Иран: репрессии продолжаются

Хотя после президентских выборов в Иране прошло больше четырех месяцев, в стране до сих пор ощущается политическое противостояние между властями и оппозиционными силами, не согласными с объявленными результатами народного волеизъявления. Как известно, противостояние приняло форму различных протестных акций, охвативших всю страну. Акции протеста недовольных итогами выборов стали причиной многочисленных столкновений между полицией и сторонниками оппозиции. В результате было арестовано 1032 человека, часть из них были отпущены на свободу В начале октября в стране объявлен первый смертный приговор в отношении участников антиправительственных выступлений, которые были самыми массовыми за последние 30 лет и имели наибольший размах в мае-июне 2009 г. Этот приговор был вынесен Тегеранским революционным трибуналом в отношение 37-летнего Мохаммада-Реза Али- Замани. Али-Замани обвинили в «попытке подрыва исламских устоев» и активном участии в политической группировке монархического толка. Однако первые судебные процессы над участниками протестных акций в Иране начались еще в августе. Тогда перед судом предстали более 100 участников демонстраций, которых обвинили в создании нестабильности, провоцировании послевыборных беспорядков, заговоре против исламского строя, других действиях, подрывающих национальную безопасность. Лидеры оппозиции — экс-премьер-министр Мир-Хоссейн Мусави, экс-президент Сеййед Мохаммад Хатами, экс-спикер Собрания исламского Совета (парламента) Мехди Карруби в один голос признали, что суд над участниками послевыборных протестных акций является вопиющим нарушением действующей в Иране конституции, законов и прав граждан.

Во время одной из координационных встреч, состоявшихся в начале нынешней недели, лидеры послевыборной оппозиции Мир-Хоссейн Мусави и Мехди Карруби подтвердили свою приверженность позиции противостояния результатам выборов и призвали молодежь, главным образом – студентов, продолжать акции протеста, но не прибегать к насилию и противоправным действиям. С ними солидаризировался и экс-президент Мохаммад Хатами, сказавший 12 октября на митинге в своем родном городе Йезде, что он верен выбранной им позиции. По словам Хатами, те, кто не принимают в расчет волю и настроения людей, не согласных с результатами выборов, «чужды революции и исламской республике». Он считает, что если правительство страны отзовется на призыв народных масс и обеспечит их запросы, то цена, которой это будет достигнуто, не окажется слишком высокой. Однако в том случае, когда правительство не внемлет чаяниям народа, оппозиция продолжит действовать и добьется своего, пусть даже дорогой ценой. Такое заявление Хатами опубликовал один из иранских оппозиционных интернет-сайтов.

Серьезное заявление сделал и аятолла Хоссейн-Али Монтазери. Он в очередной раз жестко прошелся по адресу нынешних руководителей исламского Ирана. У Монтазери в Иране громадная аудитория. Один из наиболее влиятельных клерикальных деятелей исламского режима, по существу, второй человек по влиянию в Исламской республике в первое десятилетие после революции, он официально считался преемником аятоллы Хомейни. В последний год жизни Хомейни между ними выявились кардинальные разногласия по узловым политическим проблемам. В частности, Монтазери был сторонником многопартийной политической системы и поддерживал диалог с Западом, критиковал религиозную власть и призывал к плюрализму и терпимости. В результате, 28 марта 1989г., за два месяца до смерти Хомейни, Монтазери был снят со всех постов, лишен сана аятоллы и отправлен под надзор Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в г. Кум. С 1997 по 2003 г. он находился под домашним арестом из-за критики религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи. С началом каденции М.Ахмадинежада Монтазери вновь активизировал свои выступления с критикой действующей власти. Выступая 14 октября в своей резиденции в Куме, он сказал, что в опасности не только сам Иран, но и его исламский путь развития. По словам Монтазери, процитированным интернет-порталом «Иране эмруз», больше всего его беспокоит разрыв между исламскими руководителями страны и народом, который уже не так искренне поддерживает исламский строй, как в начале революции. Причину создавшегося положения аятолла Монтазери видит в волне протестного движения в стране и небывалой жесткости, которую проявили власти по разгрому той части электората, которая до сих пор не согласна с объявленными результатами выборов. «Разве слово «свобода» не было одним из лозунгов нашей исламской революции? Почему же тогда у нас преследуют людей, высказывающих другие взгляды и точки зрения?» В сложившейся в стране обстановке, считает Монтазери, существует опасность подвергнуть серьезному испытанию как исламский режим в стране, так и саму судьбу ислама в ИРИ.

Именно по адресу Монтазери и других оппозиционеров прошелся в середине октября глава офиса аятоллы Али Хаменеи, ходжат-оль-эслам Мохаммад Мохаммади-Гольпаегани, сказавший, что за время, прошедшее после выборов, стало заметно истинное лицо многих из тех деятелей духовенства, кто были активны в поддержке исламского режима. Власти в такой ситуации не сидят сложа руки. В последние недели стали отчетливо видны их действия, направленные на то, чтобы образцового наказать всех тех, кто причастен к протестным акциям против результатов президентских выборов. Так, прокурор революционного трибунала Тегерана Аббас Джафари-Доулатабади сделал официальное сообщение по поводу того, что подготовлено обвинения в отношение одного из лидеров послевыборных протестных акций, экс-спикера парламента Мехди Карруби. Однако главное обвинение против него связано даже не с этим, а с его неоднократными заявлениями и статьями, утверждавшими, что против задержанных участников акций применялись меры физического воздействия, а часть их даже подвергалась изнасилованию в тегеранских тюрьмах, в частности – тюрьме Кахризак.Об этом неоднократно сообщали и западные СМИ, в частности, агентство Рейтер со ссылкой на иранские СМИ. Еще в августе Карруби заявил о том, что задержанные в ходе беспорядков люди подвергались сексуальному насилию в тюрьмах Кахризак и Эвин, которая является самым крупным застенком политизаключенных. В своем обращении к бывшему президенту Ирана Али-Акбару Хашеми-Рафсанджани, который первоначально открыто поддержал на выборах оппозиционеров-реформистов, Карруби потребовал провести расследование этих фактов и попросил Хашеми-Рафсанджани обратить внимание аятоллы Али Хаменеи на проблему нарушения прав заключенных оппозиционеров и расследовать многочисленные факты применение насилия к ним.

Прокуратура считает подобные утверждения престарелого политика грубой и ничем не обоснованной ложью и полагает, что за такое деяние Карруби должен быть подвергнут серьезному наказанию. Однако угрозы не сломили Карруби. После того, как более месяца назад разгрому властей подвергся офис руководимой им партии «Эттемаде мелли» (Национальное согласие), в последние дни начались действия по реанимации деятельности этой политической организации. В частности, на этой неделе ряд ее активистов предприняли попытки встретиться с Карруби и обсудить эту проблему.

Между тем, революционный трибунал вынес 13 октября пятый смертный приговор в связи с послевыборными протестными акциями. Осужденным стал Давод Фард-Баче-Ардабили. Днем ранее был объявлен смертный приговор Хамеду Рухинежаду. Оба, по утверждениям властей, связаны с организациями монархического толка. С этой организацией связан и Мохаммад-Реза Али-Замани, осужденный на смертную казнь неделей ранее. Ему инкриминируют также участие во взрыве в одной из мечетей южноиранского города Шираза с целью дестабилизации ситуации в стране. Пятью осужденными, которые, как писала 13 октября французская газета «Ле Монд», подвергались на стадии предварительного заключения самым изощренным пыткам и издевательствам, не ограничивается список смертников. Прокуратура Тегерана уже объявила о том, что ею передаются в революционный трибунал дела еще десяти активистов протестных акций, по которым также ожидается вынесения смертной казни. Парвиз Сорури, глава специального парламентского комитета по надзору над рассмотрением дел осужденных по послевыборным событиям, сказал, что все лица, причастные к таким событиям, передаются под надзор полиции.

Власти наметили и постепенно реализуют и более серьезные шаги. Иранский информационный портал «Джомбеше рахе сабз» сообщил на днях о том, что руководство вооруженных сил страны вынашивает планы контроля деятельности политических партий. При этом портал ссылается на начальника Генерального штаба вооруженных сил ИРИ генерала Хасана Фирузабади, сказавшего, что Высший совет по национальной безопасности Ирана и Собрание исламского Совета (парламент) должны «направлять политическую деятельность партий и инструктировать их». «Отныне, — сказал он, — мы будем определять и контролировать политическую жизнь». С угрозами в адрес «смутьянов» выступали в последние дни политические и военные руководители страны. Президент М.Ахмадинежад призвал 12 октября вести активную борьбу с «психологическими атаками врага», под которым он понимает всех, кто до сих пор не смирился с результатами июньских выборов и все никак не снимает лозунг «Смерть диктатору!». Дополняя слова президента, заместитель по пропаганде генерала Фирузабади, генерал Масуд Джазаери уточнил, что такие люди толкают страну к кризису и это требует принятия взвешенных и серьезных решений. Таким образом, в самое ближайшее время следует ожидать усиления репрессий властей как по отношению к именитым оппозиционерам, так и рядовым участникам протестных акций.

55.81MB | MySQL:108 | 0,526sec