О разработке новой стратегии МИД ФРГ в отношении Израиля и ее возможных последствиях для двусторонних отношений

По сообщениям немецких источников, федеральное внешнеполитическое ведомство приступило к формулированию новой стратегии контактов с правительством Израиля под руководством Б.Нетаньяху, ссылаясь на необходимость корректировки сложившегося прежде курса в связи со внутри- и внешнеполитическими процессами в стране, управляемой нынешней правой коалицией. Одним из последних по времени  поводов для такого шага послужил состоявшийся на минувшей неделе визит израильского министра иностранных дел Э.Коэна, а точнее его переговоры с контрпартнером из ФРГ А.Бербок, продемонстрировавшие весьма заметное расхождение во взглядах между представителями Иерусалима и Берлина по ряду принципиальных вопросов.

Если верить официальному пресс-релизу МИД Израиля, в повестку встречи двух министров вошли укрепление стратегического сотрудничества, как на двустороннем уровне, так и с наднациональными институтами Евросоюза, «совместная борьба против дестабилизирующей политики Ирана», а также энергетическая и региональная проблематика. Из сказанного видно, что в центре внимания для Иерусалима вновь оказалась комплексная иранская угроза и особенно ее ядерный компонент, что подтвердил Э.Коэн уже в ходе переговоров. Так, по его словам, «настало время действовать, чтобы помешать Ирану разработать ядерное оружие», а «Германия должна подать четкий сигнал», поскольку «только решительные действия принесут серьезные результаты». Судя по всему, риторика главы МИД ближневосточного государства была рассчитана на ранее высказанную точку зрения его немецкой коллеги, которая, проводя свою «феминистскую» внешнюю политику, поддержала общеевропейское ужесточение курса в отношении ИРИ в связи с протестами, спровоцированными как раз гибелью молодой женщины.

Впрочем, сама А.Бербок, общаясь с Э.Коэном, расставила в корне противоположные акценты. В частности, «зеленый» политик выразила «обеспокоенность» в связи с ростом насилия на Западном берегу, а также раскритиковала реформы правительства Б.Нетаньяху. Обращаясь к введению процедуры смертной казни для террористов, получившей предварительное одобрение как раз перед приездом Э.Коэна в Берлин, глава федерального внешнеполитического ведомства отметила необходимость во всем мире отказываться от «этой жестокой практики, отчасти потому, что она показала свою неэффективность в качестве сдерживающего фактора» от совершения тяжких преступлений.

Отдельно министр подчеркнула, что неприменение смертной казни «всегда было весомым аргументом для тех из нас, кто защищал Израиль от несправедливой критики на международной арене». Тем самым А.Бербок фактически пригрозила Израилю снижением поддержки в международных институтах, причем в критически важный для Иерусалима момент борьбы с попытками ПНА передать израильское досье в Международный уголовный суд (МУС). Более того, нельзя не отметить, что позиция ФРГ  в международных институтах важна не только сама по себе, но и потому, что создает паттерн на голосованиях для других государств в ЕС. Наконец, не упустила глава МИД и возможности высказать негативную оценку в адрес судебной реформы 37-го правительства государства-партнера, сфокусировавшись на том, что «одной из ценностей, которая нас (Израиль и Германию – авт.) объединяет, является зашита принципов верховенства права, таких как независимость судебной власти».

Казалось бы, общий смысл сказанного А.Бербок не слишком контрастирует с аргументами против политики кабинета Б.Нетаньяху, звучащими в Европе и США в последние месяцы. Впрочем, есть все же несколько довольно существенных отличий.

Во-первых, если верить последним по времени публикациям немецких политических обозревателей, ФРГ не просто недовольна реформами, но и не считает Э.Коэна подходящим для выстраивания контактов израильским представителем. Хотя, как известно, он получил портфель главы внешнеполитического ведомства именно потому, что считается в коалиции Б.Нетаньяху одной из наиболее умеренных фигур, как следствие, подходящих для диалога с иностранными представителями. Более того, судя по его первым визитам, вероятно, предполагалось, что министр сосредоточит свое внимание на европейском векторе.

Во-вторых, как минимум пока в ходе личных контактов, представители американской администрации более сдержанно оценивали израильские реформы, руководствуясь тем, что они представляют собой внутренние дела страны. Вмешательство в подобные процессы, с одной стороны, способно вызвать напряженность в контактах. Не случайно, в Израиле уже звучат голоса тех, кто обвиняет в подстрекательстве к протестам внешние силы. С другой стороны, данный факт косвенно свидетельствует о несамостоятельности власти, что,  в свою очередь, рискует быть воспринято израильскими противниками как слабость.

Свой курс в отношении Израиля А.Бербок настойчиво пытается распространить на всю коалицию, что проявилось, к примеру, в попытке запретить министру юстиции от СвДП М.Бушманну посетить Иерусалим в феврале. Официальным поводом для того, чтобы не давать свое согласие на поездку федеральное внешнеполитическое ведомство назвало отсутствие единой линии поведения с 37-м правительством, исходя из чего пока не следует вести личные переговоры, особенно на израильской территории. Вместе с тем, по мнению журналистов, таким образом А.Бербок предприняла попытку запретить М.Бушманну пообщаться с израильским контрпартнером Я.Левиным, который собственно и курирует преобразования в правовой системе государства. В итоге поездка все же состоялась во многом потому, что ее целью было открытие выставки под названием «Федеральное министерство юстиции в тени нацистского прошлого», которая имеет прямое отношение к историческим основам особого характера отношений двух стран.

В целом в настоящий момент очевидной является сложная ситуация в двусторонних отношениях Израиля и Германии, которая, на первый взгляд спровоцирована политикой 37-го кабинета министров ближневосточной страны. Вместе с тем, как кажется, в реальности проблемы кроются в том, что коалиция О.Шольца и прежде всего курирующие внешнюю политику «Зеленые» в итоге все же начали претворять в жизнь намеченный ими ранее региональный курс, воплощению которого после их прихода к власти в ФРГ помешало смещение акцента на Украину. При этом не исключено, что частично растущая несдержанность «Зеленых» применительно к Иерусалиму кроется в том, что кабмин Б.Нетаньяху не согласен полностью солидаризироваться с Западом по указанному вопросу. Немаловажно и то, что, судя по всему, внимание ЕС к государству как поставщику энергоресурсов заметно снизилось. На это намекают как раз итоги переговоров Э.Коэна в Берлине, которые не содержали в себе никакой конкретики по вопросу экспорта газа, несмотря на достигнутые в прошлом году договоренности с ЕС.

Может сложиться впечатление, что напряженность между Израилем и ФРГ носит ситуационный характер, будучи зависимой от шагов действующего израильского правительства. Однако это не так, как минимум по двум причинам.

Во-первых, уже сейчас решения МИД под руководством А.Бербок угрожают основам двустороннего сотрудничества. Это проявилось как на примере упомянутой попытки срыва поездки в Израиль немецкого министра юстиции, так и в том, что, по некоторым данным, работая над новой стратегией, внешнеполитическое ведомство рассматривает возможность заблокировать ежегодные межправительственные консультации, пока у власти находится коалиция Б.Нетаньяху.

Во-вторых, на различных уровнях, в том числе со стороны Германии, предпринимаются попытки давить на законно сформированный по итогам выборов кабинет министров Израиля, что ослабляет ближневосточную страну как внутреннее, так и внешне, делая ее уязвимой для противников, в том числе для Ирана. При этом с опасностью политики последнего ФРГ все чаще соглашается. В результате, своими действиями участники внешнего давления на Иерусалим рискуют не вернуть к власти Я.Лапида, объективно проигравшего на предыдущем голосовании по ряду причин, а ввергнуть государство в еще больший кризис, сопровождающийся эскалацией регионального конфликта на нескольких фронтах и большим усилением влияние ИРИ.

52.21MB | MySQL:103 | 0,623sec