Оценки Института исследований национальной безопасности стратегических вызовов Израилю в 2023 г. Часть 11

«Стратегическая оценка Израиля-2023» Института исследований национальной безопасности (INSS) определяется как «результат глубокого анализа, дискуссий и размышлений всех экспертов Института с целью поставить на повестку дня израильской общественности рассмотрение основных угроз национальной безопасности и стимулировать дискуссию об их возможных последствиях»[i].

Эксперты INSS Уди Декель, Анат Курц, Ноа Шустерман и др.  ситуацию на палестинской арене рассматривают как стратегическую проблему в виду отсутствия видимого выхода из конфликта. Отмечается, что «уже примерно полтора десятилетия Израиль преследует стратегическую цель в конфликте с палестинцами – выиграть время непонятно для чего и как можно дольше поддерживать ситуацию затишья в сфере безопасности. Некоторые цепляются за идею, известную как «снижение уровня конфликта», что также является средством выиграть время и отсрочить принятие важных решений, тогда как главная задача — снять палестинское бремя с Государства Израиль. Однако время является критическим фактором в этом медленном, но верном скатывании к реальности одного государства между Средиземным морем и рекой Иордан».

Прошедший 2022 год эксперты определяют как период роста насилия и радикализации дискурса с обеих сторон, чье «руководство неохотно принимает важные решения, касающиеся поддержания порядка, тем самым создавая политический тупик и предпосылки для эскалации насилия и терроризма». По их мнению, «тупиковая ситуация сложилась на протяжении многих лет в результате развития событий, главные из которых: неоднократные неудачи в достижении соглашения о постоянном урегулировании; раскол на палестинской политической арене между ФАТХом и ХАМАСом; утвердившийся в Израиле нарратив об отсутствии на палестинской стороне партнера по урегулированию конфликта; неспособность Палестинской национальной администрации (ПНА) контролировать свою территорию; волны террористических атак и насильственных столкновений. Все это привело к тому, что израильская общественность, а также лица, принимающие решения, потеряли уверенность в способности добиться всеобъемлющего урегулирования в рамках концепции двух государств. Отсутствие прогресса в этом направлении и увлеченность обеими сторонами управлением конфликтом будет все более осложнять проблемные взаимоотношения между людьми и ситуацию в регионе до тех пор, пока в будущем не появится возможность сформировать реальность двух политических образований, еврейского и палестинского, которые будут разделены политически, географически и демографически». Иначе имиджу Израиля как еврейского, демократического, безопасного и процветающего государства будет нанесен ущерб.

Эксперты указывают на то, что «в прошлом году возросло количество террористических атак, в основном на Западном берегу р. Иордан, что привело к наибольшему количеству жертв за последние десять лет». Приводятся данные Армии обороны Израиля, согласно которым совершено более 280 терактов (на конец октября 2022 г.) – в три раза больше, чем в 2021 г. В качестве основной проблемы сегодня выделяется «растущая угроза безопасности в северной части Западного берега р. Иордан, что может перекинуться на Иерусалим и другие районы. В 2022 г. погибло 32 израильтянина и около 160 палестинцев были убиты в столкновениях с ЦАХАЛом. Силы безопасности предотвратили 330 обстрелов; 54 нападения с ножом; и около 30 попыток заложить взрывные устройства (теракт не был предотвращен только в Иерусалиме)».

В INSS волну терроризма связывают с «процессом распада ПНА, утратой ее легитимности среди палестинского общества и надеждой на прекращение израильской оккупации». На переднем плане борьбы «молодые палестинцы, заполнившие вакуум, образовавшийся в результате отсутствия должного управления. Помимо этого «в палестинских силовых структурах отмечается: нехватка кадров и отсутствие мотивации для предотвращения нападений (из-за того, что в глазах палестинской общественности они предстают в качестве коллаборационистов ЦАХАЛа); доступность оружия, добытого в результате краж в Израиле и растущей контрабанды из Иордании; а также прославление в палестинском обществе мучеников и сопротивления». Эксперты указывают на то, что «агрессивные и энергичные действия израильских органов безопасности в рамках операции «Волнорез», особенно в северной части Западного берега р. Иордан, привели к серьезным столкновениям с вооруженной палестинской молодежью и усилили динамику эскалации. Пока конфликт не перерос во всеобщее народное восстание, потому что Израиль избегал коллективного наказания, а также позволил палестинцам работать и даже увеличил для них количество разрешений на работу в Израиле».

Эксперты INSS полагают, что «палестинская арена переживает период «на следующий день после Аббаса», соответственно, внутренняя борьба за преемственность власти подпитывает динамику эскалации. Трудности управления ПНА, выражающиеся в нежелании брать на себя ответственность за очаги хаоса, вынуждают ЦАХАЛ проводить масштабные операции даже без сотрудничества с палестинской стороной, а иногда в условиях противодействия палестинских сил безопасности и усиливающихся трений с местным населением».

Что касается сектора Газа, по оценкам израильских экспертов, правящее там движение «ХАМАС усиливает борьбу за контроль над палестинской ареной, хотя и не обладает легитимностью в глазах населения анклава». Израильское руководство исходит из того, что «альтернативы правлению ХАМАСа в секторе Газа в настоящее время нет из-за отсутствия более умеренного и ответственного лидера, который мог бы взять на себя бразды правления». Отмечается, что «на практике Израиль признает ХАМАС и приносит ему пользу (помимо прочего путем восстановления инфраструктуры в секторе Газа, разрешения жителям Газы работать в Израиле, ослабления блокады и расширения торговли анклава с внешним миром)». В INSS указывают на «опасения в Израиле полномасштабной военной кампании против военного крыла ХАМАСа из-за больших потерь, страха потерпеть поражение в секторе Газа с течением времени, а также неспособности и нежелания самой ПНА вернуться и контролировать этот регион». «ХАМАС пользуется ситуацией, в частности: неспособностью добиться от него платы за поощрение и совершение терактов в Иерусалиме, на Западном берегу р. Иордан; продолжающимся закреплением своих позиций в секторе Газа; подрывом статуса ПНА и вмешательством в политический процесс в надежде возглавить палестинскую арену вместо руководства ФАТХ».

Ситуацию в Иерусалиме эксперты определяют как «крайне взрывоопасную, в центре чего стоит борьба за суверенитет на Храмовой горе». По их оценкам, «в Иерусалиме воедино сошлись все факторы конфликта, и это является основной причиной эскалации (включая вовлеченность мусульманских граждан Израиля)». Они обращают внимание на то, что «растущее в последние годы количество посещений Храмовой горы евреями, некоторые из которых молятся тайно или открыто, воспринимается мусульманской стороной как вторжение в мечеть Аль-Акса. Это явление побуждает тех, кто считает себя «защитниками Аль-Аксы», в основном молодых палестинцев из Восточного Иерусалима, мобилизоваться для защиты интересов мусульман на Храмовой горе. Израильская полиция разрешает туристические визиты и восхождения евреев на гору без согласования с иорданским вакуфом, в нарушение статус-кво – исторического достижения Иорданского [Хашимитского] королевства, получившего международное признание. Религиозный контекст, а также значение демонстрации суверенитета на горе одной из сторон превращают храмовый комплекс во взрывоопасное место, где любая провокация может стать искрой и привести к эскалации на других аренах».

По мнению экспертов INSS, палестинская проблема возвращается на международную арену. Они предсказывают, что «снижение интереса к палестинскому вопросу в регионе и на международной арене обратится вспять в свете прихода к власти в Израиле правого правительства, и особенно, если оно предпримет шаги по аннексии и установит военный контроль над Западным берегом р. Иордан. Ожидается множество проблем на международной арене, в том числе продвижение Международным судом в Гааге оценки политики Израиля на Западном берегу р. Иордан, расследование против еврейского государства в Международном уголовном суде и ускорение инициатив BDS по его бойкоту». В этом контексте подчеркивается «решающее значение зависимости Израиля от способности Соединенных Штатов сдерживать и отражать инициативы и действия против него».

В INSS настаивают на том, что «палестинский вопрос нельзя заметать под ковер». Экспертам очевидно, что «нынешняя политика – сочетание все большего применения силы на Западном берегу р. Иордан и одновременно увеличения количества разрешений на работу для палестинских рабочих в Израиле – себя исчерпала». По их мнению, «усилия по сдерживанию [эскалации напряженности] подрываются ползучими мерами по аннексии [палестинских территорий], которые могут активизироваться с приходом к власти правого правительства, уже заявившего о своих намерениях. Среди них: внесение поправки в закон о размежевании [по которому израильтяне не имеют права присутствовать на палестинских территориях, оставленных во время реализации плана одностороннего размежевания/ухода из сектора Газа и северной части Западного берега р. Иордан в 2005 г.]; легализация 65 форпостов [незаконных еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан]; строительство жилья в зоне 1Е [для еврейских поселенцев между Иерусалимом и поселением Маале-Адумим на Западном берегу р. Иордан, что сделает невозможной территориальную непрерывность будущего палестинского государства[ii]]; подчинение гражданской администрации [Израиля на Западном берегу р. Иордан] министру от партии «Религиозный сионизм»; принятие ЦАХАЛом новой инструкции открытия огня; и тенденция к нивелированию сдерживающей силы Высшего суда справедливости [БАГАЦа]».

[i] Strategic Analysis for Israel 2023 / INSS. https://www.inss.org.il/he/wp-content/uploads/sites/2/2023/01/StrategicAssessment22-23_HEB_5-1.pdf

[ii] Захарова: застройка поселениями зоны Е-1 приведет к разрыву палестинского государства // ТАСС. 06.03.2020. https://tass.ru/politika/7916217

52.58MB | MySQL:103 | 0,484sec