О визите премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху во Францию

В конце минувшей недели глава 37-го правительства Израиля Б.Нетаньяху отправился с визитом во Францию, который стал его первой зарубежной поездкой в занимаемой должности. Выбор Парижа в данном случае не был случайным по нескольким причинам, как внутри-, так и внешнеполитического свойства. С одной стороны, экс-премьер-министр Я.Лапид строил европейский вектор своей дипломатии во многом именно на развитии отношений с Пятой республикой, включая укрепление своих личных контактов с ее президентом Э.Макроном. К примеру, местом своей первой зарубежной командировки в прошлом году он также избрал французскую столицу. Кроме того, именно туда в качестве посла отправился главный политический назначенец Я.Лапида – Я.Герман, которая не так давно объявила об отставке из-за несогласия с генеральной линией нового кабмина своего государства. Таким образом, перед Б.Нетаньяху встала задача выстраивания собственной коммуникации с Францией и ее руководством, еще и при отсутствии поддержки главы дипломатической миссии, который играет существенную роль в подготовке встреч на высшем уровне.

С другой стороны, Франция в настоящий момент весьма активна в ближневосточных делах.

Во-первых, Пятая республика крайне критически относится к насильственному подавлению протестной активности в Иране, более того, именно в этой европейской стране нашла убежище подвергшаяся преследованиям двоюродная сестра М.Амини – девушки, гибель которой и запустила массовые волнения в ИРИ. Кроме того, власти усилили свою вовлеченность в борьбу с контрабандой оружия в Йемен, не так давно остановив корабль, направляющийся в зону конфликта с иранскими боеприпасами на борту. Таким образом, Париж, с точки зрения израильского руководства, вполне осознает широкий спектр угроз, исходящих от Тегерана и способен выступить как одна из движущих сил, осуществляющих давление на тамошний режим.

Во-вторых, Франция, как политически, так и на уровне экспертного сообщества обеспокоена рисками эскалации палестино-израильского конфликта, что Э.Макрон подчеркивал еще в ходе первого телефонного разговора с Б.Нетаньяху в январе текущего года. Помимо этого, Пятая республика высказывает, как и США, озабоченность составом 37-го правительства ближневосточной страны, считая его излишне правым и склонным к принятию решений, способных торпедировать сложившееся в регионе статус-кво. Исходя из этого, в Париже Б.Нетаньяху было необходимо заручиться поддержкой Э.Макрона на иранском треке, при этом развеять озабоченность, связанную с мирным процессом и демократическим развитием собственной страны. В определенной степени это могло стать для председателя Ликуда репетиции готовящейся более важной встречи с президентом Соединенных Штатов Дж.Байденом, в повестке дня которой окажутся те же темы.

Вернувшись из Франции, на еженедельном заседании кабинета министров Б.Нетаньяху сообщил, что Европа приближается к израильскому видению иранской ядерной угрозы и задачам борьбы с ней. Такой вывод он сделал, пообщавшись как раз с Э.Макроном, в центре беседы с которым, по словам главы правительства, оказалась «общая цель – борьба с попытками Ирана получить ядерное оружие и создать ядерный арсенал». При этом премьер-министр подчеркнул, что никогда ранее между сторонами не существовало столь высокого уровня взаимопонимания, как теперь. Слова Б.Нетаньяху получили подтверждение из Елисейского дворца, чья пресс-служба по итогам переговоров на высшем уровне распространила релиз заявления президента. В нем утверждалось, что Э.Макрон осудил иранский «опрометчивый прорыв» к ядерному оружию, добавив, что «безудержный натиск Ирана, если он продолжится, неизбежно будет иметь последствия».

В том, что касается палестинской тематики, президент Пятой республики заверил Б.Нетаньяху в поддержке Израиля на фоне волны террористической активности, с которой тот столкнулся в последнее время. Вместе с тем, он призвал «не раскручивать спираль насилия», под чем подразумевались односторонние действия, рискующие повысить градус противоречий вплоть до масштабной эскалации. Наиболее критические высказывания со стороны Парижа были адресованы судебной реформе в Израиле, претворение которой в жизнь, пообещал Э.Макрон, приведет к тому, что Франция перестанет воспринимать Израиль как демократическое государство.

Наконец, в ходе визита получил продолжение вопрос о новом главе израильского посольства. Примечательно при этом, что продолжая формально исполнять обязанности, Я.Герман не участвовала в торжественной церемонии встречи Б.Нетаньяху, нарушив тем самым протокол. Новым послом, как утверждают источники двух стран, может быть назначен французский депутат еврейского происхождения М.Хабиб, являющийся давним сторонником Б.Нетаньяху и, по некоторым данным, даже оказывавший политической карьере последнего финансовую поддержку. М.Хабиб – еще и представитель оппозиционной по отношению к партии Э.Макрона политической силы – «Республиканцев», основанных Н.Саркози. Более того, на последних выборах 2022 г. в своем округе он победил с весьма незначительным отрывом менее 1 % голосов от коллеги Э.Макрона по партии «Возрождение». На волне публикаций о связях с главой израильского правительства и грядущем назначении послом появились сообщения о снятии с М.Хабиба депутатских полномочий и отмене результатов его прошлогодних выборов из-за нарушений, что фактически может помешать ему занять дипломатический пост. Кроме того, для получения столь высокой должности в Израиле ему потребуется отказаться от французского гражданства, что также займет определенное время.

В целом визит в Париж Б.Нетаньяху весьма показателен как в контексте отношений нового израильского правительства с Пятой республикой, так и перспектив дипломатии ближневосточной страны в ближайшей перспективе. С одной стороны, глава правительства сумел наладить коммуникацию с Э.Макроном, однако, это не следует считать полностью достижением политика. Во-первых, французский президент не столько тесно общался с Я.Лапидом, сколько не сопротивлялся усилиям последнего создать такую видимость в собственных интересах Франции, а потому транзит власти в данном случае не имеет для страны принципиального значения. С другой стороны, Париж явно сильнее других европейских и американских представителей склонен критиковать состав 37-го правительства Израиля, что несет в себе угрозу как для двустороннего сотрудничества, так и для европейского вектора дипломатии Б.Нетаньяху.

Судя по всему, вселяет уверенность в Израиль и его текущее руководство риторика Франции по иранской проблематике. В дополнение к сказанному выше надо отметить, что Э.Макрон признал риски роста регионального влияния ИРИ. Вместе с тем, подобные заявления, как кажется, не столько результат сближения позиций, о чем охотно говорил Б.Нетаньяху после возвращения, сколько стремление Пятой республики через соглашательство по Ирану добиться от Израиля уступок на других направлениях, особенно украинском. При этом Париж, обещая давить на Тегеран, почти ничего не теряет, поскольку и без того общественность требует поддержки усиления санкций из-за методов подавления иранским режимом протестной активности. Не в последнюю очередь способствует тому сообщество выходцев из ИРИ во Франции.

Наконец, случай с назначением посла также крайне показателен. С одной стороны, Я.Герман показала еще раз нецелесообразность назначения ее на данный пост Я.Лапидом, поставив свои политические предпочтения выше национальных интересов. С другой стороны, пример М.Хабиба имеет потенциал стимулирования усиления напряженности между государствами. Оставляя за рамками особенности его предшествующих отношений с Б.Нетаньяху и политической карьеры, в том числе участия в выборах, нельзя не отметить его усилия по отстаиванию важности более произраильской позиции Франции, особенно в том, что касается ближневосточного конфликта. Так, он осуждал приглашение палестинцев на встречи, в том числе парламентские, а также требовал более решительного официального осуждения терактов в Израиле. На волне скандала вокруг себя М.Хабиб утверждает, что виной всему интриги его конкурентов, что, в свою очередь, способно косвенно подпитать дискуссии об уровне антисемитизма во Франции.

62.9MB | MySQL:102 | 0,566sec