Cитуация в Судане: сентябрь 2009г.

Сентябрь в Судане проходил на фоне ожесточенных межплеменных столкновений в южной части страны. 4 числа вооруженные формирования племени шиллук атаковали одну из деревень, в которых проживает племя динка. Атака имела место в 30 км к северу от города Малакаль — столицы богатого нефтью штата Верхний Нил. В результате нападения погибли 20 человек, десятки получили ранения. Среди погибших оказался деревенский староста, двое его жен и трое детей.

Немедленно последовал ответ динка, атаковавших близлежащую деревню племени шиллук. Там погибли 5 человек. Столкновения прекратились лишь после того, как в этот район в срочном порядке были переброшены формирования Суданской народно-освободительной армии — вооруженного крыла Суданского национально-освободительного движения /СНОД/, контролирующего Южный Судан.

Как утверждал армейский представитель генерал Дием Куол, формирования племени шиллук действовали при поддержке бойцов недавно появившейся партии СНОД — Демократические изменения /СНОД-ДИ/, образовавшейся в июне в результате раскола в СНОД. По его словам, общее руководство атакой осуществлял некий «офицер» из СНОД-ДИ. Тут же от лидера СНОД-ДИ Лама Аколя последовало опровержение. Он утверждал, что у его партии нет каких-либо вооруженных отрядов.

По наблюдениям международных неправительственных организаций, в этом году межплеменные баталии стали более истребительными. Если раньше в достаточно часто случавшихся столкновениях из-за сельскохозяйственных угодий стороны старались не убивать женщин и детей, с начала этого года уничтожение всего живого стало общим правилом.

9 сентября полиция Южного Судана при поддержке формирований южносуданской армии начала широкомасштабную операцию по изъятию оружия у местного населения, которое осталось на руках у многих южан после приостановки боевых действий с Севером в 2005 году. В ходе операции, в частности, в Джубе, обыскам подверглись практически все здания жилого сектора. На период операции иностранцам было рекомендовано не покидать их жилища. Ранее подобные операции уже проводились властями южан. Они всегда подвергались резкой критике, поскольку после них нередко бывало так, что деревня одного из племен оставалась без оружия, что немедленно провоцировало нападение на нее бойцов другого племени, еще не подвергавшихся разоружению.

9 — 10 сентября в Джубе под патронажем спецпредставителя США по Судану Скотта Грейшена прошла встреча с участием ряда видных суданских политиков, призванная подготовить проект закона относительно проведения в 2011 году референдума о будущем Южного Судана. По итогам встречи на пресс-конференции Грейшен был вынужден констатировать, что его усилия не увенчались успехом. «Я очень разочарован в связи с тем, что несмотря на отличную дискуссию мы оказались не в состоянии прийти к согласию относительно проекта закона по референдуму», — сказал он. За эти дни Грейшен встречался, в частности, с представителями СНОД и пропрезидентской партии Национальный конгресс /ПНК/. В 2005г. эти партии подписали Всеобъемлющее мирное соглашение /ВМС/, прекратившее 20-летнюю войну между Севером и Югом. Месяцем ранее эти партии подписали План действий, призванный урегулировать 10 спорных вопросов, касающихся ВМС. В этот документ, однако, не попали два спорных момента. Они касаются деталей проведения референдума 2011 года и результатов переписи населения, данные которой должны послужить основой для формирования избирательных округов перед всеобщими выборами 2010 года.

9 сентября интересным заявлением отметился руководитель движения ХАМАС Халед Машаль, посетивший Хартум. Обращаясь к молодым активистам пропрезидентской ПНК, он сказал: «Вы здесь, в Судане, благодаря Аллаху совершили чудо и помогли вашим палестинским братьям. Вопреки блокаде и закрытию границ, вопреки заговору, вопреки флотам Востока и Запада, вопреки всему этому, мы покупаем оружие, мы также производим оружие, и мы транспортируем оружие». Машаль при этом не уточнил, какое оружие исламисты производят сами, а какое и у кого — покупают. По имеющимся данным, через Судан в направлении Египта проходит один из каналов поставки оружия исламистам в сектор Газа. В начале с.г. предположительно израильские самолеты разбомбили автомобильный конвой с оружием в Восточном Судане. По данным израильской прессы, в январе по караванам с оружием в Судане поработали и коммандос ВМС Израиля.

14 сентября действующее в Дарфуре повстанческое Движение за справедливость и равенство /ДСР/ объявило, что оно хотело бы получить информацию о своих боевиках, захваченных в плен правительственными войсками. Причем эту информацию оно потребовало до запланированных на конец октября в Дохе новых мирных переговоров с Хартумом, прерванных в июне. Еще одно предварительное условие ДСР для его участия в переговорах — возвращение в Дарфур гуманитарных организаций. Со своей стороны ДСР освободило 84 пленника. Это были главным образом суданские военнослужащие.

18 сентября обострилась ситуация в Дарфуре, где суданские военные атаковали стратегические позиции Суданской освободительной армии/СОА/ — фракции проживающего в Париже Абдельвахида Мохаммеда Нура. Как утверждал в этой связи представитель фракции СОА-Абдельвахид Ибрагим аль-Хиллу, цель правительственных сил — выбить бойцов Нура с позиций и передать их чадским повстанцам, которых поддерживает Хартум. По имеющимся данным, недавно формирования альянса группировок чадских повстанцев — Союза сил сопротивления /ССС/ — покинули свои позиции на границе между Суданом и Чадом и отошли вглубь Дарфура.

20 сентября президент Судана Омар аль-Башир призвал дарфурских повстанцев сложить оружие и присоединиться к мирным переговорам. Одновременно он утверждал, что «война в Дарфуре практически завершена».

20 сентября очередная вспышка боев была зафиксирована в Южном Судане в штате Джонглей. Там сначала бойцы племени лу нуэр атаковали деревню племени динка холь. В события вмешались силовые структуры южан. В результате боев погибли свыше 100 человек, в том числе 22 военнослужащих и сотрудников сил безопасности, а также 23 человека из числа нападавших.

К этому времени выделились несколько типов противостояния между различными силами на Юге Судана. Так, в местах проживания народности динка время от времени происходят столкновения между различными ветвями этого племени, что позволяет характеризовать их как внутриплеменные. Но в штате Джонглей речь идет о противоборстве милицейских формирований племен, одни из которых ранее были на стороне южан, другие — северян. Причем признается, что новая вспышка противоборства стала возможной благодаря доступу к «новым источникам оружия». Под последними подразумеваются в первую очередь Хартум и Джуба. Руководство южан уже обвинило ПНК в том, что та вооружила бойцов племени лу нуэр с целью дестабилизировать обстановку на юге страны. Ряд столкновений произошел из-за противоречий внутри самой СНОА.

На 30 сентября планировалась примирительная конференция представителей основных племен провинции Джонглей, но она была отложена.

26 сентября в Джубе собрались представители основных политических партий Судана с тем, чтобы попытаться найти пути решения проблем, раздирающих страну. На конференции отсутствовали только две партии — правящая ПНК и Юнионистско-демократическая партия /ЮДП/, зато присутствовали представители примерно 20 партий и фракций. Правда, несколько маленьких партий южан покинули конференцию позднее. В Джубе был также замечен и Хасан ат-Тураби. По итогам 5-дневной конференции ее участники пригрозили бойкотировать выборы 2010 года, если Аль-Башир не проведет до этого серию демократических реформ и не прекратит войну в Дарфуре. Они обозначили срок, до которого эти реформы должны быть осуществлены — 30 ноября. Понятно, что этот срок нереалистичен, поэтому можно предположить, что на выборы пойдет только ПНК. Обращает на себя внимание и то, что в ходе конференции произошло объединение основных оппозиционных сил Судана. «Речь идет об огромной победе для Судана. Впервые в нашей истории мы достигли консенсуса», — заявил генеральный секретарь СНОД Паган Амум. В завершающий день работы конференции в ней участвовал и представитель ЮДП. Судя по всему, теперь речь может пойти о том, что оппозиционные партии и СНОД выдвинут единого кандидата на президентские выборы, если, конечно, не переругаются по персоналиям.

7 сентября был опубликован доклад британской неправительственной организации Global Witness /GW/, согласно которой отсутствие достоверных данных о добыче нефти в Судане подрывает Всеобъемлющее мирное соглашение /ВМС/ между Севером и Югом и способствует росту недоверия между властями Хартума и Джубы, во многом живущими за счет доходов от нефтедобычи. Согласно заключенному в 2005г. ВМС, Север получает часть доходов от экспорта добываемой на Юге нефти, поскольку через его территорию проходит экспортный нефтепровод, а также расположен экспортный нефтетерминал.

По данным GB, официальные данные Хартума о добыче нефти в Южном Судане не соответствуют показателям, которые представляют работающие там нефтедобывающие компании. Так, только в 2007г. данные суданских властей оказались занижены на 9 — 14 проц по сравнению с оценками, сделанными на основании сведений, полученных от нефтедобывающих компаний. В этой связи эксперты предполагают, что северяне скрывают часть доходов от продажи нефти с тем, чтобы уменьшить трансферты южанам. GB предложила трем странам, следящим за выполнением ВМС — США, Великобритании и Норвегии, а также основным потребителям суданской нефти — Китаю и Японии — оказать давление на Хартум с тем, чтобы вынудить его повысить прозрачность нефтяных сделок.

52.26MB | MySQL:103 | 0,445sec