О проблемах оказания гуманитарной помощи пострадавшим от землетрясения в Сирии

Самолет Саудовской Аравии с 35 тоннами продовольствием  и другой гуманитарной помощью для пострадавшей от землетрясения Сирии приземлился в Алеппо 14 февраля, это первая подобная отправка королевством на территорию, контролируемую Башаром Асадом, с тех пор, как более десяти лет назад началась сирийская гражданская война. Самолеты с иностранной гуманитарной помощью приземлились в Сирии и соседней Турции, пострадавших от землетрясений в результате которых погибло более 40 000 человек, и их число растет с каждым днем.  «Директивы, данные нам руководством Королевства Саудовской Аравии, направлены на то, чтобы помочь братскому сирийскому народу, пострадавшему (от землетрясения) по всей Сирии», — заявил член саудовской делегации сирийскому телевидению. Отмечается, что  с февраля 2012 года между Саудовской Аравией и Сирией не было официальных рейсов. Наряду с другими государствами Персидского залива КСА поддержало множество повстанческих групп, пытающихся отстранить президента Асада от власти. Но в последние годы многие арабские страны, в первую очередь ОАЭ, возобновили связи с Дамаском. Президент Сирии Башар Асад совершил историческую поездку в ОАЭ в марте 2022 года, свою первую поездку в арабскую страну с начала войны в Сирии. Другие страны региона начали признавать Асада победителем в войне и предприняли шаги к примирению. Король Иордании Абдалла II провел телефонный разговор с Асадом в октябре 2021 года, а Алжир выразил поддержку восстановлению членства Сирии в Лиге арабских государств. Президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси позвонил Асаду на прошлой неделе, чтобы предложить поддержку после землетрясения, в ходе первого официального обмена мнениями между двумя лидерами. А позже на этой неделе президент Туниса Кайс Саид объявил, что он будет укреплять дипломатические отношения с Дамаском. После двух землетрясений на прошлой неделе Эр-Рияд в свою очередь пообещал оказать помощь как оппозиционным, так и контролируемым правительством районам Сирии. 10 февраля Саудовская Аравия отправила в удерживаемую оппозицией северо-западную Сирию колонну первой помощи из 11 грузовиков, груженных 104 тоннами продовольствия и брезента, сообщило официальное саудовское агентство печати (SPA). Прямого контакта при этом с правительством Асада не было, сообщил AFP ранее представитель Центра гуманитарной помощи и помощи имени короля Сальмана. Это, кстати, говорит о четком дистанцировании КСА между гуманитарной и политической составляющей. По данным правительства и экстренных служб на удерживаемом оппозицией северо-западе, только в Сирии в результате землетрясения погибли более 3600 человек. По данным Всемирной организации здравоохранения, в основном контролируемая правительством провинция Алеппо сильно пострадала, более 200 000 человек остались без крова. С 2011 года конфликт в Сирии унес жизни почти полумиллиона человек и вынудил около половины довоенного населения страны покинуть свои дома, многие их них нашли убежище в Турции. Еще до землетрясения Сирия столкнулась с тяжелой гуманитарной ситуацией. Экономика находится на грани краха, и, по данным ООН, 90% населения страны живет в бедности.

В этой связи эксперты Европейского совета по международным отношениям (ECFR) отмечают, что в то время, как чрезвычайная помощь в Турцию поступает относительно беспрепятственно – и международная операция по оказанию помощи быстро началась — политические дилеммы значительно затрудняют ее прохождение в Сирию. В неподконтрольные правительству районы направляется слишком мало средств, и без быстрых гуманитарных усилий число жертв и пострадавших будет намного выше, чем можно было ожидать. Время идет, европейцам нужно быстро находить решения, мобилизуя совместные дипломатические усилия, чтобы найти путь для доставки помощи в регион. Получение европейской помощи этими сирийцам сопряжено с политическими дилеммами. В основе проблемы лежит нежелание Запада направлять гуманитарную помощь через Дамаск, как того сейчас требует сирийское правительство. На прошлой неделе правительство запросило европейскую поддержку через Механизм гражданской защиты Европейского союза. Дамаск также призвал к ослаблению западных санкций. Но в то время как Запад уже является крупнейшим донором помощи в Сирии и заявляет, что готов увеличить гуманитарную поддержку для решения этого кризиса, западные лидеры не желают предоставлять дальнейшую помощь через Дамаск из-за опасений, что режим будет манипулировать этой помощью в своих целях, а не доставлять ее предполагаемым получателям. Поэтому критически важные предметы снабжения, такие как оборудование для восстановления и топливо, вероятно, по-прежнему будут в дефиците. После непрерывных бомбардировок северо-запада в течение десятилетия мало уверенности в том, что Дамаск заботится о населении региона и что он просто не использует увеличившиеся потоки помощи для укрепления своих позиций. Правительство США, со своей стороны, уже заявило, что будет направлять помощь через местные НПО, а не через правительство, но возможностей этих местных субъектов крайне недостаточно. До катастрофы Европа и ее союзники отправляли гуманитарную помощь на северо-запад Сирии через границу из Турции. Несмотря на давнее противодействие со стороны Дамаска и Москвы, один пограничный переход остается открытым в соответствии с резолюцией 2672 Совета Безопасности ООН: Баб аль-Хава. Но этот пункт пропуска был закрыт на три дня из-за ущерба, причиненного землетрясением. На прошлой неделе он, наконец, вновь открылся для ограниченных поставок, но некоторые призывают к срочному открытию других пограничных пунктов пропуска, таких как Баб аль–Саламех и Джараблус. Тем не менее, более значительный ущерб, нанесенный инфраструктуре материально-технического обеспечения и доступа (например, местным аэропортам) на юге Турции, означает, что отправка любой значительной помощи через Турцию в течение некоторого времени будет чрезвычайно сложной задачей. Открытие новых пунктов пересечения границы также поднимает острую правовую проблему, поскольку европейским правительствам придется действовать в обход действующего мандата ООН. Для заключения нового соглашения России потребуется дать зеленый свет новым пунктам пересечения в Совете Безопасности ООН, но Москва вполне может заблокировать этот подход, учитывая ее конфликт с Западом из–за войны в Украине, а также ее давнее желание использовать доступ к помощи для усиления контроля режима. Поэтому европейским правительствам необходимо будет более активно сотрудничать с Турцией в рамках системы ООН для создания и управления новыми точками доступа и механизмами доставки. В условиях отсутствия альтернативных вариантов некоторые международные НПО утверждают, что увеличение трансграничной поддержки, когда помощь направляется через Дамаск, сейчас необходимо, несмотря на озабоченность Запада. Если какая-то трансграничная помощь не достигнет северо-запада Сирии в ближайшее время, у местного населения не останется выбора.  НПО утверждают, что это все еще жизнеспособно при надлежащем мониторинге и значительных дипломатических инвестициях со стороны западных государств. Но в то время как некоторые европейские правительства призывают Россию обеспечить, чтобы Дамаск ослабил некоторые политические ограничения на поступление помощи на северо-запад страны, здесь мало оптимизма в отношении прогресса. Также, похоже, нет реального европейского стремления к началу переговоров с Дамаском по этому вопросу. Это демонстрирует крайний пессимизм, которые сейчас испытывают многие западные игроки при рассмотрении различных аспектов сирийского кризиса. После десятилетия неудач переговоры с Москвой и Дамаском все чаще исключаются как вариант, который даже не стоит пробовать делать. Между тем,  как полагают европейские аналитики,  гуманитарные императивы должны превзойти давние политические позиции, чтобы гарантировать удовлетворение ключевых потребностей. Подобные сценарии происходили в прошлом, например, после землетрясений в Иране, когда блокирование помощи и санкций было временно отменено. Европейцы также должны призвать региональных партнеров, таких как ОАЭ, использовать свое возобновленное взаимодействие с Дамаском, чтобы активно добиваться доступа помощи ко всей стране. У всех этих вариантов есть недостатки, но  иной альтернативы нет.

Спустя неделю после землетрясения в Сирию поступает минимальная помощь, особенно в неподконтрольные правительству районы. Пока лишь нескольким небольшим автоколоннам удалось проникнуть на северо-запад Сирии, который больше всего пострадал от землетрясения. В то время как Россия, Иран, ОАЭ, Алжир и Ирак направили некоторую гуманитарную поддержку и спасательные команды в контролируемые правительством районы Сирии, где потребности также очень реальны, никто не доставляет значительные объемы помощи на северо-запад страны. Помощь здесь почти полностью зависят от местных НПО, которым не хватает потенциала, ресурсов и энергии, чтобы справиться с этим разрушительным кризисом. Им срочно нужны специалисты, техника и топливо, которых у них просто нет. Для сирийцев землетрясение — это «кризис поверх множества кризисов». Люди уже много лет живут в ужасных условиях, особенно на северо-западе. Многие были перемещены несколько раз. Этот район, в котором проживает около 3,3 млн нуждающихся людей, – провинция Идлиб – является последним оплотом некурдской сирийской оппозиции после почти 12 лет гражданской войны. В настоящее время территория находится под контролем сирийских повстанцев, включая вооруженную группировку «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена в России), возглавляемую бывшими членами «Аль-Каиды» и признанную Организацией Объединенных Наций террористической организацией. В связи с недавней вспышкой холеры, а ранее пандемией короновируса, землетрясение еще больше выявило крайне тяжелое состояние медицинских учреждений в этом районе, характеризующееся слабыми и недостаточными услугами и инфраструктурой. Эта ситуация в Идлибе усугубляется и ситуацией на сопредельных турецких территориях, которые также пострадали от землетрясения. Как утверждают некоторые правительственные источники, турецкое правительство рассматривает возможность переселения сотен тысяч сирийцев из 10 провинций страны после двойного землетрясения, в результате которого в Турции погибло более 35 000 человек. Сирийские источники сообщили, что сирийско-турецкий совместный комитет, созданный в 2019 году от имени Министерства внутренних дел Турции и оппозиционной Сирийской национальной коалиции, вскоре призовет сирийцев переселиться в разные города. Один из анонимных источников сообщил, что точное число сирийских жертв в Турции пока не ясно. Они добавили, что наибольшее число жертв ожидается в южной турецкой провинции Хатай. Отдельный турецкий источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что 1126  тел сирийцев были доставлены в Сирию через границу на прошлой неделе. Источник также добавил, что, по его мнению, около четверти погибших в Хатае — сирийцы. В некоторых приграничных городах сирийцы стали большинством. По данным Турецкой ассоциации беженцев, согласно статистике за декабрь 2022 года, в 10 пострадавших от землетрясения провинциях проживает 1,75 млн сирийцев. Источники также поделились черновиком призыва к сирийским беженцам, проживающим в Турции. В нем Сирийско-турецкий объединенный комитет по делам беженцев заявляет, что от 6 до 12 месяцев «необходимы для возвращения к нормальной жизни в Газиантепе, Кахраманмараше и Антакье». Далее говорится: «Сирийские братья, чьи дома повреждены, должны тщательно рассмотреть ситуацию и сделать то, что необходимо, чтобы жить в разных регионах своими средствами». Для граждан Турции, которые не хотят оставаться в палаточных лагерях, которые были созданы, турецкое правительство выделит 15 000 турецких лир (около 800 долларов США) на поддержку переселения для каждой семьи. Согласно проекту документа, распространенному в турецких социальных сетях, предположительно созданному Управлением миграции Турции, поддержка переселения не распространяется на сирийцев, пострадавших от землетрясения. Аналогичным образом, в то время как турецкие граждане в регионе размещаются в общественных зданиях, таких как спортивные и студенческие залы в безопасных городах на западе Турции, сирийцы не получат такой льготы от этой программы, согласно распространяемому документу. В документе добавляется, что, хотя сирийцам не нужно получать разрешение на поездку от властей, как только они переедут в другой город, чтобы остановиться у родственников или друзей, у которых есть доступное жилье, им нужно будет зарегистрироваться у властей для получения 90-дневного вида на жительство. Чиновники из Управления миграции Турции сообщили, что документ в социальных сетях является предварительным проектом, который еще не завершен и не введен в действие. Большинство фотографий документа были удалены с сайтов социальных сетей. «Реальная ситуация постоянно меняется. Требуется время, чтобы связаться со многими сирийцами в зоне бедствия и определить их положение. В процессе также отмечаются различные альтернативы. Однако мы примем меры в отношении сирийцев, как только ситуация прояснится. Самым большим препятствием для эвакуации сирийцев, которые потеряли здесь все, является то, что они не сталкиваются с проблемой размещения за пределами зоны бедствия», — дал понять турецкий  чиновник. Чиновник добавил, что сирийские пострадавшие от  землетрясения могут быть направлены в районы за пределами 10 провинций зоны бедствия, если у них есть родственники, которые могли бы их принять. Некоторые сирийские коммуникационные сети и активисты также утверждают, что ряд лагерей сирийских беженцев были принудительно эвакуированы для оказания помощи жертвам землетрясения в Турции.

52.17MB | MySQL:103 | 0,588sec