Ситуация в Марокко: сентябрь 2009г.

В сентябре марокканские власти продолжили практику преследования СМИ, опубликовавших нежелательные для них материалы. В частности, под их пресс попал директор и главный редактор арабоязычной газеты «Аль-Джарида аль-Ула» Али Анузла. Он вызвал гнев властей публикацией статьи о состоянии здоровья короля Мохаммеда У1. На допрос в полицию была вызвана и Бушра Эдду — автор статьи «Болезнь монарха вызвала перенос религиозного вечера и его переезд в Касабланку». Под «религиозными вечерами» в марокканских реалиях подразумеваются регулярные выступления монарха — верховного предводителя верующих — на религиозные темы, организуемые в период рамадана.

Согласно прокурорскому обвинению, статья содержала «лживые факты и ложную информацию, касающуюся состояния здоровья монарха». Газета «использовала информацию от анонимных источников, которая шла вразрез с правдой, содержавшейся в официальном коммюнике, подписанном личным врачом монарха».

Марокканское официальное информагентство МАП сообщило, что личный врач короля обратился к президенту Совета врачей по ьповоду этой публикации, «которая основывалась на информации от анонимного медицинского источника, причем эта информация не имела под собой никаких оснований». Теперь Совет врачей требует от газеты идентифицировать этот «медицинский источник».

По официальной версии, монарх подхватил «острую пищевую инфекцию, потребовавшую лечения в течение пяти дней, однако она не представляла никакой угрозы для его здоровья».

Преследованию за аналогичный проступок подверглись также директор независимого еженедельника «Аль-Мишааль» Идрис Шахатан и журналисты издания Рашид Мохамид и Мустафа Хиран, а также руководство еженедельника «Аль-Аям».

3 сентября перед антитеррористическим судов в Сале предстали 38 человек, подозреваемых в причастности к сети, вербовавшей марокканцев для участия в джихаде в Ираке и Алжире. Все они были арестованы в июле 2008г. в городах Тетуан, Танжер, Шефшауэн, Лараш, Ахфир и Эль-Хосейма. По данным полиции, новобранцы должны были пройти военную подготовку в лагерях «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/, действующих в странах Сахеля. Затем планировалась их отправка в Ирак.

Днем ранее тот же суд перенес на начало октября слушания по делу о 43-х участниках террористической структуры, которую подозревают в связях с АКМ.

14 сентября перед судом предстали шестеро молодых марокканцев из г.Мохамедия, решившихся принятием пищи на людях нарушить мусульманский пост. Им предъявлено обвинение «в попытке подстрекательства людей к публичному нарушению режима поста». Как заявили сами «нарушители», своей акцией они протестовали «против действующего закона, который предусматривает тюремное заключение за несоблюдение правил рамадана». Подобный инцидент, когда марокканцы публично потребовали предоставить им право по собственному усмотрению решать, соблюдать им пост или нет, произошел в Марокко впервые. В нем участвовали активисты ранее неизвестной организации «Альтернативное движение в защиту личных свобод». Совет улемов Мохамедии резко осудил участников этой акции, «бросивших вызов учению Аллаха и пророка».

23 сентября марокканские спецслужбы объявили об аресте еще 24 человек по подозрению в причастности к деятельности вербовочной сети, набиравшей марокканцев — кандидатов в смертники для участия в джихаде в Ираке, Сомали и Афганистане. По данным полиции, участники этой ячейки поддерживали связи со своими единомышленниками в Швеции, Бельгии и в зоне сирийско-иракской границы. Они уже отправили в Ирак до 20-ти кандидатов в смертники и вели работу еще с 10. Кроме того, они также планировали «показательные теракты» в самом Марокко, и ждали для их осуществления прибытия пиротехников из «Аль-Каиды». Представитель марокканских спецслужб не уточнил, когда были арестованы участники этой группы.

11 сентября в ходе визита в Рабат Верховный комиссар ООН по делам беженцев Антонио Гутерреш заявил, что увеличение гуманитарной помощи для жителей лагерей сахарцев близ алжирского города Тиндуф возможно лишь после проведения переписи обитателей этих лагерей, находящихся под контролем сепаратистского Фронта ПОЛИСАРИО. Соответствующий запрос об увеличении помощи был подан в ООН Алжиром. По словам Гутерреша, Алжир отказался организовывать такую перепись, поэтому ООН пока не намерена увеличивать поставки гуманитарной помощи. По данным Фронта ПОЛИСАРИО, в настоящее время в лагерях близ Тиндуфа проживают свыше 165 тысяч сахарцев.

В продолжение сахарской темы 28 сентября посол Марокко при институтах ООН в Женеве Омар Хилаль предложил ООН найти для сахарцев место проживания в «третьей стране». Он мотивировал это предложение тем, что, по его мнению, Алжир, на территории которого находятся в настоящее время лагеря сахарцев, блокирует решения, касающиеся их «добровольного возвращения» в сахарские провинции.

18 сентября Агентство по оборонному сотрудничеству и безопасности /DSCA/ минобороны США уведомило Конгресс о планируемой продаже Марокко в рамках программы «Иностранные военные продажи» вспомогательного оборудования и вооружений для истребителей F- 16C/D «Файтинг Фалкон», а также связанных с контрактом услуг и оборудования. Полная стоимость соглашения в случае реализации всех опционов может составить 187 млн дол. Ранее правительство Марокко обратилось к США с запросом о продаже 40 ПУ для запуска ракет LAU-129A, 20 УР класса «воздух-земля» AGM-65D «Мэйврик» средней дальности, 4 учебных ракет AGM-65D «Мэйврик», 4 учебных ракет AGM-65H «Мэйврик», 60 комплектов управляемых авиабомб GBU-12 «Энхансд Пэйвуэй-2», 28 20-мм пушек M61 «Вулкан», 28 одноканальных радиостанций наземной и воздушной связи /SINCGARS/ AN/ARC-238, одного наземного тренажера, 40 ракетных направляющих LAU-118A, 6 подвесных контейнеров целеуказания AN/AAQ-33 «Снайпер» с наземной станцией, 16 подвесных контей неров с аппаратурой для управления маневрированием самолета в воздушном бою ACMI, 4 наземных станций ACMI, 8 систем совместного планирования задач JMPS /Joint Mission Planning System/, двух приемников для получения видеоинформации от удаленных источников /Remote Operated Video Enhanced Receivers/, 30 приемников предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-93, 30 комплектов очков ночного видения AN/AVS-9, контейнеров, компонентов бомб, вспомогательного и обучающего оборудования, запчастей.

Закупаемые системы вооружения предназначены для оснащения истребителей F-16 «Файтинг Фалкон», сборка которых осуществляется на предприятии корпорации «Локхид Мартин». Решение о закупке 24 истребителей F-16 «Локхид Мартин» вместо 18 французских самолетов «Рафаль» было принято руководством Марокко в конце 2007 года по причине административной волокиты с определением стоимости и источников финансирования закупки со стороны Франции. В результате, несмотря на лучшие летно-технические характеристики французских самолетов, Марокко отдало предпочтение несколько более дешевым F-16.

В настоящее время на вооружении ВВС Марокко находятся 2 эскадрильи устаревших F-5 и 2 эскадрильи несколько более новых «Мираж» F1. В декабре 2007 года DSCA уведомило Конгресс США о возможной продаже Марокко в рамках «Программы иностранных военных продаж» 24 истребителей F-16C/D, а также связанных с контрактом услуг и оборудования общей стоимостью около 2,4 млрд дол. В июле 2008 года Марокко уже направило запрос на поставку первой партии вооружений стоимостью 155 млн дол.

24 сентября минобороны США объявило о заключении с компанией «Хоукер бичкрафт» в рамках программы «Иностранные военные продажи» контракта на поставку 24 учебно- тренировочных самолетов /УТС/ T-6C «Тексан-2» /экспортная версия T-6B/ для ВВС Марокко. Соглашение также предусматривает поставку запчастей, технической документации, обеспечение материально-технической поддержки, обучение персонала. Агентство по оборонному сотрудничеству и безопасности /DSCA/ минобороны США уведомило Конгресс о планируемой продаже Марокко УТС T-6B «Тексан-2», а также связанных с контрактом услуг и оборудования в рамках программы «Иностранные военные продажи» 18 декабря 2007 года. Полная стоимость соглашения оценивается в 200 млн дол.

Правительство Марокко обратилось к США с запросом на приобретение 24 УТС T-6B «Тексан», системы глобальной навигации и определения местоположения /GPS/ с картой CMA-4124 GNSSA и запасной встроенной GPS/инерциальной навигационной системой. В комплект поставки также входят 2 летных тренажера. «Тексан» имеет шесть подкрыльевых точек подвески и способен нести на каждом крыле 680 кг вооружения и топливные баки, однако ВВС Марокко намерены использовать их только для обучения пилотов.

Как планируется, поставка самолетов начнется в 2010 году и будет завершена до конца 2012 года. Закупка УТС осуществляется в рамках широкомасштабной программы модернизации ВВС Марокко, реализация которой началась в 2007 году. В декабре 2007 года правительство Марокко обратилось к США с запросом на приобретение 24 истребителей F-16C/D, пакета вооружений и сопутствующего оборудования, стоимость которых оценивается в 2,4 млрд дол. В рамках программы модернизации ВВС Марокко также заключили в октябре 2008 года контракт на приобретение четырех тактических военно- транспортных самолетов C-27J «Спартан» компании «Алениа аэронаутика». Стоимость данного соглашения составила 130 млн евро.

52.33MB | MySQL:103 | 0,713sec