Землетрясения в Турции: экономические последствия и причины массовых обрушений зданий

Двойные землетрясения, которые к настоящему времени унесли жизни более 30 000 человек в Турции и разрушили тысячи зданий, могут стоить до 84,1 млрд долларов, или около 10%  ВВП страны, сообщила турецкая бизнес-группа. В отчете, опубликованном 12 февраля, Конфедерация предприятий и бизнеса Турции оценила финансовый ущерб в размере 70,75 млрд долларов в виде потери жилья, 10,4 млрд долларов в виде потери национального дохода и 2,91 млрд долларов в виде потерянных рабочих дней. В результате двойного землетрясения магнитудой 7,8 и 7,5 баллов пострадали 10 провинций на юго-востоке Турции, в которых проживает более 10 млн человек, а также северо-западная Сирия. В то время как тысячи спасателей продолжают прочесывать разрушенные кварталы, усилия по реагированию начали переключаться на устранение последствий стихийного бедствия. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пообещал восстановить районы, пострадавшие от смертоносных землетрясений, в течение одного года. Общая стоимость вряд ли будет известна в течение некоторого времени, но, по словам Ферида Бельхаджа, вице-президента Всемирного банка по Ближнему Востоку и Северной Африке, ожидается, что восстановление в Турции и Сирии обойдется «в миллиарды долларов». Для примера, землетрясение 1999 года в Измите, унесшее жизни более 17 000 человек, привело к убыткам в размере 51,1 млрд долларов. Масштабы финансовых потерь жилья обусловлены тем, что в Турции начались активные дебаты о роли правительства в обеспечении соблюдения строительных стандартов в сейсмоопасной стране. Некоторые критики также сосредоточили свое внимание на управлении Эрдоганом налогом на землетрясения, введенным после землетрясения 1999 года, чтобы зарезервировать миллиарды долларов на случай аналогичного кризиса в будущем. Власти также начали преследовать десятки застройщиков, обвиняемых в нарушении строительных норм. По состоянию на 12 февраля было выдано 113 ордеров на арест. Владелец жилого комплекса Renaissance Residence, разрушенного землетрясением в провинции Хатай на юго-востоке Турции, был задержан в аэропорту Стамбула 10 февраля при попытке бежать в Черногорию. 12-этажный комплекс, состоящий из 250 квартир в районе Антакья в Хатае, рекламировался как элитный жилой проект, соответствующий строительным нормам. Он был полностью разрушен землетрясениями. Все это осложняется серьезным  экономическим кризисом, вызванным безудержной инфляцией. В то время как пострадавшие от стихийного бедствия районы сталкиваются с серьезными проблемами, некоторые эксперты наоборот прогнозируют, что восстановление может поддержать экономику Турции. Выступая 12 февраля на арабском финансовом форуме, исполнительный директор МВФ Махмуд Мохиельдин сказал, что недавние землетрясения вряд ли повлияют на ВВП Турции до того же уровня, что и землетрясение в Измите в 1999 году, которое поразило экономический центр страны ближе к Стамбулу. Он в этом не одинок. «Турция, как вы знаете, доказала свою устойчивость за последние много-много лет. У них были взлеты и падения, и они смогли справиться», — сказал Ф.Бельхадж в интервью CNBC 13 февраля. При этом, большинство зарубежных  экономистов и официальных лиц по-прежнему считают, что ВВП Турции может упасть на 2% в этом году в результате землетрясений. До землетрясений Анкара оценивала рост в 5,5 процента в 2023 году.

В этой связи турецкие эксперты отмечают, что успех преодоления последствия землетрясения во многом будет зависеть и от слома сложившейся системы кумовства в строительстве. Интересно, что сам  Эрдоган впервые пришел к власти в 2002 году, чему не в малой степени способствовали два разрушительных землетрясения, унесших жизни около 18 000 человек и ранивших около 50 000 человек на северо-западе Турции в 1999 году, и своим обещаниям бороться с коррупцией в правительстве и повысить готовность к землетрясениям в стране, большая часть которой находится на вершине действующего Северо-Анатолийского разлома. Большинство смертей в 1999 году произошло из-за того, что здания были построены с нарушением строительных норм, подрядчики экономили на качестве строительных материалов из соображений прибыли, а общественные инспекторы игнорировали эти нарушения из-за взяток и откатов. Эрдоган провел кампанию, чтобы положить конец этой практике. Ему удалось повлиять на многих разочарованных избирателей, которые отказали в доверии коалиционным партиям, которые в то время управляли Турцией, и отдали свои голоса за недавно созданную Эрдоганом Партию справедливости и развития (ПСР). Однако за два десятилетия своего правления Эрдоган только усугубил ситуацию и не предпринял необходимых шагов для подготовки Турции — страны, в которой ежегодно происходят сотни подземных толчков, превышающих 4 балла по шкале Рихтера, — к более мощным землетрясениям, которые были предсказаны экспертами. Усугубляя ситуацию, правительство в рамках подвергшихся резкой критике проектов городского развития по всей стране часто игнорировало предупреждения о воздействии на окружающую среду и разрешало строительство прибыльных жилых и коммерческих объектов на открытых пространствах, которые были предназначены для сбора людей в случае стихийных бедствий, таких как землетрясения. Торговые центры и элитное жилье были построены во многих районах, назначенных в качестве пунктов сбора экстренных служб в Стамбуле после разрушительного землетрясения 1999 года. К 2015 году правительство Эрдогана открыло более половины из 480 районов в Стамбуле, перечисленных в качестве зон сбора, для строительства коммерческих и жилых комплексов. Другие города последовали этому примеру под руководством правительства Эрдогана. Строителям и инвесторам удалось подкупить чиновников как из центрального правительства, так и из местных муниципалитетов, чтобы позволить им игнорировать требования по предотвращению землетрясений. Чтобы максимизировать прибыль, они добавили больше этажей к высотным бетонным зданиям, которые стали отличительной чертой городского ландшафта Турции, повышая структурную уязвимость и возможность компромисса в случае землетрясения. Учения и проверки в связи с землетрясениями, периодически требуемые законом, были не чем иным, как показухой и служили для проверки документов о готовности, хранящихся на пыльных полках правительственных офисных зданий. Фактически, города, которые сильно пострадали от недавних землетрясений, провели такие учения за несколько недель до катастрофы. Тот факт, что, согласно официальным отчетам, в результате подземных толчков рухнуло 6444 здания, говорит о том, насколько неэффективными были эти учения и инспекции. Плохая работа Управления по борьбе со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (AFAD), ведущего государственного учреждения, которое должно подготовить страну к стихийным бедствиям и мобилизовать ресурсы для реагирования в случае их возникновения, также выявила серьезные недостатки в планировании действий в чрезвычайных ситуациях, координации и эффективном использовании национальных ресурсов в чрезвычайных ситуациях, а также заполнения руководящих должностей в ней по принципу лояльности. Например, ответственный сотрудник AFAD Исмаил Палакоглу, генеральный менеджер Департамента реагирования на стихийные бедствия, который отвечает за мобилизацию людей и ресурсов в случае землетрясения, не имеет никакого опыта в управлении чрезвычайными ситуациями или в области оказания первой помощи. Получив теологическое образование, он долгое время работал в религиозном управлении Турции, Diyanet и его филиале Diyanet Foundation на должностях, которые не имеют ничего общего с управлением в случае стихийных бедствий. 15 марта 2018 года Эрдоган назначил его на ключевую должность в AFAD. Он заметно отсутствовал на брифингах для прессы, проводимых AFAD для информирования общественности о событиях после землетрясения. Провал в координации действий служб экстренного реагирования, неорганизованные и зачастую недостаточные поисково-спасательные работы и огромная нехватка временных убежищ, продовольствия, воды, отопления и санитарии обнажили горький факт, что правительство не сделало ничего, кроме показухи с точки зрения готовности к стихийным бедствиям. Большинство из 268 рекомендаций, принятых парламентской следственной комиссией, созданной для расследования недостатков в обеспечении готовности к землетрясениям, не были выполнены правительством Эрдогана. Парламентские вопросы, представленные оппозиционными законодателями в этой связи, часто игнорировались правительством. В последнем отчете, подготовленном экспертами AFAD после землетрясения магнитудой 5,9 в районе Геляка провинции Дюздже 23 ноября 2022 года, содержатся некоторые шокирующие подробности, касающиеся управления стихийными бедствиями и готовности к ним. В отчете эксперты AFAD признали ошибки в реагировании на землетрясение, в результате которого никто не погиб, но 96 человек получили ранения. Основные выводы из отчета включают отсутствие координации, отсутствие контроля за командами и персоналом, назначенными в район, неправильное обозначение пунктов сбора, запоздалую доставку помощи и персонала и нехватку технических бригад для оценки ущерба. Проблемы, отмеченные в отчете, который был написан всего за два с половиной месяца до нынешних разрушительных землетрясений, произошедших ранее на этой неделе, так и не были решены правительством, а вместо этого были замалчиваемы. Безнаказанность, предоставляемая тем подрядчикам, которые использовали некачественные строительные технологии и материалы, также была отличительной чертой нынешнего правительства. Большинство из тех, кому были предъявлены обвинения в преступлениях по халатности за игнорирование строительных норм и правил и непредумышленное убийство во время землетрясений 1999 года, избежали наказания. В феврале 2007 года правительство Эрдогана просто допустило истечение срока давности по всем текущим делам, которые были возбуждены в 1999 году, позволив всем этим пресловутым подрядчикам соскочить с крючка. Правительство также защищало тех, кто был обвинен в подобной халатности и связанных с ней уголовных преступлениях, связанных с нарушением строительных норм и правил и ставящих под угрозу общественную безопасность. В 2013 году Главная прокуратура Сакарьи предъявила обвинения десяткам людей, в том числе местному мэру Ахмету Согуку, по обвинению в мошенничестве, взяточничестве и подделке документов в связи с выдачей разрешений на строительство некачественных зданий. Полицейское расследование показало, что группа людей, состоящая из строительных инспекторов, подрядчиков, университетских преподавателей и производителя цемента, вступила в сговор с целью фальсификации отчетов о зданиях, которые нарушали нормы сейсмостойкости. Группа помогла получить сертификаты для зданий, которые представляли серьезную опасность обрушения в результате землетрясения, используя подкуп, принуждение и другие методы. Дело было завершено в 2018 году с оправданием мэра и десятков подозреваемых из-за вмешательства правительства ПСР, которое защищало местного мэра, члена той же правящей партии. Вместо этого полиция, которая раскрыла мошенничество и передала дело в прокуратуру, была наказана и часть полицейских была уволена из правоохранительных органов. Начальники полиции Ахмет Яз и Мехмет Дикбаш, которые разоблачили сеть, когда работали в разведывательном отделе полицейского управления Сакарья, позже были обвинены в незаконном прослушивании телефонных разговоров, хотя прослушка была санкционирована судом и проводилась в соответствии с законом. Как выяснилось, некоторые из зданий, обрушившихся в результате землетрясений, были построены компаниями, которые очень близки к правящей ПСР., говорится в многочисленных отчетах.

Правительство также не смогло эффективно инвестировать огромный фонд, собранный под популярным названием «налог на землетрясения» — налог, принятый правительством Демократической левой партии (DSP) после катастрофических землетрясений 1999 года. Правительство не сообщило о том, как потратить эти средства, на общую сумму около 88 млрд турецких лир, по состоянию на прошлый год, и оставило парламентские вопросы о судьбе средств без ответа.  Иногда Эрдогану удавалось продавливать свои городские проекты под видом борьбы с некачественными зданиями в центрах городов, когда на самом деле он стремился обогатить своих друзей огромными прибылями. В 2015 году, когда он обнародовал свой план реконструкции городов на 400 млрд турецких лир, направленный на замену подверженных стихийным бедствиям зданий жильем, оборудованным для того, чтобы выдержать сильное землетрясение, быстро выяснилось, что он в первую очередь нацелился на прибыльные районы Стамбула в интересах подрядчиков, близких к правящей ПСР. После разрушительного землетрясения 2011 года, в результате которого в восточной провинции Ван погибло 604 человека, тогдашний премьер-министр Эрдоган и его партия объявили, что 10 млн зданий будут снесены и заменены сейсмостойкими сооружениями в течение 10 лет. Проект начался в Стамбуле, где закон, определяющий районы как зоны риска стихийных бедствий, позволяет муниципальным властям сносить здания, даже если владелец отказывается давать согласие. Этот закон подвергся критике за то, что позволил подрядчикам, близким к ПСР, получать выгоду от проектов сноса зданий, санкционированных городом. Подобные проекты в Стамбуле также вызвали сомнения, поскольку наиболее уязвимым районам не уделялось никакого внимания, в то время как в менее опасных районах в выгодных местах наблюдалась интенсивная активность. Согласно данным, предоставленным муниципалитетом Стамбула, при самом оптимистичном сценарии в случае землетрясения в городе, насчитывающем около 1,5 млн зданий, ожидается разрушение 190 000 из них. Правительство Эрдогана также приняло в парламенте несколько законов об амнистии под названием Imar affı, предоставляя разрешения на заселение зданий, которые были построены без необходимых разрешений и которые нарушали строительные нормы. Согласно законопроекту 2018 года, одобренному и подписанному Эрдоганом, всем зданиям в Турции, построенным до 31 декабря 2017 года, автоматически выдавались разрешения на заселение при полном игнорировании мер безопасности и независимо от того, соответствовали ли эти здания строительным нормам. Фактически, партия Эрдогана недавно представила в парламент новый законопроект, предлагающий еще одну амнистию для зданий, которые были построены без разрешений или разрешений. Если бы землетрясения не произошло, парламент должен был обсудить законопроект и принять его большинством голосов ПСР Эрдогана и ее союзников.

52.15MB | MySQL:103 | 1,317sec