Изменение контекста выборов в Турции: почему оно может быть выгодно Р.Т.Эрдогану

В январе произошло несколько важных внешнеполитических событий, которые прямо или косвенно связаны с Турцией. Случился кризис в отношениях со Швецией из-за сжигания Корана экстремистом Расмусом Палуданом перед турецким посольством в Стокгольме. После этого как Анкарой, так и Стокгольмом, был заморожен процесс вступления скандинавской страны в НАТО. В том же месяце произошла эскалация ситуации в соседнем Иране. В Тегеране было совершено вооруженное нападение на посольство Азербайджана. В этом контексте многие западные государства отметили рост террористической угрозы в Турции. В такой атмосфере отмечено начало активной фазы подготовки к выборам. Мы предполагаем, что комплекс этих событий может повлиять на предвыборные кампании и их особенность.

Перед досрочными выборами 2015 г. после теракта в городе Суруч Партия справедливости и развития (AKP) смогла внедрить в общественное поле дискурс угроз безопасности Турции. В это время произошла ревизия взгляда правящей партии. Если ранее предпочтение отдавалось «демократическому открытию» (demokratik açılım), то после него начался правый поворот. В частности, он проявился в окончании переговорного процесса с Рабочей партией Курдистана, признанной Турцией террористической организацией. Фактор угроз безопасности стал причиной победы AKP на повторных парламентских выборах 1 ноября 2015 г., после чего она получила право на формирование однопартийного правительства. Внешний фактор также продемонстрировал свой эффект после попытки военного переворота 2016 г. На этом фоне Р.Т.Эрдоган смог воспользоваться ситуацией и протолкнуть конституционные поправки, которые обеспечили переход к президентской республике. Результаты референдума стали переходным периодом от внешнего фактора к внутреннему. Предвыборная кампания стала борьбой между стратегией Эрдогана, ориентированной на создание сильной стабильной системы, и стратегией оппозиции, которая выражала направленность на внутренние проблемы. Несмотря на количественную победу сторонников поправок, после нее была сформирована атмосфера поляризации. На выборах 2018 г. опора на негативный язык помогла Народной коалиции все-таки победить. Но муниципальные выборы 2019 г. показали изменение условий. Усиление внутреннего фактора позволило оппозиции получить психологическое преимущество. Благодаря ему оппозиция до сих пор имеет приоритет над проэрдогановскими партиями.

Иными словами, внешний фактор вызывает рост рейтинга Народной коалиции, а внутренний фактор – рост Национальной коалиции. Под внешним фактором мы понимаем действия, ухудшающие ситуацию в стране из-вне. В риторике в их качестве могут рассматриваться как целенаправленные действия других участников процесса, так и объективные события. Внутренний фактор по такой логике – это причины, которые вытекают из самой системы.

После 2017 г. Партия справедливости и развития растеряла свое комфортное преимущество, которое позволяло ей формировать свою политику без оглядки на конкурентов. Но поляризация общества и последствия решений правительства, приведшие к кризисам, создало эффект усталости от власти. В 2019 г. после первого скачка курса турецкой лиры и повышения цен на продовольствие некоторые проэрдогановские избиратели предпочитали проголосовать за оппозицию, чтобы «припадать урок» власти и выразить свое недовольство текущим курсом. С каждым годом ситуация только усугублялась. Это привело к тому, что оппозиция только за счет своей альтернативности Эрдогану получала возможности для роста рейтинга. Все это создало неудобную для режима ситуацию, в которой лица, принимающие решения, не знали, что предложить.

Однако сейчас существуют признаки перелома ситуации. Внешний фактор снова может стать основополагающим. Нестабильность в регионе, антитурецкие провокации, неконструктивные, с точки зрения команды Эрдогана, действия иностранных государств могут быть использованы для того, чтобы зарядить электорат, дать ему надежду на возрождение и защиту авторитета государства. По сути, у Эрдогана и его команды есть шанс для того, чтобы совершить несделанные оппозицией шаги.

И Народная коалиция, и Национальная коалиция нацелены на создание эмоциональной связи со сомневающимся избирателем. Особенность их положения, программы, коммуникации и стратегии предполагает наличие разных условий для повышения эффективности продвижения тем и сообщений. Это особенно хорошо наблюдается на фоне землетрясений 6 февраля в южных и юго-восточных провинциях страны. Одновременно эта ситуация может способствовать объединению общества как вокруг фигуры Эрдогана, так и вокруг оппозиции. Сценарий развития будет зависеть от того, какая интерпретация, внешняя или внутренняя, будет воспринята и принята большинством, в том числе и жителями отдаленных районов страны. Мы отмечаем, что появилось внимание к удобному для Эрдогана контексту. При определенных условиях он может раскручиваться и создать разницу в качестве сообщений, чтобы сделать его возможную победу убедительной.

62.5MB | MySQL:102 | 0,485sec