К итогам встречи премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху с советником президента США по национальной безопасности Дж.Салливаном

19 января состоялся первый личный раунд общения вернувшегося на пост главы правительства Израиля Б.Нетаньяху с представителем администрации Дж.Байдена, которым стал советник по национальной безопасности Дж.Салливан. Значимость данной встречи состоит не только в особом характере отношений между государствами, требующем в том числе высокой динамики контактов, особенно после состоявшегося транзита власти, но и в том, что данный трек, по мнению многих, рискует оказаться для правительства ближневосточной страны одним из наиболее сложных. Обусловлено это, как прошлыми событиями, включая явный перекос лидера «Ликуд» в пользу общения с республиканцами в рамках прежней каденции на ключевом посту, так и критическим восприятием состава 37-го кабинета министров Израиля в США, как во властных кругах, так и в среде американских еврейских общин, что угрожает не только официальным, но и неформальным связям между Вашингтоном и Иерусалимом.

Согласно пресс-релизу израильского МИДа, в повестке дня общения Б.Нетаньяху и Дж.Салливана значились «вызовы безопасности» Израиля, а именно, цитируя сайт ведомства, «совместные усилия по прекращению иранской ядерной программы» и региональная активность ИРИ, «стратегические отношения между Израилем и США и необходимость их углубления», «следующие шаги по углублению «Соглашений Авраама» и расширению круга мира с акцентом на прорыв в отношении с Саудовской Аравией». Также глава правительства ближневосточного государства подчеркнул, что «последние действия палестинцев на международной арене являются нападением на Израиль и обязывают нас (Израиль – авт.) ответу».

Следует обратить внимание и на то, что к общению с высокопоставленным представителем администрации США Б.Нетаньяху привлек двух своих соратников и доверенных лиц: министра по стратегическим вопросам Р.Дермера, которому он первоначально намеревался передать МИД именно по соображениям позитивного влияния на американо-израильские дела, а также главу Совета национальной безопасности Ц.Анегби. Последний при подготовке к ноябрьским выборам в Кнессет и на этапе раздачи правительственных постов вообще считался аутсайдером среди ликудников, но в итоге получил довольно влиятельную должность. Поддержал премьер-министра и президент И.Герцог, взявший на себя обсуждение с Дж.Салливаном крайне острой проблемы американского двухпартийного консенсуса по израильской проблематике.

Центральной темой из перечисленных Иерусалимом, как и ожидалось, была избрана нормализация. При этом страна продемонстрировала заинтересованность, как в привлечении новых государств, прежде всего упомянутого КСА, так и расширении взаимодействия с уже имеющимися. В частности, Ц.Анегби и Дж.Салливан после первого личного раунда общения приняли участие в расширенной встрече с виртуально присутствовавшими контрпартнерами из ОАЭ и Бахрейна. Б.Нетаньяху, в свою очередь, беседуя с советником по национальной безопасности США, старался убедить Белый дом активизировать поддержку установлению официальных отношений между Израилем и умеренными региональными режимами, отмечая, что Соединенные Штаты рассматриваются как «верный партнер в вопросах безопасности и укрепления мира».

Если верить послу США в Израиле Т.Найдсу, давшему накануне встречи интервью израильским журналистам, Дж.Салливан в ходе визита стремился создать условия для активизации мирного процесса, с этой целью для него в том числе после общения с израильскими властями было запланировано посещение палестинских территорий. Подобный шаг американской администрации, с одной стороны, выглядит довольно нелогичным, если принять во внимание то, что условий для переговоров, даже непрямых, нет, а ПНА погрузилась в односторонние антиизраильские шаги на международной арене, на которые, как сказал Б.Нетаньяху, страна даст ответ. Впрочем, в определенной степени, подобный акцент в переговорах – это не столько руководство к действию на палестинском треке, сколько своего рода демонстрация доверия к Б.Нетаньяху и убежденности в его способности сдерживать радикальных членов в его правительстве. Так, если ПНА продолжит свои враждебные шаги в ООН и МУС, урегулирование перезапущено быть не сможет. Однако если и Израиль начнет явно демонстрировать отход от принципа «двух государств для двух народов», то он не будет получать поддержку на международной арене, в том числе в ООН. Рассчитывать при необходимости на применение другим членом Совета Безопасности на права вето Иерусалиму, как кажется, не приходится.

Наибольшие сложности, вероятнее всего, на переговорах были сопряжены с обсуждением иранской проблематики. Связано такое предположение с появившейся накануне встречи информацией, в соответствии с которой постоянный представитель США по Ирану Р.Малли за последние два месяца трижды встречался с постпредом Ирана при ООН С.Иравани[i]. Повестка дня этих бесед  израильским СМИ не известна, но, со ссылкой на источники в США они подчеркивают, что все общение Вашингтона с Тегераном согласовано со странами-партнерами. Также предположительно, опираясь на Госдеп США, журналисты отмечают, что речь именно о возобновлении СВПД не идет. Впрочем, контакты Белого дома с иранским режимом в условиях растущего международного давления на него вследствие насильственного подавления протестов для Израиля, как кажется, также нежелательны.

В целом рассмотренный раунд американо-израильского общения заслуживает позитивной оценки с точки зрения интересов Иерусалима, поскольку администрация Дж.Байдена, как минимум пока, показала готовность взаимодействовать, не вмешиваясь во внутренние дела ближневосточной страны, к которым относится состав ее правительства. Говоря о региональной ситуации, также можно положительно оценить попытку приложить усилия для недопущения эскалации палестино-израильского конфликта. Вместе с тем, если переговоры действительно прошли в столь конструктивной обстановке и завершились констатаций совпадения мнений по широкому кругу тем, которые по своей сути довольно спорны, возникает вопрос, каких ответных действий Вашингтон ждет за свою лояльность от Иерусалима. Если они напрямую не касаются высказанного ранее опасения американской администрации о крайне правом уклоне 37-правительсва Израиля или острых региональных тем, то вполне могут включать в себя запросы, относящиеся к китайскому вектору дипломатии ближневосточного государства или его восприятию событий на российско-украинском треке.

[i] Fastening relationships? High-ranking American official met with Tehran’s ambassador to the UN //  Israel Hayom. URL: www.israelhayom.co.il/news/geopolitics/article/13601694

52.2MB | MySQL:103 | 0,460sec