Исламская Республика Иран (ИРИ) является вторым крупнейшим производителем нефти в ОПЕК. Помимо этого, государство стоит на втором месте по объему запасов природного газа.
В этой связи становится очевидным тот факт, что многие международные игроки стремятся вложить существенные средства в различные иранские энергетические проекты. Однако понятно также и то, что без действенной законодательной базы весьма не просто обеспечить бесперебойное иностранное инвестирование.
Иранский правовой механизм, обеспечивающий привлечение иностранных инвестиций в экономику страны, является одним из наиболее самобытных в мире. В стране, где сконцентрировано более 9% мировых запасов нефти и 15% запасов природного газа, наложен полный запрет на предоставление концессий иностранным инвесторам и применения механизма СРП.
В Статье 81 Конституции Исламской Республики Иран зафиксировано, что «правительству абсолютно запрещается предоставлять концессии иностранцам для организации публичных компаний и организаций или обществ в коммерческом, сельскохозяйственном, промышленном и добывающем секторах в сфере услуг».
Стоит отметить, что несколько лет назад правительство Ирана приступило к активному созданию капиталоемких отраслей. Сложившаяся в стране ситуация потребовала масштабного инвестирования средств в экономику, которое страна была не способна обеспечить самостоятельно. Это усилило заинтересованность иранского руководства в иностранном финансировании, а, следовательно, и в создании современной правовой базы для его привлечения.
В результате парламентом в 2002 г. был принят новый Закон «О поощрении и защите иностранных инвестиций» (далее – Закон о защите), который определил иностранный капитал, предназначенный для инвестирования в экономику Ирана, как наличные денежные средства в виде конвертируемой валюты, поступающие через банковскую систему или иными путями, и иные ввозимые платежные средства; дивиденды по акциям иностранного инвестора, которые можно перемещать, а также другие разрешенные средства, одобренные правительственной комиссией.
Данный нормативный акт был несколько раз пересмотрен в соответствии с решением Совета по охране Конституции, состоящего из ведущих богословов страны и юристов-специалистов в разных областях мусульманского права. Примером решений Совета может послужить итоговый документ одного из его заседаний. В документе была зафиксирована необходимость наложения запрета на такую форму инвестиций, как проектное финансирование, которое противоречит исламским нормам, предусматривающим отказ от ростовщичества, а также на предоставление государственных гарантий иностранным инвесторам, так как «к понятию иностранный инвестор относятся иностранные правительства и государственные компании, которые могут создать угрозу национальной безопасности страны».
Закон о защите по праву можно отнести к числу одного из прогрессивных законов Ирана. Нормативный акт позволяет выступать в качестве инвесторов физическим и юридическим лицам, привлекать инвестируемые денежные средства, как наличным, так и безналичным способами (ст.1), причем перевод таких средств возможен как через Центральный банк Ирана, так и другими методами, разрешенными действующим в стране законодательством.
Закон, помимо прочего, устанавливает общие критерии допуска иностранных инвестиций в страну: они должны способствовать развитию экономики страны, повышению уровня технологий, качества продукции, способствовать созданию новых рабочих мест продвижению страны на международный рынок.
При этом не должны создавать угрозы безопасности иранского государства и общественным интересам, а также ухудшать состояние окружающей среды.
Тем не менее, закон не позволяет применения понятия «концессия» в отношениях с иностранными инвесторами. Отношения с иностранным инвестором могут строиться только на основе временной лицензии, не позволяющей завоевать инвестору монопольное положение в государстве. Также анализируемый нормативный акт ограничивает степень участия иностранного капитала в экономике страны.
Так, в соответствие со ст. 2 анализируемого закона, степень участия иностранных инвесторов не может превышать 25% любого сектора экономики страны и 35% любого суб-сектора.
Данные суб-секторы и степень участия в них иностранных инвесторов определяются подзаконными актами, одобренными Советом министров. Однако закон позволяет не применять данное соотношение к товарам, производимым на экспорт, за исключением нефти.
Важно отметить тот факт, что в Иране запрещено иностранцам иметь в собственности землю в каком бы то ни мыло количестве.
Иностранные инвестиции возможны в двух видах:
• виде прямых вложений в те сферы, где разрешена частная экономическая активность;
• форме следующих видов соглашений:
а) «гражданское участие»;
б) «обратный выкуп»;
в) «строительство-управление-передача», где возврат капитала и полученной прибыли проистекает от ведения разрешенной экономической активности и не зависит от гарантий правительства, государственных предприятий или банков.
Важной гарантией прав инвесторов является положение закона о том, что если деятельность иностранного инвестора будет приостановлена или прекращена в результате вступления в действие новых законов или подзаконных актов, правительство Ирана обязано возместить инвестору все понесенные им убытки, размер возмещения которых должен быть утвержден Советом министров.
Инвестиции правительств иностранных государств в Иран возможны только после одобрения Исламским Консультативным Собранием в каждом конкретном случае.
Примечательно, что инвестиции государственных предприятий имеют статус частных.
Стоит отметить, что на данный момент единственной формой работы иностранных инвесторов в сфере недропользования в Иране являются контракты «buy-back» («покупаю обратно»), позволяющие «обойти» конституционный запрет на предоставление права пользования недрами на основе концессии и соглашения о разделе продукции (СРП).
В соответствии с контрактом «buy-back», зарубежный инвестор вкладывает денежные средства, например, в проект повышения нефтеотдачи месторождения или в разведку запасов углеводородов, получая взамен компенсацию, покрывающую вложенные средства с учетом процента и прибыли. Причем инвестор получает компенсацию не в денежном выражении, а в виде нефти и газа, добытых в ходе осуществления проекта. Срок действия контракта «buy-back» обычно составляет семь лет, а компенсационный период — пять лет.
Особенностью данного типа контракта является то, что инвестор не является недропользователем или собственником части добытого сырья, получая лишь «плату натурой» за инвестиции и техническое участие в проекте.
Необходимо особо подчеркнуть, что принятие Закона о защите представляется важным для экономики не только Ирана, но и нашего государства, поскольку в последнее время ИРИ выражает готовность идти на сотрудничество с Россией (в том числе и в сфере инвестиций).
Закон, если так можно выразиться, послужил основой нового этапа развития взаимовыгодных двусторонних отношений.
К примеру, после принятия данного закона вступили в силу договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Россией и Ираном, а также соглашение о недопустимости двойного налогообложения.
Важными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области пользования недрами Ирана, являются Закон «О прямом налогообложении», принятый в феврале 1988 г. с изменениями, внесенными меджлисом (парламентом) в апреле 1992 г. для его адаптации к изменившимся условиям экономической политики государства и Закон «О капиталовложениях в зонах свободной торговли и промышленности в ИРИ» 1994 г.
Порядок инвестирования иностранного капитала в иранскую экономику определяется положениями Постановления по выполнению Закона «О привлечении и защите иностранных инвестиций» и предусматривает следующие этапы:
• поиск иранского потенциального партнера;
• согласование проекта и получение разрешения в отраслевом министерстве. На данном этапе иранский и иностранный партнеры должны получить так называемую установочную лицензию и заключить «базовое соглашение».
• представление проекта в Организацию по инвестициям, экономическому и техническому содействию (ОИЭТС).
Для получения в законодательном порядке содействия и поддержки инвестор одновременно или после прохождения вышеуказанных процедур должен обратиться в ОИЭТС. Причем к соответствующему запросу должны быть приложены следующие документы: копия формы, заполненной о ввозе капитала, копии проектов соглашения по совместному инвестированию и имуществу партнеров, копии проектов соглашения в случае, если иностранным инвестором предлагаются технологии, копии финансовых отчетов инвестора за последние три года (включая бухгалтерский отчет с указанием доходов и убытков).
В случаях, когда по основаниям, предусмотренным законодательством, производится экспроприация имущества предприятия, иностранному инвестору гарантируется справедливая компенсация. Разрешение споров, возникающих в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Ирана, предусмотрено в иранских судах.
Выводы
Подробно проанализировав некоторые наиболее важные положения иранских нормативных актов, составляющих современную правовую основу для привлечения иностранных инвестиций, можно с уверенностью заключить, что законодательство ИРИ отвечает ряду международных стандартов:
• предлагает иностранному капиталу национальный режим и режим наибольшего благоприятствования;
• снимает ограничения на участие иностранных инвесторов в государственных секторах иранской экономики;
• позволяет решать гражданские споры между иностранными инвесторами и иранскими партнерами в любом международном судебном и арбитражном органе;
• предоставляет иностранному инвестору правовые гарантии со стороны государства.
Однако законодательство Ирана продолжает содержать ряд ограничений на ведение инвестиционной деятельности на территории страны. Эти ограничения усугубляются рядом факторов, существующих в Иране на данный момент, из которых сильное государственное вмешательство в экономику можно выделить как основное.
Таким образом, Иран в условиях исламского правления проводит политику преобразований, перехода к современным методам управления экономикой, сохраняя мусульманские традиции и национальную специфику страны, что требует огромной мотивации и недюжинных усилий со стороны как государственного, так и частного сектора экономики.
Главный же вывод состоит в том, что, несмотря на присущие Ирану поистине уникальные особенности и наличие определенных правовых рисков, в целом инвестиционный климат в стране благоприятствует деятельности международных нефтегазовых компаний.