Ситуация в Израиле: январь 2023 г.

В январе правительство под руководством Б.Нетаньяху активизировало работу в области внутренней политики, обозначив перечень приоритетов, а также во внешнеполитической сфере, интенсифицировав контакты с партнерами из США, Европы, Азии и Ближнего Востока. Вместе с тем обстановка в стране оставалась сложной в силу дебатов коалиции и оппозиции по судебной реформе, подкрепленных ростом протестных настроений среди населения, и всплеска террористической активности. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

На протяжении месяца обстановка в секторе Газа оставалась относительно спокойной, что можно объяснить выплатами 100 местным нуждающимся семьям из средств, ранее перечисленных Катаром, а также заявлениями Международного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) о планах выделить дополнительное финансирование. Однако 27 января в направлении израильской территории из Газы было выпущено пять ракет. Три из них перехватила система ПРО «Железный купол», одна упала на открытой местности в Израиле, а еще одна – в секторе. По данным Информационного центра по изучению терроризма им. М.Амита, за инцидентом стоял «Палестинский исламский джихад». В ответ ЦАХАЛ атаковал объект по производству боеприпасов и военную базу боевиков. Представители «Бригад Изз ад-Дина аль-Кассама» сообщили, что обстреляли самолеты АОИ, а ХАМАС в тот же день разместил фото перехваченного израильского дрона.

После того, как назначенный министром национальной безопасности лидер партии «Оцма иехудит» И.Бен-Гвир 3 января совершил восхождение на Храмовую гору, палестинцы пригрозили началом «третьей интифады», также стала обостряться ситуация с безопасности. Серия нападений на мирное население и силы безопасности была совершена в районе Дженина, Наблуса, Сде-Эфраим, Иродиона, палестинку с ножом задержали у Пещеры Махпела в Хевроне, попытку атаки с использованием холодного оружия пресекли в Старом городе Иерусалима.

Обстановка резко накалилась в конце месяца. 27 января 7 человек стали жертвами палестинского террориста у синагоги в районе Неве-Яаков в Иерусалиме, еще двое были убиты в израильской столице на следующий день. Помимо этого, был совершен наезд на солдата ЦАХАЛа в Хевроне и вооруженное нападение на ресторан на перекрестке Альмог в долине реки Иордан. Силам безопасности удалось предотвратить попытку проникновения с огнестрельным оружием в поселок Кдумим и атаку на военнослужащих близ Калькилии. В ответ израильские силы безопасности продолжили комплекс контртеррористических мероприятий.

Официальные визиты и переговоры

В январе особенно интенсивным было общение представителей нового правительства Израиля с американскими контрпартнерами, ориентированное на установление межведомственных связей после состоявшегося транзита власти и подготовку к встрече на высшем уровне, намеченной на февраль. В начале месяца министр иностранных дел Израиля Э.Коэн провел телефонные переговоры с госсекретарем США Э.Блинкеном, а в середине января ближневосточное государство посетили советник президента США по национальной безопасности Дж.Салливан и делегация представителей Демократической и Республиканской партий. В числе их основных тем значились перспективы расширения процесса нормализации отношений Иерусалима с умеренными региональными режимами и укрепления контактов участников Негевского форума, иранский и палестинский вопросы с акцентом на попытках ПНА передать израильское досье на рассмотрение в Международный уголовный суд (МУС), двустороннее сотрудничество, где особое внимание оказалось сосредоточено на проблемах безопасности. Помимо этого, со стороны Белого дома вновь прозвучала озабоченность в связи с планами нового кабинета под руководством Б.Нетаньяху провести судебную реформу, которая, по мнению администрации Дж.Байдена, способна нанести урон демократии ближневосточной страны. Вместе с тем от попыток более активного вовлечения во внутренние дела государства-партнера в Вашингтоне на этом этапе решили воздержаться.

В рамках практических шагов по наращиванию взаимодействия с соседями делегация Израиля приняла участие в открывшемся 9 января в Абу-Даби заседании руководящего комитета и рабочих групп Негевского форума. Помимо этого, в начале месяца состоялись телефонные переговоры Б.Нетаньяху и президента АРЕ А.Ф.ас-Сиси, а в конце – личная встреча главы израильского правительства с королем Иордании Абдаллой II. В первом случае лидеры были сосредоточены на обсуждении двустороннего взаимодействия с учетом влияния на него глобальных процессов, а во втором в фокусе внимания оказались вопросы экономики, безопасности и поддержания стабильности в регионе. Наконец, продолжая возвращать отношения Анкары и Иерусалима на докризисный уровень, новый посол Турции Шакир Озкан Торунлар прибыл в январе в Израиль и вручил свои верительные грамоты президенту И.Герцогу.

В январе заметно большее внимание стало уделяться взаимодействию Израиля и Индии. Б.Нетаньяху и Э.Коэн пообщались по телефону со своими контрпартнерами Н.Моди и С.Джайшанкаром. В повестке переговоров фигурировали перспективы укрепления стратегического сотрудничества двух стран, прежде всего за счет наращивания контактов в области инноваций, продовольственной безопасности и водных ресурсов. В качестве планов на ближайшую перспективу была обозначена работа над соглашением о свободной торговле и организация израильско-индийских очных переговоров на высшем уровне.

Помимо этого, в январе состоялась беседа Б.Нетаньяху с коллегой из Нидерландов М.Рютте, по итогам которой было заявлено о намерении созвать межправительственные консультации с целью расширения двустороннего сотрудничества. После упомянутой террористической атаки в Иерусалиме 27 января свои соболезнования государству выразили генеральный секретарь ООН А.Гутерриш, канцлер ФРГ О.Шольц, президент Франции Э.Макрон и вице-президент США К.Харрис.

Отношения с международными организациями

В течение месяца обстановка в ООН для Иерусалима оставалась сложной, что проявилось, к примеру, на заседании Совета Безопасности 18 января, посвященном ситуации на Ближнем Востоке, включая палестино-израильский конфликт. На нем присутствовал постоянный представитель Израиля при учреждениях ООН в Нью-Йорке Г.Эрдан, подчеркнувший в своем выступлении, что обращение Рамаллы в МУС предпринимается с «единственной целью уничтожить Израиль как еврейское государство». Помимо этого, израильский представитель отметил, что тактика, используемая ПНА, сводится к «манипулированию и злоупотреблению международными институтами». Среди наиболее восприимчивых к такого рода воздействию он назвал МУС и СПЧ. Стремлением посредством выдвижения антиизраильских резолюций привлечь на свою сторону Генеральную Ассамблею, как было сказано Г.Эрданом, «палестинцы вонзили нож в сердце каких-либо шансов на диалог или примирение».

Попытку заручиться поддержкой наднациональных институтов ЕС и руководства НАТО предпринял президент Израиля И.Герцог, 25 января отправившийся с официальным визитом в Брюссель. В программе его пребывания значились выступление перед Европарламентом по случаю Дня памяти жертв Холокоста, общение с председателем Еврокомиссии У. фон дер Ляйен, председателем Европарламента Р.Метсолой и генеральным секретарем Североатлантического альянса Й.Столтенбергом. По словам И.Герцога, в ходе поездки он намеревался «выступить от имени Государства Израиль, демократического, сильного национального государства еврейского народа, которое протягивает руку мира», а также поднять ключевые для Иерусалима вопросы, а именно обсудить Иран, который, по его словам, «мчится к ядерному оружию», и ХАМАС, продолжающий удерживать израильских граждан и тела военнослужащих.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Повестка дня Кнессета

В начале января парламент Израиля окончательно одобрил фракционный состав Кнессета 25 созыва и утвердил руководство 12 постоянных комиссий. Три из них (финансовая, внутренних дел, по вопросам труда) оказались под контролем партии «Еврейство Торы», представитель Ликуда возглавил комиссию по делам Кнессета, «Религиозный сионизм» — законодательную, ШАС – по образованию, «Еш атид» — по вопросам государственного контроля, НДИ – по алие и абсорбции, «Лагерь государственников» — по статусу женщин и ХАДАШ-ТААЛЬ – по науке.

23 января пленум Кнессета 65-ю голосами «за» при 18 – «против» в итоговых чтениях одобрил т. н. «Норвежский закон» в его расширенной версии. В соответствии с ним, было увеличено количество парламентариев, которые, получив портфель министра, могут передать свой мандат коллеге по фракции на время работы в правительстве. При этом численность подобных депутатов обратно пропорциональна величине фракции. Так, если список из 18 и более политиков может сменить таким образом не более 1/3 своего состава в Кнессете, то в насчитывающем трех депутатов передать мандат имеют право двое. Принятию соответствующей поправки к основному закону о Кнессете предшествовали дискуссии, суть которых сводилась к предложениям по повышению самостоятельности при принятии решений «норвежских» депутатов. Возникли они, судя по всему, в связи с попытками Б.Нетаньяху совершить таким образом максимально возможную ротацию в парламенте, дабы упростить процесс прохождения коалиционных законопроектов за счет большей лояльности тех, кто не сумел пройти в Кнессет по результатам голосования, а получил такое право после вхождения своей партии в кабмин.

В январе пленум Кнессета отклонил несколько попыток оппозиции выдвинуть вотум недоверия правительству. С подобными предложениями выступили «Еш атид», НДИ и «Лагерь государственников». Первые указали на стремление «слабого премьер-министра обмануть своих избирателей о революции в форме правления и фактической отмене демократии». Вторые, продолжая борьбу с ультраортодоксальными депутатами, сосредоточились на «постоянном вреде ценностям иудаизма со стороны лидеров ШАС и “Еврейства Торы”». Наконец, третьи сослались на «раздутый» кабмин.

После длительно перерыва в работе на этапе подготовки к выборам депутаты еще активнее приступили в январе к законотворческой деятельности. Так, к концу месяца парламентарии приняли в первом чтении законопроект о лишении гражданства или вида на жительство и выдворении из страны лица, совершившего теракт. На заседании Комиссии по алие и абсорбции ожесточенные дебаты коалиции и оппозиции развернулись по вопросу реформы Закона о возвращении. Представители Ликуда настаивали на том, что возможный негативный эффект от поправок может быть нивелирован снижением бюрократических барьеров для прохождения гиюра, в то время как «Еш атид» не только вступилась за сохранение в Законе пункта о внуках, но и высказала предложение добавить графу о возможности совершить алию для правнуков евреев. Наконец, наибольшие разногласия сопровождали рассмотрение поправок к судебному законодательству. При этом возражения касались не только сути реформы, но и процедурных вопросов, что представители коалиции также сочли попыткой затормозить процесс по политическим мотивам оппозиции.

Деятельность правительства

На первом в январе заседании кабинета министров Б.Нетаньяху обозначил цели правительства на ближайшую перспективу. По его словам, власти Израиля, «получив четкий мандат от общественности», намерены сосредоточиться на решении актуальных задач в области безопасности, совершенствовании системы государственного управления, на вопросах экономики и на мирном процессе, игнорировавшихся, по мнению премьер-министра, его предшественниками. Прежде всего было выражено намерение «работать открыто, с позиции силы, на международной арене против возврата к ядерному соглашению, не только в переговорах с лидерами за закрытыми дверями, но решительно и открыто в сфере мирового общественного мнения, которое сейчас осознает истинную опасность, исходящую от Ирана – иранский режим, убивающий невинных граждан в Иране и за его пределами». При этом политик подчеркнул, что, на его взгляд, вероятность возращения к СВПД не исчезла. Для защиты населения внутри страны было обещано «действовать агрессивно против нарушителей закона, где бы они ни находились, чтобы восстановить личную безопасность каждого гражданина Израиля, как евреев, так и арабов».

Говоря о внутриполитической программе, Б.Нетаньяху оказался наиболее сдержан, сообщив лишь о сохранении плана реализации намеченных реформ. А вот в экономической сфере, наоборот, глава правительства подробно остановился на мерах поддержки населения, пострадавшего от «из-за сочетания глобальной инфляции и полного бездействия уходящего правительства». На заседании было объявлено о готовности в короткие сроки и не дожидаясь принятия бюджета приступить к экстренным мерам поддержки, разработанным в ходе межведомственных консультаций с привлечением министров экономики и финансов. Наконец, в области мирного процесса ключевым направлением работы было названо «углубление существующих мирных соглашений с шестью арабскими странами и добавление к ним исторических прорывов с дополнительными арабскими странами в регионе».

8 января Б.Нетаньяху представил на заседании правительства пакет мер в отношении Палестинской национальной администрации, согласованных ранее кабинетом безопасности в качестве ответа на действия Рамаллы в МУС. Они включили в себя персональные санкции против высокопоставленных должностных лиц ПНА, замораживание строительства в Зоне С и отказ от передачи средств, собранных ранее в качестве налоговых поступлений в палестинский бюджет, в сумме, равной компенсациям, выплачиваемым палестинским террористам.

15 января на еженедельном заседании правительства Б.Нетаньяху прокомментировал протестную активность населения в связи с судебной реформой. По данным западных источников, состоявшиеся ранее демонстрации собрали порядка 80 тыс. человек, а к концу января количество участников акций перевалило за 100 тыс. человек. Вместе с тем, по мнению премьер-министра, «несколько месяцев назад прошла массовая демонстрация, мать всех демонстраций», под которой он подразумевал ноябрьские выборы в Кнессет. Более того, по словам председателя Ликуда, «одной из основных тем, по которой они голосовали, была реформа судебной системы», которую члены нынешней коалиции открыто выносили в рамках своих партийных платформ. Как следствие, избиратели поддержали большинством голосов данную инициативу как таковую. Снизить общественное недовольство, в свою очередь, с точки зрения премьер-министра, будет возможно после того, как проект преобразований пройдет широкое обсуждение на пленуме Кнессета и в его специализированных комиссиях.

22 января Б.Нетаньяху анонсировал расширение государственных субсидий для населения в области здравоохранения и обратился к зарубежным инвесторам, призвав их продолжать вкладывать в Израиль. Последнее было продиктовано тем, что на фоне протестов против судебной реформы было зафиксировано начало оттока капитала из страны, а ряд местных стартапов и венчурных фондов сообщили о планах релокации своего бизнеса.

Несмотря на, казалось бы, успешно завершившуюся работу по формированию правительства и приведению его к присяге, с составом кабинет министров возникли проблемы после того, как Верховный суд вынес решение о невозможности для А.Дери занимать государственные посты. Такая позиция была связана с тем, что в рамках последнего разбирательства по налоговым нарушениям он пошел на досудебную сделку, пообещав уйти из политики. Однако лидер ШАС сообщил, что намерен продолжить руководство партией и принимать активное участие в работе Кнессета, в то время как Б.Нетаньяху выразил готовность «найти законный способ» для того, чтобы его политический союзник «продолжил вносить свой вклад в Государство Израиль».

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Сторонники судебной активности захватили политический дискурс и мир принятия решений в Израиле», «баланс между властями должен включать пункт о приоритете. Последнее слово должно быть за Кнессетом, потому что Кнессет представляет народ», — две цитаты Я.Лапида и Г.Саара, произнесенные этими политиками в 2014 г. Их привел на заседании кабинета министров 8 января Б.Нетаньяху, таким образом пытаясь подкрепить целесообразность судебной реформы и несостоятельность нынешней аргументации своих политических противников, критикующих, на его взгляд, намерения нового кабмина по личным соображениям, а не из-за опасений за судьбу государства.

52.24MB | MySQL:103 | 0,478sec