряду с США (где эта бронемашина известна как Fox NBCRS или, позднее, M93A1), Великобританией, Нидерландами, Турцией, Саудовской Аравией и Венесуэлой получил заказанную им партию Fuchs.

Один из примеров экспорта компонентов в Израиль — двигатели MTU для Merkava-4. Только в апреле 2002 г. было поставлено 400 дизелей типа MTU 883 V-12 контрактной стоимостью 265 млн долларов (около 650 тыс. за 1 единицу). К слову сказать, уточняет Sueddeutsche Zeitung (29.01.1993), при обсуждении в Федеральной службе безопасности вопроса о вывозе немецких двигателей основную роль сыграл такой довод: почему в этом должно быть отказано Израилю, когда точно такие же моторы совместного немецко-французского производства отправляются в Объединенные Арабские Эмираты? Возразить дискутирующей стороне, которая хотела блокировать решение, было нечем.

Еще один немаловажный момент. Двигатели к израильским танкам поставляются через американскую компанию General Dynamics Land Systems, которая имеет лицензию на производство этих двигателей. Под названием GD 883 дизельный двигатель MTU установлен в американском танке M1A2 Abrams в экспортном варианте (315 единиц для Саудовской Аравии и 218 единиц для Кувейта). Как указывает Military Technology, 6/2000, еще в предыдущей модели танка — Merkava-3 производства 1989 г. — присутствовали два немецких компонента: автоматическая коробка передач RK 304 производства Renk AG и указанная в начале статьи система стабилизации на башне Geadrive производства Extel Systems Wedel.

Военные специалисты ФРГ прогнозируют дальнейшее развитие данного направления, включая танки, бронемашины и другую бронированную технику производства обеих стран. Одна из причин развития — дальнейшая интеграция в системы вооружения современных гражданских компонентов и технологий, включая электронику и информационные технологии, причем последние отправляются из Израиля в ФРГ в рамках компенсации израильской части расходов за поставку третьей германской подводной лодки Dolphin. Напомним: согласно договорам от 1991 и 1995 г., по указанной поставке подлодка без вооружения оценивалась в 1,1-1,7 млрд немецких марок.

Приобретенный опыт сотрудничества продолжает обогащаться. Оно происходит в нескольких направлениях. Первое — создание Израилем собственных образцов бронетехники, в которых учитываются, к примеру, особенности Dingo. Имеет смысл напомнить, что это полностью защищенное уникальное 10-тонное транспортное средство (официально оно так именуется Allschutz-Transport-Fahrzeug, сокращенно ATF) развивающее на дорогах скорость до 100 км/ч и защищенное 5-сантиметровой броней, в июне 2006 г. было продано Израилю в количестве 150 единиц (модификация Dingo-2). Израильтяне пошли дальше — взяв за образец Dingo, они усовершенствовали его, получив надежное бронетранспортное средство «Феникс». Модернизация коснулась ходовой части (в израильском образце восемь колес вместо четырех у Dingo-2). Главное же достоинство «Феникса» — машина управляется на расстоянии, поэтому сведен к нулю риск потери людей. Как и Dingo, «Феникс» обладает сверхпрочной броней, способен на довольно высокой скорости передвигаться в условиях бездорожья и может стать незаменимым поставщиком на передовую всего самого необходимого: боеприпасов, продуктов питания, медикаментов, горючего.

Кроме оригинальных бронетанковых разработок, Израиль вместе с ФРГ участвует в начатом в 2005 г. проекте по модернизации 170 турецких танков М60. Договор был подписан в 2002 г. представителями MTU, Renk AG и фирмы из Рамат ха-Шарона, которая относится к оборонной промышленности Израиля (Israel Military Industries, сокращенно IMI/TASS), и одобрен Федеральным правительством. Стоимость контракта по установке немецких дизельных двигателей — 700 млн долларов (уточненные данные 2008 г.).

Кроме того, как отмечает Отфрид Нассауэр, играют существенную роль три фактора. Первый: импорт комплектных систем вооружения Израилем приравнивается к ослаблению национального оборонно-промышленного и технологического потенциала. Оба эти аспекта рассматриваются в качестве гарантии сохранения национальных оборонных возможностей.

Второй: для Израиля любая покупка иностранных вооружений провоцирует обострение вопроса о скудных бюджетных ресурсах, выраженных в твердой валюте. Хотя расходы на оборону Израиля объективно будут неуклонно увеличиваться, подобный импорт для правительства и для широкого общественного мнения будет означать сокращение государственных доходов.

Третий: для Федерального правительства экспорт компонентного характера минимизирует политический риск, в том числе вероятное общественное обсуждение темы поставки вооружений в кризисные регионы, одним из которых продолжает оставаться Ближний Восток.

При подготовке статьи использованы, в числе прочих, факты и цифры из опубликованного исследования «Сотрудничество в сфере вооружений между Германией и Израилем» (Ruestungskooperation zwischen Deutschland und Israel), авторы Отфрид Нассауэр (Otfried Nassauer) и Кристофер Штайнметц (Christopher Steinmetz).

52.27MB | MySQL:103 | 0,628sec