Оценки израильских экспертов стратегических вызовов, возможных проблем и перспектив с приходом к власти 6-го правительства Б.Нетаньяху. Часть 3

Группа экспертов Института политики и стратегии (IPS) под руководством  исполнительного директора генерал-майора (в отставке) Амоса Гилада полагает, что «с приходом к власти нового израильского правительства, Израиль сталкивается со значительными проблемами, в первую очередь, с обостряющейся иранской угрозой в сочетании со взрывоопасностью палестинской арены в политическом плане и в сфере безопасности, что было продемонстрировано в принятой ГА ООН резолюции с просьбой к Международному суду расследовать израильскую аннексию и правовой статус оккупации, а также отразилось в яростных откликах на международной арене и в арабском мире на визит министра Итамара Бен-Гвира на Храмовую гору»[i].

По мнению генерал-майора (в отставке) д-ра Эрана Лермана, вице-президента Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS), первой и самой важной проблемой на стратегическом уровне, с которой сталкивается новое израильское правительство, является «ускорение продвижения Ирана к военному ядерному потенциалу». Для того чтобы направить свои усилия на решение основной задачи, Израилю придется нейтрализовать потенциал обострения на палестинской арене, усилить сдерживание против Ливана.

Эксперт отмечает совпадение интересов Израиля и Саудовской Аравии, а также стран Персидского залива. «На этом фоне и в связи с изменением отношения к иранскому режиму в США, у Израиля появились возможности не только максимизировать противодействие Ирану, но и укрепить «Авраамовы соглашения». Новые горизонты сотрудничества открывают стабильная экономика и технологические достижения Израиля, которые повышают его политический статус, и признание в Европе важности военной мощи». Одновременно он определяет угрозы, которые вызваны внутри израильскими проблемами:

— Опасность размывания в США базы поддержки Израиля, в том числе среди значительной части американского еврейства, в связи с динамикой отношений с палестинцами, а также проблемы соотношения религии и государства.

— Риск ущерба экспортным рынкам (160 миллиардов долларов в год, около трети ВВП Израиля) как из-за враждебности, так и из-за постепенного размывания производственной базы компаний.

— Угроза фундаментальному принципу единоначалия в Армии обороны Израиля.

Э.Лерман считает, что политическая элита Израиля должна действовать разумно, чтобы нейтрализовать эти тенденции и сосредоточиться – в течение ближайших двух лет – на главном вызове в виде Ирана, который в силу своих особенностей является неотложным.

О центральном месте иранской угрозы в стратегической повестке дня Израиля в декабре по очереди заявили не только бывший премьер-министр Яир Лапид и бывший министр обороны Бени Ганц, но и вступивший в должность  Биньямин Нетаньяху. Более того, Я.Лапид и Б.Ганц, а также бывшие высокопоставленные чиновники оборонного ведомства подчеркнули возможность применения силы для сдерживания иранской ядерной программы. Б.Нетаньяху в начале своего выступления на церемонии приведения к присяге правительства заявил о необходимости и обязательстве предотвратить получение Ираном ядерного оружия в качестве первой цели своего правительства.

По мнению Э.Лермана, акцент на иранском вызове в настоящее время является результатом сочетания двух основных элементов – имеющихся разведданных и политической ситуации.

«С одной стороны, ускорение иранцев в накоплении обогащенного урана, до уровня 60%, что не относится к гражданскому назначению и что позволит быстро его обогатить до «военного уровня», необходимого для производства ядерной бомбы (а впоследствии, хотя и не сразу, еще и для запускаемых боевых средств). Это происходит из-за неповиновения Тегерана позиции США, и сопровождается попытками иранской дипломатии, включая визит министра иностранных дел Ирана в Оман, вернуться к переговорам и вбить клин между позициями Вашингтона и его европейских партнеров». Имеются в виду переговоры главы МИДа Ирана  Хосейна Амир-Абдоллахиана с его оманским коллегой Саидом Бадром Альбус Айди в Маскате 10 января с. г. Помимо двусторонних отношений, министр иностранных дел Ирана заявил о стремлении Исламской Республики установить хорошие отношения со своими соседями в регионе Персидского залива, и о том, что ИРИ, Оман, Туркменистан и Узбекистан подписали четырехстороннее соглашение о возрождении транзитного сообщения, призванного облегчить передвижение товаров и услуг[ii].

С другой стороны, Э.Лерман указывает на «признаки существенного перелома в американской позиции, которая до недавнего времени заключалась в возврате к той или иной версии ядерного соглашения 2015 г., во многом утратившей смысл». Он не исключает, что возможность прорыва к сделке сорвало не только «поведение Ирана за столом переговоров». Заключение соглашения для администрации Байдена стало практически невозможным благодаря «донесениям Израиля, особенно тем, которые раскрыли «возможности военного измерения» в ядерном проекте Ирана». Тем не менее, основными причинами изменения позиции Вашингтона и в некоторой степени стран Европы в отношении ядерной сделки эксперт считает «содействие Ирана России в войне на Украине, включая предоставление средств, используемых для нападения на гражданские объекты, а также жестокое подавление «хиджабных протестов», вызывающих большие симпатии на Западе и мобилизующих против Ирана даже те политические круги, которые в прошлом придерживались примирительной линии».

В этих условиях израильский эксперт не исключает возможность окончательного срыва переговорного процесса. Его надежды подпитывает тот факт, что «Байден уже упомянул в мимолетном комментарии во время предвыборной кампании в Конгресс в начале ноября прошлого года о том, что сделка с Ираном «мертва»». Поэтому «для сдерживания Ирана потребуются агрессивные действия давления, подкрепленные реальной военной угрозой, а также скрытые контрмеры ниже порога всеобъемлющей атаки». Допускается даже «ситуация, при которой только крупномасштабная атака сможет остановить иранское наступление уже в этом году. Отсюда важность серии учений, проведенных ЦАХАЛом и американским Центральным командованием ВС США (CENTCOM), имитирующих наступательную операцию в Иране».

По мнению Э.Лермана, иранские правительственные чиновники, которые, помимо прочего, обвиняют Израиль и США в поощрении внутренних беспорядков против режима, «столкнувшись с заявлениями в Израиле и в США по этому поводу, теперь угрожают, что нападение на Иран приведет к «стиранию Тель-Авива с лица земли и повреждение ядерного объекта в Димоне»». Такие заявления эксперт считает свидетельством страха перед израильскими (или американскими) действиями, что и подталкивает иранское руководство к таким резким предупреждающим сообщениям.

Эксперт считает важным «сохранить способность Израиля сконцентрироваться на важнейшей задаче, которая стоит перед ним уже в ближайшей перспективе», для этого «важно нейтрализовать возможность отвлечения внимания на другие арены, тогда как Иран активно пытается разжечь пламя, особенно в северной части Западного берега р. Иордан». Столкнувшись с размахом терроризма,  он рекомендует ЦАХАЛу продолжать принимать решительные меры в рамках текущей контртеррористической операции на Западном берегу р. Иордан «Разбить волну», и максимально избегать возврата к образцу антитеррористической операции «Защитная стена» там же весной 2002 г., когда израильские военные вели непрерывные и интенсивные боевые действия в густонаселенных районах.

Отсюда Э.Лерман также выводит «необходимость на данном этапе продуманной политики управления конфликтом с палестинцами, избегая при этом шагов, которые могут вызвать неконтролируемую цепь реакций и привести к вспышкам насилия, а также подорвать отношения Израиля с ключевыми игроками в регионе и со странами Запада». Это он обосновывает не только центральным положением иранского вопроса и его последствиями, но и тем, что «такие меры или некоторые из них Израиль сможет предпринять через несколько лет в иной, более удобной стратегической и политической реальности, как в самом регионе, так и в Вашингтоне».

Что касается сектора Газа, а по возможности и «Хизбаллы», «пусть даже это явные прокси Ирана», задачу нового правительства эксперт видит в усилении элемента сдерживания, среди прочего, подчеркивая возможности ЦАХАЛа в маневре, а не только в огневой мощи. Он предлагает «правильно использовать заинтересованность жителей Газы и ливанцев в послаблениях, дающих шанс выйти из экономического кризиса». По его мнению, «Египет (в отношении ХАМАСа) и такие страны, как Франция (в отношении Ливана) могут сыграть роль в распространении резких предупреждающих сообщений в сочетании с (маленькими) «пряниками»». При этом отмечается, что какие бы то ни было существенные меры в отношении ХАМАСа могут быть осуществлены только после того, как будет решен вопрос об удерживаемых в заключении израильских граждан и тел солдат.

По мнению Э.Лермана, стратегическая реальность – региональная и глобальная – вытекающая из иранского вызова, а также из ситуации, созданной войной на Украине и обострением напряженности между великими державами, создает для нового израильского правительства пространство возможностей.

Во-первых, «в случае провала попытки заключения сделки с Ираном произойдет ​​легитимация целого ряда возможных действий против него не только в рамках сирийского конфликта, но и на других аренах, а также непосредственно против ядерного проекта во всех его аспектах». В этой связи он считает весьма «ценными совместные американо-израильские учения, которые, среди прочего, способствуют созданию реальной военной угрозы, призванной привести к гибкости иранской позиции».

Во-вторых, «по той же причине и в виду важности Израиля как стороны, желающей и способной действовать, увеличиваются шансы на прорыв в переговорах между Израилем и Саудовской Аравией, которые и так ведутся тайно на протяжении некоторого времени». Отмечается, что «в этом деле [Израилю] лучше действовать осторожно и постепенно, а опережающие свое время заявления приносят больше вреда, чем пользы. Однако сам прогресс в этом направлении, и именно после проявления враждебности, поощряемой властями Катара, имеет политический вес как против палестинцев, стремящихся изолировать Израиль, так и в качестве сигнала ключевым игрокам на международной арене».

В-третьих, «в этом контексте страны и компании, которые больше не боятся своих связей с Израилем, могут восстановить и усилить свои преимущества в качестве центра инноваций, партнера технологических предприятий и привлекательного места для инвестиций. Этому могла бы способствовать и экономическая стабильность Израиля – профицит бюджета, солидные валютные резервы, отношение госдолга к ВВП (63% против 134% США), а теперь еще и ожидание политической стабильности после длительного периода хаоса».

В-четвертых, «Израиль может реализовать значительный потенциал крупномасштабных и долгосрочных обязательств в области оборонных технологий и экспорта систем вооружений ввиду резкого осознания в Европе (и в других напряженных регионах) необходимости укрепления военной мощи, ввиду поведения России на Украине и обострения чувства угрозы в европейских странах, прежде всего, в Германии. Преимущества Израиля в таких областях, как противоракетная оборона, и то, что воспринимается как его способность подвергать творческие идеи «полевым испытаниям», а также короткие циклы разработки, определяют его ценность в этих областях».

Однако все эти открывающиеся возможности эксперт обусловливает тем, что «поведение Израиля в регионе, мире, и во внутренней политике не нанесет ущерб подготовке к противостоянию главному врагу, Ирану.

Накаляющаяся в последнее время политическая обстановка в Израиле и связанные с этим «доморощенные» проблемы могут привести к тому, что Израиль столкнется с рядом вызовов.

Во-первых, эксперт указывает на то, что «размывание двухпартийной поддержки Израиля на американской политической арене связан не только с поведением радикальных членов Конгресса, таких как Рашида Тлаиб, Ильхан Омар и Александрия Окасио-Кортес, которые по-прежнему остаются относительно второстепенным фактором, но также и с предостережениями видных друзей Израиля, таких как сенатор Менендес от штата Нью-Джерси, против введения в израильское правительство проблематичных элементов». Это также связано с «собственными определениями администрации ее ожидаемого ответа, если Израиль будет блокировать возможности будущего урегулирования палестино-израильского конфликта на основе двугосударственного решения. Все это усугубляется смятением широких кругов американского еврейства в связи с позицией правительства и его действиями в отношении еврейской идентичности и соотношения между религией и государством».

Во-вторых, «экономическое будущее Израиля как локомотива передовых технологий, около трети национального продукта которого направляется на экспорт и, таким образом, создается база промышленной мощи, служащей также системе безопасности, зависит от сохранения доступа к рынкам, и до сих пор в первую очередь – европейским. Политика Израиля в различных областях, и особенно в отношении палестинцев, может иметь проблематичные последствия в этой сфере». В данном случае эксперт советует придерживаться принципа, используемого при вождении на дороге, – «лучше быть умным, чем правым».

В-третьих, «что касается вопроса об отношениях с палестинцами и необходимости разумного управления (а не решения) конфликта во всех его аспектах, есть реальная причина для беспокойства по поводу последствий нанесения очевидного ущерба единству командования ЦАХАЛа и появление конкурирующих центров силы в системе безопасности».

Этим вызовам можно противостоять. Требуется надлежащее управление и постоянный мониторинг со стороны военно-политического кабинета и чиновников на местах, чтобы снизить ненужные риски, сосредоточиться на основной задаче и оставить «взрывоопасные» вопросы для обсуждения и решения в течение двух лет работы нынешнего правительства. Вопрос отношений с США сам по себе потребует специальных усилий. «Именно тогда региональная и глобальная реальность, в том числе и политическая ситуация в США, могут претерпеть значительные изменения», выгодные для Израиля.

В любом случае, «акцент на иранском вопросе и его производных требует от нового правительства четкого определения приоритетов в своих действиях как на международной арене, так и внутри страны»[iii].

[i] Israel’s Strategic Freedom of Action is Being Challenged / IPS. January, 2023. https://ips.activetrail.biz/Insights-5-1-23-E

[ii] Министры иностранных дел Ирана и Омана встретились в Маскате // REGNUM. 11.01.2023. https://regnum.ru/news/polit/3472398.html

[iii] במעלה ראשונים אתגרים מול החדשה ישראל ממשלת / JISS. 16.01.2023. https://jiss.org.il/he/lerman-new-israeli-government/

52.28MB | MySQL:103 | 0,463sec