Об использовании турецкими военными аэропорта Эрджан в Турецкой Республике Северного Кипра для проведения спецопераций

Согласно данным  ряда турецких оппозиционных СМИ, оперативники турецкого спецназа использовали аэропорт в самопровозглашенной Турецкой Республике Северного Кипра (ТРСК) для маскировки тайных операций, включая внесудебные убийства. Об этом свидетельствуют материалы обвинительного заключения, поданное в турецкий суд. Оно было предъявленно 11 ноября 2022 года по нераскрытому делу об убийстве Неджипа Хаблемитоглу, неонационалистического ученого, который был убит 18 декабря 2002 года перед своим многоквартирным домом в Анкаре. Как выяснилось,  убийца для  этого тайно вылетел из Казахстана в аэропорт Эрджан в ТРСК, а в Анкару попал уже на военном самолете. Убийца, бывший полковник Ахмет Таркан Мумджуоглу, выполнял задание в Казахстане, возглавляя группу боевого поиска и спасения (MAK), элитное подразделение, прикрепленное к командованию Сил специального назначения (ÖKK), и служил офицером контрразведки MAK. Когда его начальство отдало ему приказ о ликвидации Хаблемитоглу, он вылетел рейсом Turkish Airlines из Алматы в Эрджан, а затем пересел на военный самолет, чтобы приземлиться в военном аэропорту Этимесгут в Анкаре. После убийства он поехал тем же маршрутом обратно в Казахстан, создавая впечатление, что он никогда не покидал страну. При этом он соблюдал режим радиомолчания, не регистрировал свои прилеты и вылеты через аэропорт Эрджан, находящийся под контролем турецких военных, которые имеют десятки тысяч военнослужащих в ТРСК, признанным независимым государством только Турцией. Военные рейсы между Эрджаном и Турцией были организованы турецкими ВВС, и члены ÖKK часто используют такие рейсы для перемещения персонала и грузов. Хотя Turkish Airlines выполняет ежедневные прямые рейсы между Стамбулом и Алматы, убийца использовал билеты в аэропорт Эрджан и обратно, чтобы замести следы и не регистрировать свои фактические прибытия и вылеты.

Два десятилетия спустя возобновленное расследование показало, что убийца допустил ошибку и нарушил радиомолчание, чтобы связаться со своей женой и отцом, что подтвердило, что он был в Турции во время убийства. Мумджуоглу продолжал служить в армии до ноября 2012 года, а затем был завербован турецкой Национальной разведывательной организацией MIT, где он работал до выхода на пенсию в 2021 году. Этот случай подтверждает, как турецкие военные использовали аэропорт Эрджан для тайных операций и для перемещения персонала и грузов не только для операций в ТРСК, но и для сокрытия секретных операций за пределами острова. Прокурор попросил департамент пограничного контроля Генерального управления безопасности (Emniyet) расследовать, были ли у Мумджуоглу какие-либо записи о въезде и выезде в аэропорту Эрджан в 2002 и 2003 годах. Emniyet передал вопрос полиции ТРСК. Согласно письму, отправленному Иммиграционным управлением полицейского управления ТРСК (KKTC Polis Genel Müdürlügü Muhaceret Müdürlügü) 1 сентября 2022 года, не было никаких записей о въезде или выезде Мумджуоглу. Расследование также показало, что ни один из военнослужащих, которые использовали военные грузовые самолеты для полетов между Турцией и ТРСК, никогда не был зарегистрирован властями последней. Интересно, что Мумджуоглу был тайным контактом ликивдированного им ученого и с санкции своего командования  передавал ему секретные документы, некоторые из которых оказались сфабрикованными, в рамках тайной операции по психологической войне. Основываясь на полученных документах и информации, Хаблемитоглу писал статьи и книги, выступал с речами и давал комментарии в поддержку операции, санкционированной военным командованием неонационалистов («улусалджи»), которые имели влияние на Совет национальной безопасности (MGK), высший консультативный орган, который был описан как теневое правительство. Его статьи были резко антизападными и антисемитскими, с особым акцентом на немецкие фонды, которые обвинялись в злонамеренных намерениях нанести ущерб Турции. Однако со временем Хаблемитоглу незаметно изменил свои взгляды и начал сближаться с Партией справедливости и развития (ПСР), тогдашним главным врагом неонационалистов. Он тайно передавал конфиденциальные документы и информацию, которыми снабхали его турецкие военные, такие как полковник Дж. Хасан Атилла Угур и секретарь MGK, генерал в отставке. Тунчер Кылынч, оба они были убежденными антизападными деятелями. После этого и было принято решение о его ликвидации. Убийство оставалось нераскрытым в течение многих лет, пока в 2014 году не появился осведомитель, соучастник убийства, который указал на  Мумджуоглу. Даже тогда правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана не предприняло никаких попыток возобновить дело, главным образом потому, что раскрытие личности и сообщников убийцы и вдохновителей не устроило бы неонационалистов, с которыми он заключил союз в 2014 году. Эрдоган не хотел рисковать разрывом с  ними.

Разоблачение вызвало вопросы о том, для каких других тайных операций Турция использовала аэропорт Эрджан, чтобы замести следы. Аэропорт расположен в деревне Тимву на севере острова, на месте расположения британского военного аэропорта, который был построен во время Второй мировой войны, а затем заброшен после того, как Кипр стал независимым государством. Однако турецкие военные вновь открыли аэропорт после операции на острове в 1974 году. Сегодня он используется как для военной, так и для гражданской авиации. Согласно жалобам, поданным в Организацию Объединенных Наций международно-признанным правительством Кипра, Турция регулярно использовала аэропорт для военных грузовых рейсов с использованием самолетов CN-235, A-400, B-200 и ATR-72. Правительство Кипра считает, что все подобные турецкие рейсы являются нарушениями полетной информации в нарушение национального воздушного пространства страны и международных правил воздушного движения. За этот восьмимесячный период было зафиксировано в общей сложности 560 воздушных и 33 морских нарушений, сообщило кипрское правительство в письме, направленном в ООН 16 декабря 2022 года. В ответ правительство киприотов-турок отклонило претензии киприотов-греков на юрисдикцию в отношении полетов в суверенном воздушном пространстве ТСРК, добавив, что аэропорт Эрджан полностью соответствует всем стандартам, рекомендованным Международной организацией гражданской авиации. В письме в ООН поясняется, что центр управления в районе Эрджан находится в постоянном и тесном сотрудничестве с центром управления в районе Анкары для обеспечения безопасного выполнения всех рейсов в регионе. В общей сложности 4 035 276 пассажиров воспользовались аэропортом Эрджан в 2019 году. Кроме того, 27 760 самолетов использовали аэропорт для прилета и вылета, а 224 898 самолетов использовали воздушное пространство аэропорта Ерджан в том же году, согласно данным, обнародованным правительством ТРСК.

52.43MB | MySQL:103 | 0,471sec