Египет: проблема исламизации коптских девушек

Говоря о переходе христиан в мусульманство, следует оговорить, что в ряде случаев сложно установить, добровольно была совершена смена религии, или же в результате давления. Особенно это касается обращения в ислам молодых незамужних христианок. В последние десятилетия участились случаи исчезновения молодых коптских девушек. Большинство случаев происходит по стандартному сценарию: девушка выходит из дома или с работы и пропадает. В большинстве случаев полиция отказывается принимать заявление о пропаже человека, если же семья пропавшей упорствует, то им объявляют, что их дочь приняла ислам и – в ряде случаев – вышла замуж за мусульманина. По некоторым данным, такие инциденты, имевшие место в последние несколько десятилетий, исчисляются сотнями[i]. Национальный совет по правам человека получил за 9-месячный период с марта по декабрь 2006 г. 32 жалобы о пропаже молодых коптских девушек[ii]. Журнал Look выявил 40 подобных случаев за 2007 г. [iii]1

В основном речь идет о молодых девушках старше 16 лет (до этого возраста смена религии не разрешена, так как несовершеннолетние граждане не могут принимать решений, влекущих за собой юридически значимые последствия)[iv]. Однако имеется целый ряд случаев, когда подобное происходило и с несовершеннолетними коптскими девушками. Так, 15-летняя Лоранс Вагих Амиль была похищена из общественного автобуса в октябре 2006 г. Похитители дали ей наркотик и держали в комнате в Хелуане, угрожая изнасиловать ее и обратить в ислам, если ее семья не покинет город (Махалла ал-Кубра). Девушке удалось сбежать, однако офицеры египетской госбезопасности предупредили ее, что она может никогда не увидеть свою семью, если расскажет правду о похищении[v]. В июле 2009 г. 15-летняя Мариан Бишай вышла из своего дома в Омрании (Гиза) купить ужин для семьи, но домой не вернулась. Неделей позже в Дайруте (Асьют) пропала несовершеннолетняя коптка Реда Бутрус Самаан, которая шла сдавать экзамены, но не появилась там. Полиция отказалась возбуждать дело о пропаже человека[vi]. При этом, как утверждает коптский правозащитник Нагиб Габраил, исламизация несовершеннолетних коптских девушек подразумевает подделку документов, так как, по закону, граждане Египта не могут выбирать религию, равно как и вступать в брак, до совершеннолетия[vii].

Эта проблема имеет довольно долгую историю: так, еще в декабре 1976 г. на конференции в Александрии папа Шинуда говорил о давлении, оказываемом на копток, с целью обратить их в ислам, а также о необходимости вернуть всех похищенных девушек в их семьи[viii]. В 1990-е гг. подобные случаи были чаще всего связаны с деятельностью исламских фундаменталистов. Так, в марте 1997 г. 13-летнюю Терезу Шакир, жившую в деревне Васта (Бани Свейф) привел в полицейский участок ее учитель, мусульманский фундменталист, пытавшийся обратить девочку в ислам. Несовершеннолетнюю Терезу отпустили лишь после того, как ее семья обратилась в правозащитные организации, к Шинуде III и в администрацию Мубарака. Однако уже в ноябре 1997 г. экстремисты убили всю семью Шакир[ix].

В апреле 1998 г. была похищена Тереза Андравес, церковная активистка, преподававшая в воскресной школе церкви св. Марка в Гизе. Девушка работала в сельскохозяйственном исследовательском центре, и некоторые коллеги обвинили ее в антиисламских высказываниях. Тереза исчезла, когда выходила с работы. Ее семья не имела от нее вестей несколько месяцев. Полиция отказывалась помочь, семья девушки обратилась за помощью к Шинуде III и представителям госбезопасности. Последние объявили, что Тереза обратилась в ислам добровольно, так как любила своего мусульманского коллегу по работе, и предоставили в подтверждение тому документы, подписанные задним числом[x].

Д-р Вахид Ала, известный коптский активист и исследователь в швейцарском Центре наблюдения за религиями, полагает, что проблема похищения коптских девушек является наиболее острой в христианско-мусульманских отношениях в Египте, не в последнюю очередь потому, что в этот процесс вовлечены ассоциации, спонсируемые Саудовской Аравией, а также органы египетской государственной безопасности[xi]. Следует отметить, что, хотя в ряде случаев по настоянию семей похищенных девушек уголовные дела были заведены, ни одно из них не завершилось арестом подозреваемых в похищении[xii]. В 2004 г. некоторые СМИ заявили, что в процесс похищения и насильственной исламизации молодых коптских девушек вовлечены даже некоторые высокопоставленные государственные деятели, в частности, Мухаммад Абд аль-Мухсин Салих, занимавший в то время пост главы НДП в провинции Асьют[xiii].

В последнее время исламизация коптских девушек превратилась в выгодный бизнес. Сведения об этом были впервые опубликованы в независимой египетской газете «Аль-Фагр» в мае 2008 г. на примере Александрии. В статье утверждалось, что исламизация коптов финансируется рядом мусульманских бизнесменов при содействии лиц из органов госбезопасности и ряда шейхов мечетей. За обращение в ислам мужчины-христианина, сообщалось в статье, полагается 7000 египетских фунтов награды, за женщину-христианку – 6000 фунтов. Расценки на исламизацию коптских девушек зависят от социального статуса семьи и внешней привлекательности самой девушки[xiv].

В феврале 2005 г. была похищена Невин Махер Альберт, собиравшаяся стать монахиней. Девушка хотела обсудить свое решение со священником, но исчезла по дороге в церковь. Родители заявили о пропаже девушки; через две недели представители госбезопасности сообщили секретарю папы Шинуды III о том, что Невин готовится к переходу в ислам[xv].

Пропавшая в начале 2006 г. Тереза Гаттас Камал позвонила домой через полтора месяца и успела сказать, что ее удерживают силой и заставляют принять ислам. Ее брат обнаружил ее в доме бедуинов, но смог поговорить с ней только в присутствии ее подозреваемых похитителей. За время беседы девушка заговорила лишь однажды, сказав, что приняла ислам[xvi].

В июне 2008 г. сотни коптов устроили голодовку в каирском монастыре в знак протеста против исчезновения при загадочных обстоятельствах (предположительно похищения) и насильственной исламизации трех коптских девушек: это Марьям Адли, 21 год, Рита Мисиен, 19 лет, и Мариан Магди, 18 лет[xvii]

16-летняя Нирмин Митри была похищена в мае 2009 г. Родственник одного из похитителей, знавший семью девушки, позвонил им и сообщил о ее местонахождении. Когда родственники забрали Нирмин из дома похитителя, на обратной дороге на них напали местные мусульмане, что спровоцировало очередные межконфессиональные столкновения. Силы госбезопасности заявили, будто Нирмин на самом деле была помолвлена с Хоссамом Хамудой, местным мусульманином, обвиненным в ее похищении, и именно этот факт стал причиной межконфессиональной розни[xviii].

В конце июня 2009 г. в Верхнем Египте за одну неделю были похищены две коптские девушки. Рания Тауфик Ассад была похищена армейским офицером Мухаммадом Сайидом Фарагом. Он познакомился с девушкой под видом копта, через какое-то время сделал ей предложение и увез ее под предлогом знакомства со своей матерью. Привезя Ранию в уединенный дом в Бани Свейф, Мухаммад попросил девушку принять ислам и стать его женой, но она отказалась. По некоторым данным, органы госбезопасности согласились вернуть Ранию ее отцу, если тот не будет выдвигать обвинений против ее похитителя. Судьба похищенной Ирены Лабиб неизвестна, несмотря на то, что диоцез провинции Сухаг призвал к немедленному возвращению девушки[xix].

В июле 2009 г. 17-летняя Амира Морган, жившая в Александрии, была похищена по пути на работу. Ее мать получила телефонный звонок, от неизвестного ей человека, представившийся шейхом Мухаммадом Он сообщил, чтобы она не беспокоилась о дочери – та вступит на истинный путь и примет ислам. Через несколько дней в Александрии пропала 18-летняя Инги Баста, которая пошла отдать в ремонт свой мобильный телефон и не вернулась. Эта девушка пропала за неделю до своей помолвки с юношей-коптом[xx].

В конце сентября 2009 г. Мирна, единственная дочь копта Гамаля Лабиба Ханны, позвонила отцу с просьбой спасти ее от ее мужа-мусульманина. Мирна была похищена за 10 месяцев до того и выдана замуж за Мухаммада Хафнави, хотя она еще не достигла совершеннолетия. Родственники-копты забрали девушку в дом ее отца, однако ее свекор немедленно заявил на них в полицию, обвинив их в похищении. Отец и дядья девушки были арестованы, чтобы освободить их, семья была вынуждена передать Мирну мужу[xxi].

Как было отмечено выше, проблему представляет определение степени добровольности перехода девушки в ислам. Теоретически, перед обращением в иную религию коптка должна встретиться со священником, который убедится, что решение принято ею осознанно и добровольно. Однако в большинстве описанных выше инцидентов этой практикой пренебрегли[xxii]. Формально, после обращения в ислам связь девушки с коптской церковью прерывается, если только она не разведется и не вернется в христианство[xxiii]. Проблему представляет также разрыв новообращенной мусульманки со своей коптской семьей. По данным на ноябрь 2006 г., египетский Центр прав человека и правовой помощи защищал интересы 13 коптских семей, лишенных возможности видеться со своими дочерьми после обращения их в ислам[xxiv].

Однако следует учитывать, что для коптских семей значимость традиционных ценностей, в том числе семейной чести, очень высока. Еще в 1999 г. некоторые коптские священники высказывали мнение, что несовершеннолетних коптских девочек из бедных районов можно было легко обмануть обещанием денег, жилья и мужа. Однако даже когда ложность обещаний становилась очевидной, девочки боялись возвращаться в свои семьи из страха пострадать за оскорбление семейной чести[xxv].

Побег дочери, тем более с мужчиной-иноверцем, рассматривается как величайший позор. Возможно, в некоторых случаях обращения семей в полицию являются способом спасти честь фамилии (а также исчезнувшей дочери) и, в более широком контексте, – честь общины. К примеру, в феврале 2005 г. в Файюме у церкви Марии и Георгия (Мари Гиргис) проходили демонстрации сотен молодых коптов, причиной чему стали слухи о насильственном обращении коптки в ислам, хотя, как выяснилось, в данном случае переход был совершен добровольно.

В ряде случаев это может быть способ, избранный девушкой, дабы избавиться от семейного диктата и/или выйти замуж за любимого ею молодого человека-мусульманина. Мэрилин Тадрус, заместитель директора Центра правовых исследования и источников прав человека, упоминает случай, когда 13-летняя девочка приняла ислам, чтобы избавиться от побоев, которым она подвергалась со стороны отца и старшего брата[xxvi].

Таким образом, очевидно, что проблема исламизации коптских девушек действительно представляет собой один из наиболее острых вопросов в христианско-мусульманских отношениях в Египте. С одной стороны, проблема частично порождена невозможностью заключения межконфессиональных браков и резким осуждением таких браков многими членами египетского общества, как христианами, так и мусульманами. С другой стороны, проблема похищения и насильственной исламизации явно порождена нарастающей радикализацией египетского социума при попустительстве египетских органов правопорядка.

 


1

 


[i]              Egypt News. 10.07.2008. OCC protest against killing Egypt Christians // Egypt News(http://news.egypt.com/).

[ii]             Farid L. When Underage Coptic Girls Disappear // Watani Weekly 09.09.2007

[iii]             Egypt: Abducted from the Streets and Never Seen Again // Look Weekly Magazine 28.07.2008.

[iv]             Engel R. 2006. Copts Crusade to Bring Back Converted Girls // The Independent Copt 1 (5): 4–5. P. 4.

[v]             Egypt: Christian Girl Escapes Muslim Kidnappers // Compass Direct News 09.10.2006

[vi]             Abdelmassih M. Abduction and Forced Islamization of Christian Coptic Girls Continues in Egypt // AINA11.08.2009

[vii]            Farid L. When Underage Coptic Girls Disappear // Watani Weekly 09.09.2007

[viii]           Khalil M. 2006. Who Is Responsible for Abducting Coptic Girls? // The Independent Copt 1 (4): 18–22. P. 18.

[ix]             Egypt’s Endangered Christians. 1999. Center for Religious Freedom, Freedom House. С. 52.

[x]             Ibid. С. 53.

[xi]             3,000 Egyptian Copts Protest Mubarak’s Neglect of Coptic Persecution // U.S. Copts Association06.12.2004

[xii]            Khalil M. Op.cit.

[xiii]           U.S. Copts Association. 06.12.2004. Op.cit.

[xiv]           Abdelmassih M. Muslims Abduct Two Christian Coptic Girls in Egypt //AINA 30.07.2009

[xv]            Middle East Christian Association. N.d. The Persecuted. MECA.

[xvi]           Egypt: Copt Finds Missing Sister In Muslim Home // Compass Direct News 31.03.2006.

[xvii]          Look Weekly. 28.07.2008. Op.cit.

[xviii]          Egypt: Rescue Of Coptic Girl Prompts Muslim Attack // Compass Direct News 17.06.2009.

[xix]           Abdelmassih M. Egyptian Security Refuses to Return Abducted Christian Coptic Girl // AINA 18.07.2009

[xx]            Abdelmassih M. Muslims Abduct Two Christian Coptic Girls in Egypt //AINA 30.07.2009

[xxi]           Abdelmassih M. Egyptian Police Arrest Christian Father for Attempting to Free Kidnapped Daughter //AINA 05.10.2009

[xxii]          Sidhom Y. 2006. No Advice or Guidance for Converted Christians // The Independent Copt 1(5): 26.

[xxiii]          ал-Манави А.Л. 2005. Ал-акбат ал каниса ам ал-ватан? Кыссат ал-баба Шинуда ас-салис. Каир: Атлас ан-нашр ва-л-интадж ал-и‘ламийй. С. 271.

[xxiv]          Engel R. Op.cit.

[xxv]          Egypt’s Endangered Christians. С. 51.

[xxvi]          Engel R. Op.cit.

52.27MB | MySQL:103 | 0,600sec