Причины и перспективы продолжения нормализации отношений Израиля c Суданом после возвращения к власти Б.Нетаньяху

Как известно, в области внешней политики глава правительства Израиля Б.Нетаньяху объявил одним из приоритетов своей шестой по счету каденции на ключевом посту продолжение нормализации отношений Иерусалима с умеренными региональными режимами. Основным кандидатом на установление официальных контактов по образцу «Соглашений Авраама» для него стала Саудовская Аравия, которая не только представляет собой крупного регионального игрока, наращивание двустороннего сотрудничества с которым будет полезно политически и экономически, но и способна задать тренд для других, расширяя тем самым пояс дружественных Израилю соседей. Однако продвижение такого сценария сопряжено с большим количеством трудностей, включая как палестинскую проблему, обострившуюся, на фоне неурегулированности межпалестинских противоречий и правого уклона 37-го израильского кабинета министров, так и недостаточную поддержку со стороны США, уровень которой не сравним с усилиями, ранее прилагавшимися администрацией Д.Трампа. А потому был найден новый, казалось бы, более подходящий и легкий кандидат для продвижения регионального вектора внешней политики – Судан. Министр иностранных дел Израиля Э.Коэн на днях завершил исторический визит в Хартум, отметив по итогам успех при финализации сторонами работы над соответствующим документом, чье подписание, по его словам, должно состояться «позже в этом году».

Примечательно, что свой интерес к Судану Израиль поместил в контекст африканской политики, рассчитывая, цитируя Э.Коэна, что «подписание мирного соглашения послужит возможностью для установления отношений с другими странами Африки, а также для укрепления уже существующих связей с африканскими государствами». В этих словах явно заметна отсылка к еще одной израильской задаче на мировой арене на текущем этапе – изменению восприятия страны в ООН, что особенно важно с учетом попыток палестинской национальной администрации использовать площадку данной международной организации для односторонних действий. Африканский континент в блокировании антиизраильской враждебности традиционно рассматривается как потенциально влиятельная сила ввиду наличия существенного количества делегаций, голосующих по резолюциям Генеральной Ассамблеи.

Немаловажно и то, что на суданском направлении при участии экс-президента США уже была проделана заметная работа, по сути, позволившая состояться указанному визиту Э.Коэна. Как известно, контакты Иерусалима и Хартума были интенсифицированы еще в 2020 г., а своего рода послаблением в адрес Судана со стороны Белого дома стало исключение страны из перечня государств, поддерживающих терроризм. В качестве ответного шага суданская сторона отменила действие закона, запрещавшего контакты с Израилем. Однако в дальнейшем существенного развития процесс не получил, в том числе в силу политической ситуации в каждом из его участников.

Как кажется, в текущих условиях не последнюю роль в стимулировании судано-израильского диалога играет АРЕ. Египет заметно расширил свою вовлеченность в дела Судана, предложив собственную инициативу «быстрого политического урегулирования», важность которой обуславливается несколькими группами причин. Считается, что таким образом Каир старается предотвратить выход Хартума из зоны своего влияния, а также его переориентацию на государства Персидского залива и африканский вектор, что приведет к сближению Судана и Эфиопии, а это полностью противоречит египетским национальным интересам. Помимо этого, складывается возможность получения поддержки со стороны США, недовольных присутствием на суданской территории группы «Вагнера». По некоторым сведениям, данный вопрос обсуждался в ходе визита делегации разведки АРЕ в Судан в начале января текущего года. Около недели назад тема поддержки политического процесса фигурировала в повестке переговоров госсекретаря США Э.Блинкена в Египте.

Иерусалим здесь может оказаться важен Каиру в контексте предложения инициатив в области экономики и устойчивого развития. В частности, одним из направлений работы АРЕ, призванных не допустить сближения позиций Судана и Эфиопии по проблемам использования водных ресурсов Нила, является развитие проектов в области водных ресурсов и ирригации, дополнить которые вполне способны израильские инновации. Определенный намек на подобную составляющую двустороннего сотрудничества в случае успешного перехода к официальным отношениям был озвучен и Э.Коэном. Будучи в Хартуме он представил план поддержки страны в области технологий очистки воды, а также медицины и гуманитарной помощи.

Таким образом, принимая во внимание сказанное, можно предположить, что правительство во главе с Б.Нетаньяху рассматривает финализацию нормализации с Суданом как возможность в относительно короткие сроки продемонстрировать определенный промежуточный успех в региональной политике, поскольку перспективы сделки с КСА пока крайне туманны. Более того, в пользу лидера партии Ликуд будет играть то, что начало контактов Иерусалима и Хартума было положено в его предыдущую каденцию, в том числе благодаря отношениям с администрацией Д.Трампа, что оправдывает избранный на тот момент властями курс. Вместе с тем на пути к окончательному примирению есть еще много препятствий, среди которых общественное мнение в Судане, которое не было должным образом подготовлено к тому, чтобы начать иначе смотреть на Израиль и его легитимность на Ближнем Востоке. Свидетельством тому можно считать протесты, организованные в начале текущей недели в Хартуме под лозунгом «Нет нормализации». Волнения рискуют оказать негативное воздействие на политическую ситуацию в стране, что может подтолкнуть как региональных, так и нерегиональных посредников в примирении Израиля и Судана свернуть данный процесс, дабы не усугубить и без того сложную обстановку.

52.13MB | MySQL:103 | 0,509sec