О причинах глубокого экономического кризиса в Пакистане

Как указывают эксперты Исламабадского университета, Пакистан на сегодня – это одно из тех «злополучных государств» которое сталкивается с беспрецедентным экономическим спадом с неясным будущим прогрессом. Но экономические проблемы Пакистана не ограничиваются только вспышкой COVID-19, очевидно имели место массовое нерациональное использование ресурсов и коррупционные действия, которые довели страну до такого уровня незащищенности. Сменявшие друг друга правительства под соответствующим политическим руководством брали крупные кредиты у международных финансовых организаций, но не использовали их для проектов устойчивого развития.  Несмотря на смену различных правительств, решение экономических вопросов осталось на низком уровне, независимо от того, какая политическая партия осталась в правительстве. Коррупция, бесхозяйственность и бесполезное распределение бюджетных средств создали хаос в стране. Статистика демонстрирует неутешительную сумму внешних долгов Пакистана, набранных сменяющими друг друга правительствами. При правлении PML-N с 2013 по 2018 год внешний долг составлял 35,9 трлн пакистанских рупий (рост на 195%), при правлении PPP с 2008 по 2013 год внешний долг оценивался в 3 трлн рупий рост на 194%) и последнее, но не менее важное: за время правления PTI внешний долг составил 23,6 трлн рупий (рост на 203%). Обменные курсы доллара в Пакистане также демонстрировали негативную динамику:  во время правления РРР обменный курс доллара составлял от 70 до 101 рупий (рост на 144%) за 1 доллар США, в то время как во время правления PML-N он составлял от 101 до 121 рупий (рост на 119%) за 1 доллар США,  а во время правления PTI он составлял от 121 до 182 рупий (рост на 150%) за 1 доллар США, а сейчас он вырос до 182-250 рупий (рост на 137%). Эти данные показывают, что страна продолжала погружаться в более глубокие экономические кризисы во время правления каждой политической партии, поскольку эти партии в основном сосредоточились на том, чтобы заниматься только политикой, а не работать над экономикой Пакистана. Внешний долг и крупные заимствования использовались для удобного управления мандатными сроками полномочий, при этом никаких конкретных экономических реформ не проводилось в основном из-за явной некомпетентности и экономической неграмотности. По словам сенатора Салима Мандвиваллы, за три года правления правительства PTI произошла 50%-ная девальвация пакистанской рупии. Эта девальвация вызвала массовую волну инфляции, создав хаос в жизни людей в Пакистане. Импорт пищевого масла, пшеничного сахара, бобовых и других продуктов питания вызвал волнения в массах. Расходы страны увеличились с 4,2 трлн рупий до 7,5 трлн рупий с увеличением наценки на 3000 млрд рупий из-за перепрофилирования государственного долга правительством PTI. Внешние долги и обязательства увеличились с 95 млрд долларов до 127 млрд долларов, добавив стране огромные проблемы и больше долгов, чем у любого из предыдущих правительств. В интервью бывший министр финансов от PTI Тарин сказал, что экономическое планирование требует времени, и «это вызвало замедление экономики». Еще одним провалом правительства PTI была его неспособность реформировать государственные предприятия — область, в которой правительство PTI «ничего не добилось». Он также утверждал, что до прихода к власти у PTI не было никакого экономического плана для успешного управления правительством. Тарин также признал неспособность создать «торговую площадку», которую правительство могло бы использовать для защиты от роста мировых цен на сырьевые товары.  По оценке эксперта Исламабадского университета доктора Фаруха Салима: «Экономика Пакистана управляема, поскольку у нас есть все ресурсы. Не хватает только двух элементов: стабильности и предсказуемости политики. Освобождение страны от экономических бедствий должно быть не вопросом партийной принадлежности, а общей задачей для всех политических деятелей, которые хотят видеть процветание Пакистана». По общему мнению экспертов, Пакистану в настоящее время приходится делать трудный выбор, поскольку суверенный дефолт кажется неизбежным. Выпрашивание «мини» финансовой помощи у «дружественных» стран может только отсрочить неизбежное.  Сменявшие друг друга правительства, опасаясь политических издержек дефолта, колебались в реализации болезненных мер жесткой экономии. Это только приблизило перспективу дефолта и увеличило значительные издержки для населения. Например, Пакистан заключил важнейшую сделку с МВФ в июне 2022 года, когда высокие цены на импорт энергоносителей поставили страну на грань кризиса платежного баланса. Если бы правительство тогда сократило расходы, страна не стала бы выплачивать больше процентов сейчас. Несмотря на возражения министра финансов Дара, Пакистан вошел в пятерку стран с самым высоким риском дефолта в 2022 году. Стоимость страхования долга Пакистана от дефолта выросла, а кредитные спреды Пакистана расширились. Ключевые рейтинговые агентства понизили долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Пакистана в иностранной валюте до «мусорного» статуса из-за ухудшения внешней ликвидности и условий финансирования и сокращения валютных резервов. Дефолт означает репутационный ущерб, исключение из рынков капитала и более высокие будущие затраты по займам. Это приведет к падению темпов роста, обвалу валюты, высокому уровню безработицы, резкому росту бедности и резкому снижению уровня жизни – неблагоприятным условиям, которые могут привести к еще большим политическим и социальным потрясениям. В этой связи очевидно, что, не отказываясь от усилий по укреплению валютных резервов и оживлению программы МВФ, Пакистан должен готовиться к суверенному дефолту. Он должен установить честный диалог с кредиторами, чтобы согласовать план реструктуризации долга, который обеспечит долгосрочную устойчивость, и реструктурировать выплаты процентов и основной суммы долга, чтобы сделать эти платежи более управляемыми. Поддержка международного сообщества и финансовых институтов, в частности МВФ, имеет важное значение для переговоров о реструктуризации долга. Пакистану приходится преодолевать разрыв в доверии с международными финансовыми институтами и инвесторами из–за отсутствия прогресса в обещанных реформах. Но одна реструктуризация долга не решит серьезных экономических проблем. Существует высокий риск превращения Пакистана в «серийного» неплательщика без проведения фундаментальных реформ. Реформирование экономики, основанной на низкой производительности, в сочетании с протекционизмом в форме запретов и высоких импортных тарифов, неприемлемым уровнем элитного потребления, неприемлемым долгом и чрезмерными расходами на оборону, является для Пакистана грандиозной задачей. В идеале, ему нужна экономика, в которой участие правительства ограничено, макроэкономическая стабильность является нормой, нормы сбережений и инвестиций высоки, а государственные бюджеты профицитны. Крайне важно избегать расточительной политики и укреплять бюджетную позицию, чтобы создать достаточные возможности для преодоления будущих экономических потрясений.

52.21MB | MySQL:103 | 0,487sec