Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 95

С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом.

Узи Рубин, эксперт по противоракетной обороне и устойчивости израильского тыла Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS), в своем анализе военной ситуации на Украине разбирается в роли иранских БПЛА в специальной военной операции российской армии и значении для безопасности Израиля. (Помимо того, о чем было сказано в Части 94 статьи), эксперт отмечает, что «украинцы объявили о первом уничтожении «Шахида-136» 24 сентября 2022 г. С тех пор этот БПЛА и его меньшая версия 131 появлялись в небе Украины во все большем количестве. Они доказали свою эффективность в уничтожении различных украинских энергетических и других объектов. После первой атаки в районе Харькова «Шахиды-131/136» использовались на более южных участках фронта вплоть до Николаева и Одессы». Приведенный экспертом пример атаки 24 сентября – когда «два роя БПЛА «Шахид-136» атаковали Одессу и нанесли удары по расположенному там военному штабу и складу боеприпасов, вызвав значительный пожар».

У.Рубин ссылается на видеозаписи БПЛА «Шахид-136» гражданскими лицами на Украине в дневное время. «На них видно как они летят горизонтально под облачным покровом на высоте нескольких сотен футов, издавая жужжащий звук, похожий на гул легкого мотоцикла. Впоследствии видно, как они резко пикируют к своим целям. В некоторых видеофрагментах слышна стрельба из стрелкового оружия, что свидетельствует о попытке их сбить ружейным огнем. Гражданские лица и солдаты Украины в конечном итоге опубликовали многочисленные видеозаписи уничтожения «Шахидов-131/136» ракетами класса «воздух-воздух» и «земля-воздух»».

По мнению эксперта JISS, «когда стало очевидно, что тихоходные «Шахиды-131/136» уязвимы для средств воздушной и наземной обороны, русские начали использовать их и ночью». В качестве примера он приводит атаку в ночь на 5 октября, когда «шесть БПЛА «Шахид-136» уничтожили штаб 72-й бригады ВСУ в городе Белая Церковь, расположенный примерно в 80 км к югу от Киева. Попадания в здание штаб-квартиры были точными, а на выложенных в сеть видеофрагментах видны масштабные пожары, напоминающие те, которые в свое время вспыхнули на нефтяных объектах Саудовской Аравии».

У.Рубин полагает, что «после своего первого появления в сентябре «Шахиды-131/136» стали использоваться в ходе продолжающейся стратегической операции России по систематическому уничтожению критически важной инфраструктуры Украины. Они широко использовались для поражения узловых точек украинской электросети и других важных объектов в крупных городах Украины, от Одессы на юго-востоке до Львова на крайнем западе страны. Размещенные в Белоруссии и Крыму и с  дальностью полета более 1000 км они способны поражать практически любую точку в пределах Украины».

По данным У.Рубина, «появление иранских беспилотников вызвало большую тревогу как у правительства Украины, так и у ее солдат на передовой. В украинских СМИ развернулась широкая дискуссия на тему того, удалось ли иранским БПЛА изменить правила игры, и можно ли было от них защититься. 28 сентября Зеленский созвал высокопоставленных сотрудников службы безопасности, чтобы обсудить, как нейтрализовать «новые российские системы вооружений»».

Израильский эксперт указывает на то, что «украинские военные, опрошенные во время их визитов в Вашингтон, назвали иранские БПЛА «большой проблемой» и дали понять, что в то время у них не было эффективной защиты от них. Сам Зеленский признал их эффективность в своем выступлении в Конгрессе США 21 декабря, где он сказал, что «смертоносные иранские беспилотники, отправленные в Россию сотнями, стали угрозой для нашей важнейшей инфраструктуры»».

У.Рубин попытался разобраться, сколько «»Шахидов-131/136» Россия купила у Ирана. Это непросто, т.к. «первоначальные сообщения СМИ предлагали самые разные оценки, от 4000 до 7000 единиц. Согласно заявлению вооруженных сил Украины, с 30 ноября всего Россией было выпущено около 400 единиц. 2 января 2023 г. ВВС Украины заявили, что с момента их первого появления на войне в общей сложности было сбито 540 иранских «Шахидов-131/136″». Даже беря за основу очень оптимистичный уровень поражения в 80%, как иногда утверждает Украина, эксперт заключает, что «русские запустили не менее 700 БПЛА иранского производства в течение примерно трех с половиной месяцев или в среднем почти 200 шт. в месяц. При таких темпах русские могут применять около 2400 иранских дронов в год, что делает оценку покупки от 4000 до 7000 таких беспилотников у Ирана небезосновательной, учитывая, что Путин готовится к затяжной войне». При этом У.Рубин не сомневается в том, что «Россия в конечном итоге создаст собственную производственную линию для массового выпуска «Шахидов-131/136» на местном уровне, чтобы смягчить очевидный дискомфорт Ирана от того, что его считают поставщиком оружия России против Украины».

Защита больших территорий от малоразмерных медленно летающих БПЛА является сложной задачей, что было доказано в Саудовской Аравии, где в течение многих лет ее наземные средства ПВО [американского производства – прим. автора], а также боевые самолеты ВВС не могли полностью оградить страну от таких угроз, исходящих из Йемена от повстанцев-хоуситов. Хотя собственные наземные средства ПВО и истребительная авиация Украины добились заметных успехов в борьбе с угрозой в виде «Шахидов-131/136» , этого было недостаточно. Иранские БПЛА-камикадзе обладают высокой точностью, а это значит, что даже 80% поражения недостаточно, т.к. это означает, что 20% прорвется сквозь оборону, а этого хватит для того, чтобы нанести ущерб инфраструктуре и населению обороняющейся стороны».

У.Рубин отмечает, что «помощь из-за рубежа для укрепления обороноспособности Украины начала поступать вскоре после появления на поле боя иранских БПЛА-камикадзе. США поставили системы ПВО малой дальности NASAM, а Германия – как свою мобильную зенитную установку Gephardt, так и систему противоракетной обороны малого радиуса действия IRIS T».

Что касается Израиля, по словам У.Рубина, он «также, соблюдая формальный нейтралитет в этой войне, уполномочил Польшу передать Украине поставленную Израилем систему борьбы с БПЛА — предположительно, устройства раннего обнаружения». При этом эксперт отмечает, что «хотя средствам защиты, поставленным США и Германией, приписывают определенный успех в борьбе с иранскими БПЛА, привести какие-либо примеры невозможно».

Тем не менее, он указывает на «растущие возможности оборонительных комплексов, что, похоже, приносит свои плоды». О  показателях успеха израильский эксперт судит по заявлениям украинской стороны, поэтому он говорит о «медленном росте: с 60%-70% первоначально до 80% сбитых аппаратов в последнее время. Ранее в этом месяце (январь 2023 г.) украинцы впервые продемонстрировали 100% успех в отражении атак иранских БПЛА-камикадзе в течение первых двух дней января. Они заявили об уничтожении 84 «Шахидов-131/136» в течение 48 часов». Справедливости ради отметим, что эксперт указывает на невозможность верификации данной информации.

По мнению У.Рубина, «готовность Ирана поставить России наступательные системы вооружений может иметь серьезные политические последствия». Он исходит из того, что «дипломатическая изоляция России в ее войне на Украине очевидна в международном сообществе в целом и среди стран бывшего Советского Союза (за исключением Беларуси) – в частности». Иран он называет «пока единственной страной, которая согласилась поставить России наступательные системы вооружений в поддержку ее вторжения на Украину — пусть и в тайне и под завесой неопределенности, рискуя своими отношениями с Европой». Израильскому эксперту очевидно то, что «иранцы потребуют адекватного вознаграждения за риск, на который они пошли, нарушив неофициальное эмбарго на поставки оружия России. Это вознаграждение может быть в виде основных российских вооружений, таких как первоклассные истребители, хотя, возможно, придется подождать некоторое время, пока российская аэрокосмическая промышленность не станет доступной для новых экспортных заказов». Он не исключает, что «наградой станет предоставление Ирану свободы действий в Сирии, что позволит ему установить контроль над режимом Асада и вооружить контролируемую им «Хизбаллу», положив конец молчаливому согласию России с израильскими атаками в рамках «военных кампаний между войнами» против иранского вторжения и поставок оружия».

Эксперт JISS в «появлении иранских БПЛА на полях сражений на Украине» видит для Израиля как минусы, так и плюсы. Что касается минусов, он не сомневается в том, что «иранцы извлекут важные оперативные уроки из использования их БПЛА в реальной войне высокой интенсивности, уроки, которые приведут к улучшениям их характеристик и увеличению возможностей, с которыми Израилю придется столкнуться и в конечном итоге преодолеть». Плюсом он считает то, что «Израиль может извлечь уроки из опыта Украины в борьбе с иранскими БПЛА, тем самым улучшив свою собственную оборону». У.Рубин полагает, что «оборонный истеблишмент Израиля преуспеет, если будет внимательно следить за воздушным сражением на Украине между лучшими иранскими БПЛА и новейшими западными средствами обороны и тактикой. Уроки, извлеченные из этой кампании, могут иметь решающее значение для будущей безопасности Израиля, поэтому он должен внимательно следить за развитием событий»[i].

 

[i] Iran’s UAVs join Russia’s war against Ukraine / JISS. 19.01.2023. https://jiss.org.il/en/rubin-irans-uavs-join-russias-war-against-ukraine/

62.86MB | MySQL:102 | 0,593sec