О политике движения «Талибан» в отношении этнических и религиозных меньшинств Афганистана. Часть 1

В Конституции Исламской Республики Афганистан (ИРА) от 2004 года признавалось 14 этнических групп: пуштуны, таджики, хазарейцы, узбеки, туркмены, белуджи, пахаи, нуристанцы, аймаки, арабы, киргизы, кызылбаши, гуджур, брахвуи и «другие племена». Существуют различные оценки относительной численности данных этнических групп. Так, доля пуштунов колеблется от 40 до 50% населения, таджиков – от 25 до 27%, хазарейцев – от 9 до 18%, узбеков – от 6 до 15% и туркменов – от  1,5 до 3%.

Преобладающей религией в Афганистане является ислам. Более 99% населения составляют мусульмане. Большинство из них – сунниты ханафитского мазхаба. Шииты составляют 10–15% населения, среди них преобладают хазарейцы. Большинство мусульман-шиитов в Афганистане относятся к джафаритскому мазхабу, но есть и небольшая община шиитов-исмаилитов. Радикальное исламистское движение «Талибан» (запрещено в РФ) неоднократно подвергалось критике со стороны международного сообщества за преследование этно-религиозных меньшинств в стране. Комментируя критику, руководство талибов заявляло, что этническая принадлежность «не имеет значения для нового правительства», подчеркивая, что в его составе есть таджики и узбеки. Вскоре после захвата власти в Афганистане талибы заявили, не указав на свободу вероисповедания, что права человека будут соблюдаться в Афганистане «в рамках шариата». Взгляд талибов на исламское право основан на суннитской ханафитской школе юриспруденции и уходит своими корнями в движение Деобанди конца XIX века. На него также влияют местные традиции и племенные кодексы, что отличает его от толкования шариата в других мусульманских странах.

Шииты-хазарейцы

Как уже говорилось ранее, подавляющее большинство  хазарейцев исповедуют шиитский ислам. В Афганистане есть две основные шиитские общины: основная ветвь под названием иснаашария («двунадесятники») и меньшая ветвь исмаилитов. Большинство хазарейцев проживает в Хазараджате. В Кабуле, Герате и Мазари-Шарифе также проживает немалое число хазарейцев. Первый режим талибов (с 1996 по 2001 год) запомнился массовыми убийствами представителей шиитской общины. После падения режима талибов в 2001 году хазарейцам удалось улучшить свое положение в обществе. Однако с 2016 года и позже стали возникать новые угрозы безопасности их общины, поскольку во внутриафганском конфликте появился новый игрок – террористическая группировка «ИГ-Хорасан» (запрещена в РФ), осуществляющая нападения, направленные, в частности, на хазарейцев. После того, как талибы захватили Афганистан, казалось, что их руководство не проводит никакой дискриминирующей политики в отношении хазарейского меньшинства. Мусульманам-шиитам было разрешено проводить свои религиозные церемонии, такие как ежегодное празднование Ашуры. Кроме того, талибы пообещали защищать общину хазарейцев от нападений со стороны экстремистских группировок. Сообщалось, что боевики движения даже охраняли шиитские мечети. Однако на государственные должности новым правительством было назначено очень ограниченное число хазарейцев. Также возникали неоднократные споры по поводу того, считаются ли эти люди истинными представителями хазарейского меньшинства, так как к моменту назначения они уже состояли в движении «Талибан». Одним из примеров был командир талибов Мавлави Мехди, который позже, в июне 2022 г., дезертировал и стал сражаться против движения. Талибы также заявляли, что их управление будет основываться исключительно на ханафитской судебной практике. В 2021 г. сообщалось, что хазарейцы продолжали сталкиваться с нарушениями прав в виде вымогательства денег путем незаконного налогообложения, принудительной вербовки и принудительного труда, а также физического насилия и задержаний. Сообщается, что также имели место насильственные выселения хазарейцев. В некоторых случаях эти выселения производились по приказу местных главарей «Талибана», в то время как в других случаях хазарейцев выселяли кочевники кучи или связанные с ними талибы. В некоторых случаях представители движения обещали расследовать и решать проблемы хазарейцев на местном уровне. В других случаях местные главари талибов заявляли, что выселения происходили в соответствии с судебными решениями. Весной 2022 г. поступали сообщения о конфликтах между хазарейцами и кочевниками-кучи из-за того, что последние перегоняли свой скот на пастбища, принадлежащие хазарейцам. Также существует предубеждение и негативное отношение к хазарейцам со стороны боевиков «Талибана» из-за присутствия представителей общины в бывшем правительстве ИРА, а также из-за того, что их отношение к Западу было более лояльным, чем у других общин, проживающих на территории Афганистана. В мае 2022 года было заявлено, что люди в провинциях Бамиан и Дайкунди, где доминируют хазарейцы, подвергались преследованиям и арестам из-за обвинений в том, что они работали на прежнее правительство. В консервативных частях афганского общества также существует мнение, что хазарейское меньшинство приняло культуру, не соответствующую определению ислама, выдвинутому талибами. Еще до захвата власти среди населения в целом имела место антихазарейская риторика. В сентябре 2022 года Специальный докладчик ООН по Афганистану отметил рост числа «подстрекательских высказываний» против хазарейцев как в сети интернет, так и в некоторых мечетях, вплоть до призывов к убийству представителей общины.

52.26MB | MySQL:103 | 0,688sec