Экспертные оценки истории развития и состояния экономики Пакистана

Говоря о возможности скорого дефолта, эксперты Исламабадского университета указывают, экономические показатели Пакистана за последние семь десятилетий были неоднозначными, но устойчивыми.  Сегодня Пакистан предлагает самый либеральный режим торговли и инвестиций в регионе. Он полностью интегрирован в многостороннюю экономическую и торговую системы. Для того, чтобы оценить препятствия, с которыми сталкивается Пакистан на пути к экономическому развитию, крайне важно оценить экономическое затруднительное положение страны во время ее рождения. С момента обретения независимости в 1947 году экономика Пакистана превратилась в полуиндустриальную, основанную на производстве текстиля, сельского хозяйства и продуктов питания, хотя в последние годы наблюдается тенденция к технологической диверсификации. Основное внимание предыдущих правительств было сосредоточено на социально-экономической сфере. Экономическое положение Пакистана является удовлетворительным, поскольку быстрые темпы роста привели к четырехкратному увеличению доходов на душу населения и сокращению уровня бедности наполовину, несмотря на довольно высокий прирост населения. Структурные изменения превратили преимущественно аграрную экономику в более диверсифицированную производственную структуру. На промышленные товары приходится 80% экспорта страны. За первое десятилетие после обретения независимости экономика Пакистана росла в среднем на 3,1%. Несмотря на общий скромный рост, производство выросло темпами на 7,4%. В течение 1960–х годов темпы роста более чем удвоились и достигли 6,8%, что было подкреплено ростом на 5,1% в сельском хозяйстве, на 9,9% в обрабатывающей промышленности и на 6,7% в сфере услуг. Однако здоровый темп роста не мог быть устойчивым, и в следующем десятилетии он снизился до 4,8%. Утверждается, что политика национализации является одним из факторов, тормозящих экономический рост. В то время как сектор услуг почти сохранил свой устойчивый рост, рост сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности снизился до 2,4% и 5,5% соответственно. Экономика восстановила динамику в течение десятилетия 1980–х годов с общим ростом в 6,5%. Но, как и в прошлом, темпы роста упали до 4,6% в течение 1990–х годов, поскольку страна по-прежнему страдала от политической нестабильности, а также изо всех сил пыталась пройти структурный экономический переход. В следующие два десятилетия также наблюдались скромные темпы роста – 4,7% и 4,4% соответственно. В течение этого периода Пакистан вел активную борьбу, чтобы отразить экзистенциальную угрозу, исходящую от терроризма.  В период с 2001-2002 по 2017-2018 гг. прямые и косвенные экономические издержки войны с террором балансировали на грани 127 млрд долларов, что составляет почти 40% от нынешнего ВВП Пакистана в 319 млрд долларов. Согласно данным, имеющимся в Статистическом бюро Пакистана, как и в большинстве других развивающихся экономик, дефицит бюджета в Пакистане был нормой. В 1960–х годах средний бюджетный дефицит составлял 2,1% ВВП, который более чем удвоился и достиг 5,3% в 1970-х годах, а затем 7,1% в 1980-х годах. В течение 1990–х годов дефицит бюджета незначительно снизился до 6,9%, а затем значительно снизился до 4,6% в 2000-х годах. В течение текущего десятилетия в среднем был зафиксирован дефицит бюджета в размере 6,2%.3 В 2017 году дефицит бюджета Пакистана составил 4,5% ВВП по сравнению с 6,5% в Индии, 4,9% в Бангладеш и 4,8% в Шри–Ланке. Сеть автомобильных и шоссейных дорог в Пакистане охватывает 260 000 км, что более чем в пять раз превышает протяженность, унаследованную в 1947 году. Современные автомагистрали и супермагистрали, а также четырехполосные национальные автомагистрали связывают всю страну вместе со второстепенными и третичными дорогами.

На стратегических фронтах у Пакистана очень неспокойное соседство. На его восточной стороне расположена Индия, которая никогда не упускала ни одного шанса дестабилизировать Пакистан экономически, политически и стратегически. И без того имея ограниченные экономические ресурсы, Пакистан тратит значительную часть ВВП на оборонный сектор из–за гегемонистских и милитаристских планов индийского правительства. Аналогичным образом, на западном фронте расположен Афганистан, который был свидетелем многих гражданских войн. . Ситуация с безопасностью в Афганистане оказывает влияние на безопасность и экономическую ситуацию в Пакистане. Чтобы обуздать угрозу терроризма и экстремизма на западном фронте, Пакистан тратит огромные суммы денег, что наносит ущерб общей экономической обстановке. Приток афганских беженцев еще больше усложнил ситуацию для Пакистана. Иран – еще один сосед Пакистана. Страна находится под прямыми и самыми жесткими санкциями США и западных стран. Пакистан не может продолжать свою торговлю с Ираном свободно из–за экономических эмбарго. Несмотря на ограниченные экономические возможности, неспокойное соседство и меняющуюся региональную геостратегическую обстановку, Пакистан не может объявить дефолт и в состоянии преодолеть существующий кризис.

Несколько иначе рассматривают ситуацию и перспективы дефолта Пакистана аналитики китайского исследовательского центра Anbound Consulting (Anbound; основанный в 1993 году, Anbound специализируется на исследованиях государственной политики и пользуется профессиональной репутацией в области стратегического прогнозирования, политических решений и анализа рисков. Результаты исследований Anbound широко признаны и вызывают большой интерес со стороны средств массовой информации, ученых и экспертов, которые также предоставляют консультационные услуги Государственному совету Китая.). Этот анализ прежде всего указывают на слабость национальной валюты страны. 26 января, к закрытию официального торгового дня, пакистанская рупия (PKR) упала на 9,61% по отношению к доллару США, установив рекорд по крупнейшему однодневному падению более чем за два десятилетия, и вновь вызвав обеспокоенность по поводу долгового кризиса в Пакистане. Донг Тао, управляющий директор и вице-председатель Credit Suisse по Большому Китаю, отметил, что причиной падения обменного курса PKR является хроническое ухудшение экономической и финансовой ситуации в Пакистане в последние годы. Данные показывают, что с 2023 года PKR обесценился на 22% по отношению к доллару США, а уровень инфляции в стране превысил 20%, достигнув 48-летнего максимума. В то же время на внутреннем рынке Пакистана наблюдается дефицит большого количества продуктов питания и товаров, что серьезно сказывается на повседневной жизни местных потребителей. В сочетании с резким ростом цен на энергоносители и продукты питания, вызванным конфликтом между Россией и Украиной, в этой южноазиатской стране продолжаются массовые демонстрации. Кроме того, под давлением обменного курса Пакистан также сталкивается с серьезными проблемами оттока капитала. Баланс валютных резервов Пакистана упал до рекордно низкого уровня — менее 3 млрд долларов США в какой-то момент после погашения в этом году бизнес-кредитов в размере 1 млрд долларов двум банкам ОАЭ. Судя по текущим данным по импорту, этот объем может поддерживать спрос страны на импорт только около трех недель. Исходя из этого, Пакистан также сталкивается с давлением внешнего долга в размере более 126,9 млрд долларов США. В условиях внутренних и внешних трудностей Пакистан постепенно скатывается в пучину долгового кризиса. В этой связи китайцы указывают на три основных риска.

В пакистанской политике назревает первая буря. В апреле 2022 года бывший премьер-министр Пакистана Имран Хан был вынужден уйти в отставку, поскольку ему был вынесен вотум недоверия. Это изменение вызвало социальные разногласия в стране. Опираясь на молодых сторонников, Имран Хан предпринял ряд шагов в течение следующих шести месяцев, чтобы вернуть себе власть. В ноябре того же года на него было совершено покушение на митинге протеста в Вазирабаде. С другой стороны, новому премьер-министру Шахбазу Шарифу также пришлось провести радикальные реформы, чтобы удовлетворить требования Международного валютного фонда (МВФ) для получения дополнительной финансовой помощи. При его администрации пакистанское правительство сначала выровняло официальный обменный курс с обменным курсом черного рынка, что привело к резкому падению обменного курса PKR, затем отменило энергетические субсидии и подняло цены на энергоносители на 16%.  Изменения в субсидиях в энергетическом секторе также привели к усилению колебаний местных цен на энергоносители, и, в конце концов, субсидии утратили свои основные функции макроконтроля. В этом отношении одна из важных движущих сил экономического кризиса в Пакистане, возможно, во многом связана с провалом внутреннего управления страной.

Второй риск связан с косвенными последствиями конфликта между Россией и Украиной. После начала российской военной операции на Украине  мировые цены на энергоносители и продукты питания взлетели. Как страна, сильно зависящая от импорта товаров, масштабы экспорта Пакистана за последнее десятилетие практически не увеличились, что привело к быстрому росту торгового дефицита страны. В то же время, из-за его долгосрочной зависимости от импорта зерна из России и Украины, цепочка поставок зерна в Пакистан, естественно, находится на грани прерывания по мере затягивания конфликта. К концу 2022 года многие провинции, такие как Белуджистан, испытывают нехватку муки и пшеницы. Хотя текстильная промышленность Пакистана всегда была основной обрабатывающей промышленностью страны, документы Азиатского банка развития показывают, что за последнее десятилетие или около того он редко инвестировал в инфраструктуру текстильной промышленности и сопутствующее оборудование. Страна по-прежнему критически зависит от импорта.  Необходимо импортировать и энергию, и продукты питания, и даже базовое производственное оборудование.

Третий шторм — это «шторм» в буквальном смысле. Летом 2022 года Пакистан пережил крупнейшую климатическую катастрофу. 31 августа Министерство по вопросам изменения климата опубликовало отчет, в котором говорится, что более трети территории страны затоплено, и поэтому правительство объявило 72 из 160 районов страны зонами бедствия. Среди них количество осадков в провинции Синд на юго-востоке Пакистана в 2022 году более чем в шесть раз превысило среднегодовой уровень за последние 30 лет; а в вечно засушливой провинции Белуджистан также выпало интенсивное количество осадков, превышающее среднегодовое значение более чем в пять раз. Вызванные наводнения намного превысили местные возможности по предотвращению дождей и стихийных бедствий. Это катастрофическое наводнение привело к перемещению более 8 миллионов пакистанцев в 2022 году, а экономический ущерб составил около 30 млрд долларов. Затопленные сельскохозяйственные угодья и хлопковые поля привели к сокращению предложения вдвое, а уровень инфляции быстро превысил 25%.

Пострадавшая от этих трех «штормов» неустойчивая экономика Пакистана стала еще более хрупкой. Что еще хуже, 2022 год совпал с радикальным повышением ставок в Соединенных Штатах, и серьезный отток капитала стал последней каплей, которая сокрушила экономику Пакистана. Отток долларов ведет к потерям иностранной валюты и инфляции, и в то же время стремительный рост мировых цен на продовольствие и энергоносители еще больше ограничивает и удорожает  импорт и тормозит восстановление экономики на фоне наводнений и политической коррупции. Из-за переплетения различных проблем Пакистан сейчас переживает свои самые мрачные дни.

На таком фоне в январе этого года представители МВФ отправились в Пакистан, чтобы начать новый раунд переговоров о помощи. Однако из-за политической коррупции и других факторов соответствующий переговорный процесс застопорился. Данные показывают, что с момента своего образования в 1947 году Пакистан обращается за финансовой помощью. С тех пор, как страна получила свой первый кредит от МВФ в 1958 году, в последующие 60 лет МВФ предоставил Пакистану в общей сложности 23 кредитные программы, но Пакистан так и не выплатил ни одного кредита. В то же время его внутреннее строительство, получившее большую помощь, не улучшилось, что в конечном итоге вызвало недовольство в международном сообществе в 2019 году. Поэтому МВФ требует, чтобы Пакистан провел большое количество структурных реформ, включая открытые обменные курсы и цены, прежде чем получить новую помощь. Однако исторический опыт показывает, что открытие обменного курса в условиях кризиса неизбежно приведет к его обвалу. В то же время, как упоминалось выше, неэффективное управление правительством Шарифа в процессе реформ усугубило различные кризисы в Пакистане. Следовательно, Пакистану может быть трудно полагаться на МВФ, чтобы пережить этот кризис.

Следует отметить, что Пакистан долгое время поддерживал тесные отношения с Китаем, а также является важной опорной точкой китайской инициативы «Один пояс, один путь». Поэтому, если разразится долговой кризис в Пакистане, он неизбежно затронет и Китай. Под влиянием экономического кризиса пострадала ситуация с внутренней безопасностью в Пакистане. Пакистанские талибы и Освободительная армия Белуджистана, признанные террористическими группами, начали проявлять большую активность, и некоторыми из их целей были китайцы. Безусловно, это повлияет на будущее строительство китайско-пакистанского экономического коридора. В то же время, как страна, которая долгое время получала китайскую помощь, если Пакистан попадет в кризис, он также предоставит европейским и американским странам точку опоры для геополитической атаки на Китай.

Окончательный вывод анализа китайских экспертов:

Под многочисленными ударами оттока капитала, исчерпания валютных резервов, резкого роста цен, стихийных бедствий и политического хаоса Пакистану трудно полагаться на внешнюю помощь, такую как МВФ, для преодоления нынешнего кризиса. Поэтому вполне вероятно, что Пакистан может стать первой ядерной державой, которая обанкротится. Если это произойдет, Китай также может пострадать от негативных экономических и геополитических последствий из-за его тесных отношений с Пакистаном. Подтвердим эти выкладки сухой статистикой, которая свидетельствует о том, что ключевые экономические показатели меняются от плохих к худшим. Дефицит текущего счета Пакистана (CAD) в январе 2023 года составил 242 млн долларов США по сравнению с 290 млн долларов США в декабре 2022 года. Дефицит торгового баланса страны в течение рассматриваемого месяца снизился на 11% до 1,7 млрд. долларов США. Импорт сократился на 7% до 3,9 млрд долларов США, а экспорт сократился на 4% до 2,2 млрд долларов США. Снижение CAD на 17% в основном объясняется снижением торгового дефицита товаров. Денежные переводы сократились на 10% до 1,9 млрд долларов США. Вероятно, это связано с глобальным экономическим спадом и разницей между ставками на межбанковском и открытом рынках. Валютные резервы страны в январе 2023 года сократились на 23%  до 8,7 млрд долларов США. Резервы Государственного банка Пакистана (SBP) сократились на 45%  до 3,1 млрд долларов США. Инфляция  в январе 2023 года выросла до 27,6% по сравнению с 24,5% в декабре 2022 года.

Общий долг и обязательства Пакистана во 2 кв. 2023 финансового года составили 85,18% от ВВП против 84,28% за аналогичный период прошлого года.

С другой стороны, внешний долг и обязательства выросли до 38,15% во 2 кв. 2023 против 37,62% во 2 кв. 2022 года.

52.29MB | MySQL:103 | 0,482sec