Ситуация в Алжире: сентябрь 2009г.

Сентябрь, на значительную часть которого пришелся месяц мусульманского поста рамадан, в Алжире оказался не очень богатым на события.

2 — 3 сентября в Алжире с визитом побывал президент Венесуэлы Уго Чавес. В столице АНДР он сообщил, что две страны намерены расширять всестороннее сотрудничество, и в частности, в сфере добычи углеводородов. По его словам, в ходе переговоров речь шла о проекте транспортировки сжиженного природного газа из Венесуэлы в Алжир с последующим реэкспортом в Европу, о создании совместного инвестиционного фонда, который будет призван содействовать реализации двусторонних проектов в сельском хозяйстве, торговле, жилищном строительстве, рыболовстве, морском транспорте и туризме.

24 сентября министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль подтвердил намерение его страны присоединиться к дополнительному протоколу к Договору о нераспространении ядерного оружия. Этот протокол дает право МАГАТЭ проводить внезапные проверки атомных объектов стран-участниц, что, как считается, является гарантией реализации той или иной страной исключительно мирной атомной программы.

Одновременно Хелиль сообщил, что в настоящее время Алжир располагает доказанными запасами природного урана порядка 29 тысяч тонн. По алжирским оценкам, этих запасов достаточно для того, чтобы обеспечить функционирование двух АЭС мощностью 1 тыс.МГВТ каждая в течение 60-ти лет. В августе и сентябре Алжир пригласил заинтересованные компании участвовать в добыче урана на девяти месторождениях. Все они находятся в районе Таманрассета на крайнем юге страны.

В настоящее время Алжир располагает двумя экспериментальными атомными реакторами. Ранее он достаточно долго не ставил их под контроль МАГАТЭ, что породило у некоторых стран опасения в том, что у него есть своя тайная атомная программа. По оценке Хелиля, в настоящее время «взаимодействие Алжира и МАГАТЭ развивается удовлетворительным образом». Алжир планирует обзавестись к 2020 году своей первой АЭС, и Агентство будет контролировать строительство и эксплуатацию этой станции. Он заключил соглашения о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии с Аргентиной, Францией, Китаем и США.

24 сентября алжирские СМИ подвели некоторые итоги антитеррористической операции, которую провели подразделения силовых структур в лесном массиве Шуиша в 45 км к востоку от Алжира. Целью силовиков было уничтожение одного из отрядов фаланги «Аль-Аркам», структурно входящей в «Аль-Каиду в странах исламского Магриба» /АКМ/. В ходе операции был уничтожен полевой командир этого отряда некий Рабах Хаджерес /боевой псевдоним — Багаша/, скрывавшийся в подземном бункере.

25 сентября Париж объявил о создании Фонда памяти войны в Алжире /1954 — 1962/, призванный, в частности, помочь так называемым харки — алжирцам, принимавшим участие в войне в Алжире на стороне Франции и вынужденным после ее завершения перебраться жить на северный берег Средиземного моря. Создание Фонда планировалось еще в 2005 году, однако по ряду причин — и в частности, достаточно напряженных отношений с Алжиром, ухудшившихся в то время после публикации устава Фонда с утверждением о «позитивной роли» колониального периода — этого не случилось. Одновременно госсекретарь по вопросам обороны и делам ветеранов Юбер Фалько объявил о принятии ряда социально-экономических мер, направленных на улучшение жизни харки. По словам Фалько, одна из задач Фонда, инициатором создания которого был Жак Ширак — «формирование общей исторической памяти», которая будет опираться на «серьезные работы историков».

Как известно, Алжир добивается от Франции признания «преступлений», совершенных в период 132-летней колониальной зависимости. Однако президент Саркози отвергает любую подобную идею. После войны многие харки были физически уничтожены алжирскими властями, другие бежали во Францию, оказавшуюся не очень благодарной по отношению к ним и бросившую их в концлагеря. Сейчас во Франции община харки, включая их потомков, составляет примерно 400 тысяч человек. Долгое время они были людьми «второго сорта» в этой стране.

Фалько также сообщил о внесении изменений в закон от 2005 года, который отныне позволяет судам «осуждать тех, кто допускает оскорбления в адрес харки, в такой же мере, как наказываются высказывания расистского характера».

В сентябре несколько новостей касались крупных контрактов на поставку в Алжир военной техники. 18 сентября лондонская газета «Аш-Шарк аль-Аусат» сообщила о намерении ВМС Алжира построить в Италии шесть ракетных фрегатов типа FREMM. Стоимость сделки оценивается в 4 млрд евро. Планируется, что эти современные фрегаты начнут поступать на вооружение ВМС Алжира с 2011 года. Переговоры на этот счет провела в начале сентября в Италии делегация минобороны Алжира. Ее участники также ознакомились с производственными мощностями компании «Финкантьери», на верфях которой будут построены корабли.

Первоначально Алжир намеревался разместить контракт на строительство фрегатов во Франции. Переговоры о закупке начались в ноябре 2007 года во время визита в Алжир президента Франции. Тогда Алжир высказывал заинтересованность в приобретении во Франции 4-х фрегатов FREMM, двух десантно-командных кораблей-доков типа «Мистраль», постройке новой военно-морской базы и современного судостроительного предприятия. Ожидалось, что два фрегата будут построены в Алжире. Однако позднее алжирское правительство изменило решение. Судя по всему, это произошло после того, как в апреле прошлого года был подписан контракт на поставку компанией DCNS в Марокко одного фрегата типа FREMM.

Стоит напомнить, что меморандум о взаимопонимании между Францией и Италией по вопросу финансирования совместной разработки и строительства фрегатов FREMM /Fregate Europeene Multi Mission/ был подписан 25 октября 2004 года. Основным подрядчиком строительства кораблей является совместная компания, созданная французской «Армарис» и итальянской «Оридзонте».

Франция планирует закупить 17 фрегатов, Италия — 10 кораблей. Планируется, что первый фрегат FREMM войдет в боевой состав ВМС Италии в начале 2012 года. Оставшиеся пять кораблей первой партии планируется ввести в состав итальянского флота до конца 2013 года.

Длина фрегата — 140 метров, ширина — 19,7 метра, водоизмещение — 5900 тонн, экипаж — 145 человек плюс авиагруппа — 20 человек, автономность — 45 суток, дальность — 6 тысяч морских миль. На вооружении итальянской версии фрегата будут находиться ЗРК «Астер-15», противолодочный ракетный комплекс «Милас», противокорабельные ракеты «Отомат» Мк.2, корабельные автоматические орудия «Супер рапид» 76/62, два вертолета NFH-90.

24 сентября еженедельник «Джейнс дифенс уикли» сообщил, что компания «Агуста/Уэстленд» заключила крупное соглашение по поставке силовым структурам Алжира около 100 вертолетов различных типов. Детали необъявленного соглашения, стоимость которого может составить до 5 млрд долларов, стали известны в ходе прошедшей в начале сентября в Лондоне международной выставки оборонной продукции.

Ранее, в 2007г. алжирское правительство и компания «Агуста/Уэстленд» подписали контракт на поставку 4-х разведывательных вертолетов «Супер Линкс» Мк.300 и шести поисково-спасательных AW-101 «Мерлин». Сумма этой сделки — 400 млн евро. Первый алжирский «Супер Линкс» начал летные испытания на предприятии компании в Йовиле /Великобритания/ в июле с.г. Ожидается, что поставка машин заказчику начнется до конца текущего года.

Новый контракт будет реализован в несколько этапов. На первом предусматривается поставка с первой половины 2010 года 25-ти А-109 и 5-ти AW-139 алжирской жандармерии и полиции. На втором в конце 2010 года будут поставлены 15 AW-139 для жандармерии.

В дальнейшем сборку вертолетов, включая 27 AW-101 и 15 легких многоцелевых различных версий, планируется осуществлять на базе создаваемого в Алжире компанией «Агуста/Уэстленд» и алжирским минобороны совместного предприятия. Эти вертолеты, как ожидается, будут использоваться алжирскими ВВС для выполнения различных задач, включая проведение поисково-спасательных операций /AW-101/. В перспективе планируется осуществление в Алжире сборки еще 30-ти вертолетов.

Ни «Агуста/Уэстленд», ни компания «Финмекканика», подразделением которой она является, по требованию заказчика официально не объявили о заключении контрактов с Алжиром, для которого это — обычная практика.

До настоящего времени силовые структуры Алжира эксплуатировали вертолеты, приобретенные главным образом в России и Франции.

52.26MB | MySQL:103 | 0,486sec