О роли марокканского криминала в контрабанде наркотиков из Латинской Америки в Европу через порты Бельгии и Нидерландов

По данным экспертов европейского Института исследований в области безопасности (ISS), Бельгия и Нидерланды обогнали Испанию в качестве основных пунктов ввоза кокаина из Латинской Америки в Европу. 65,6 тонны наркотика, были перехвачены в порту Антверпена в 2020 году, в 2022 году их вес удвоился,  и Марокко является важнейшим звеном в этой цепи. Когда Нидерланды открыли свой рынок каннабиса в 1970-х годах, голландские и бельгийские граждане марокканского происхождения использовали свои семейные связи с производителями каннабиса в северных горах региона Риф в Марокко. То, что начиналось как незаконный оборот гашиша, постепенно распространилось на кокаин, более прибыльный наркотик. В 1990-х годах на этой торговле возник мощный наркокартель «Мокро Маффия». Работая в основном из Бельгии и Нидерландов, он контролирует треть европейского рынка кокаина. Латиноамериканские наркоторговцы все чаще используют Марокко и другие страны Магриба, а также дилеров, обосновавшихся в Марокко и Европе, таких как «Мокро Маффия», для своей транснациональной торговли кокаином. Первоначально кокаин доставляется в Гвинейский залив, часто на рыболовных траулерах, а затем переправляется в Марокко с активным участием различных джихадистских и сепаратистских групп Африки.  Колумбийские и мексиканские наркокартели использовали именно марокканскую криминальную группу для облегчения доставки наркотиков в Европу через город Альхесирас на юге Испании. Но с тех пор, как власти Испании и Италии ужесточили пограничный контроль и поисковые операции, этот маршрут стал более рискованным, полагает криминолог и соучредитель Crim’HAL Фабрис Риццоли. В настоящее время предпочтительными пунктами переправки наркотиков являются порты в Бельгии и Нидерландах, где огромные объемы контейнерных перевозок затрудняют решение проблемы мониторинга местными властями. В своем отчете за 2021 год администрация порта Роттердама заявила, что «работает с различными агентствами в порту для поддержания безопасности и борьбы с преступностью, связанной с наркотиками».

Коррупция при этом является ключевым фактором, способствующим незаконному обороту кокаина из Латинской Америки в Роттердам и Антверпен через Марокко. Для латиноамериканских наркокартелей способность «Мокро Маффия» коррумпировать европейских правительственных чиновников делает ее принципиальным стратегическим союзником. Аудиозаписи, перехваченные через приложение Sky ECC, показывают, как члены «Мокро Маффия» хвастались подкупом таможенников в сенегальском  порту Дакар, который используется в качестве транзитного пункта. Аналогично, докерам в Антверпене и Роттердаме платят до 100 000 евро за перемещение контейнеров, чтобы избежать полицейского и таможенного контроля. Риццоли говорит, что Бельгия и Нидерланды также являются фактически идеальными центрами отмывания денег. Антверпен, мировая столица обработки алмазов, является местом для отмывания доходов от наркотиков (иногда выплачиваемых алмазами). Сектор недвижимости Бельгии в свою очередь является основным путем отмывания денег. Нидерланды — идеальное место для наркоторговцев, стремящихся реинвестировать свои деньги. Согласно сообщениям, ежегодно отмывается 16 млрд евро из-за крупного, ориентированного на международные рынки, оцифрованного финансового сектора страны и открытой, ориентированной на торговлю экономики. Создание подставных компаний является важнейшим каналом отмывания денег в Нидерландах.

«Мокро Маффия» использует насилие для расширения своего влияния на рынке кокаина. За последнее десятилетие в результате столкновений между «Мокро Маффия» и бельгийскими наркоторговцами погибло более 100 человек. Группа также подозревается в причастности к убийству сына известного марокканского судьи. Дерк Вирсум, амстердамский юрист, специализирующийся на организованной преступности и сетях незаконного оборота наркотиков, и Питер Р. де Фриз, журналист, освещающий незаконный оборот наркотиков, были убиты в 2019 и 2021 годах, предположительно, именно «Мокро Маффия». А недавно бельгийская девочка марокканского происхождения была убита, когда дом ее родителей был обстрелян – предположительно, боевиками группы. В сентябре 2021 года голландские службы безопасности подняли тревогу, полагая, что премьер-министру Марку Рютте реально угрожает «Мокро Маффия». Аналогичным образом, наследная принцесса Нидерландов Катарина-Амалия находится под усиленной охраной после угроз похищения, связанных с этой группой. «Мокро Маффия» процветает в Нидерландах отчасти потому, что дезорганизованные государственные органы сталкиваются с организованной преступностью, полагает Ханс Вердмелдер, автор Nederland Narcostaat. Правительство и правоохранительные органы должны усилить свою активность кратно, чтобы противостоять угрозе. Пока европейцы могут похвастаться только одним крупным успехом: в ноябре 2022 года были арестованы  49 членов организованных преступных группировок.

В Нидерландах, Бельгии и Марокко (и в Северной Африке) не хватает адекватного современного оборудования для наблюдения, такого как дроны, мобильные сканеры и роботы. Установка или модернизация такого оборудования и обучение сотрудников правоохранительных органов его использованию могут способствовать лучшему выявлению в центрах транзита наркотиков в Марокко и в портах Роттердама и Антверпена. Необходимо также решить проблему взяточничества.

Риццоли в свою очередь предлагает другой подход, говоря, что власти должны кардинально изменить свое отношение к наркотикам. По его словам, вместо того, чтобы сосредотачиваться на прекращении торговли, необходимо обуздать связанное с этим насилие. В Италии, например, жесткие законодательные и судебные меры в 1980-х годах положили конец почти всему насилию, связанному с незаконным оборотом наркотиков.

Итальянские власти наказывают наркоторговцев финансово, нацеливаясь на их активы. По словам Риццоли, у наркоторговцев в Италии ежегодно конфискуется около 6 млрд долларов активов, из которых 60% в конечном итоге конфискуются навсегда. Эти ресурсы перераспределяются среди неправительственных организаций, демонстрируя гражданам конкретные результаты действий правительства против наркоторговцев и мафии. Но факт остается фактом.   За очень короткое время «Мокро Маффия».  превратилась в крупную криминальную группу по контрабанде наркотиков в Европе. Ее связи с организованными преступными группировками в Марокко и Латинской Америке делают ее постоянной и растущей угрозой для Европы, государств Северной Африки и их населения.

52.28MB | MySQL:103 | 0,466sec