О планах правительства талибов по расширению воздушного коридора над территорией Афганистана

Несмотря на многочисленные санкции и фактическую изоляцию, движение «Талибан» (запрещено в РФ) стремится взаимодействовать с членами международного сообщества. По этой причине нынешнее правительство Исламского Эмирата объявило о планах по расширению экспорта через существующие воздушные коридоры, а также по созданию новых. Хотя эти заявления звучат многообещающе, текущая программа расширения воздушных коридоров находится в зачаточном состоянии, и реальный прогресс не будет достигнут до тех пор, пока талибы и Запад не урегулируют разногласия, не найдут консенсус и не достигнут компромисса по множеству вопросов. Для международного сообщества главная трудность заключается не только в потенциальном взаимодействии с талибами, но и в том, как и на каких условиях будет протекать это взаимодействие. Просто расширять воздушные коридоры и ожидать, что международное сообщество ответит тем же, было бы принятием желаемого за действительное, так что нынешнему афганскому правительству в этом направлении предстоит еще много работы. В прошлом месяце министр промышленности и торговли движения «Талибан» Нооруддин Азизи заявил, что объем экспорта Афганистана в соседние страны увеличился по сравнению с объемом импорта и что «министерство будет использовать все средства для снижения и контроля тарифов». Азизи также отметил, что в данный момент воздушным коридором Афганистана пользуется преимущественно Китай, но правительство страны стремится сделать его безопасным для всех. Чтобы оценить важность воздушного коридора для экономики Афганистана, необходимо более детально взглянуть на географию страны, не имеющей выхода к морю и практически неспособной вести торговлю без транзита через третьи страны. Все это является серьезным препятствием для бесперебойного импорта и экспорта. Пакистан является крупнейшим партнером Афганистана в этой сфере, а Афганистан является вторым по величине экспортным рынком Пакистана. Однако Исламабад всегда был непростым соседом и торговым партнером. Пограничный контрольно-пропускной пункт Торхам долгие годы являлся яблоком раздора между двумя странами, время от времени на нем вспыхивали вооруженные столкновения и из соображений безопасности он закрывался на длительное время. Правительство талибов недавно вновь открыло контрольно-пропускной пункт с афганской стороны после разногласий между таможенными органами. Это привело к тому, что транзит многих товаров оказался на долгое время заблокирован, в результате чего произошло увеличение издержек и задержек в их транспортировке. Кроме того, глядя на структуру торговли страны, мы понимаем, что Афганистан в намного большей степени зависит от международного импорта, чем от экспорта. Страна импортирует в 10 раз больше, чем экспортирует. Экспорт Афганистана в основном состоит из товаров с более низкой стоимостью, таких как ковры, сухофрукты, шафран и кедровые орехи. Хотя воздушные коридоры объективно рентабельны для дорогостоящих продуктов, они могут помочь стране преодолеть географические барьеры и не полагаться на транзитные третьи страны для выхода на новые рынки. С 2017 года Афганистан начал расширять торговлю с Индией (для преодоления политических трудностей с Пакистаном), а также с Китаем, Россией, Турцией, Саудовской Аравией, странами ЕС, Казахстаном и ОАЭ посредством открытия новых воздушных коридоров. Однако сообщается, что после смены режима и прихода к власти талибов, использование воздушного пространства Афганистана международными самолетами (как пассажирскими, так и грузовыми) сократилось на 80%. По словам бывшего заместителя министра транспорта и авиации Афганистана Имамуддина Варимача, в настоящее время международные авиакомпании не считают воздушное пространство Афганистана безопасным, поэтому изменили все свои маршруты. С точки зрения соблюдения санкций экспорт товаров из Афганистана остается проблематичным – снижается процент частных инвестиций и растут сопутствующие риски.

Во-первых, подобное происходит из-за того, что в настоящее время ни одно иностранное государство официально не признало правительство «Талибана», хотя Россия, Китай Пакистан и Туркменистан аккредитовали представителей движения в качестве дипломатов.

Во-вторых, еще одной причиной является отсутствие функционирующей формальной банковской системы. Это означает, что международные банки неохотно переводят деньги в Афганистан из-за опасений санкций. Это вынуждает местные предприятия все больше полагаться на традиционные  для исламского мира неофициальные платежи (хавала) в международных транзакциях. Отдавая предпочтение формальным банковским операциям из-за рисков отмывания денег и финансирования терроризма, связанных с платежами хавалы, многие международные компании не имеют известных или надежных контрагентов в стране. В результате этих опасений многие иностранные участники рынка не желают сотрудничать с афганскими компаниями, и это ставит в тупик спрос на международный экспорт.

Текущая программа расширения воздушного коридора в Афганистане все еще находится в состоянии проекта. Подобные способы международного сообщения чрезвычайно важны для любой страны, не имеющей выхода к морю, однако отсутствие инфраструктуры, безопасности и защиты может привести к дополнительным транспортным расходам. Например, нехватка оборудования для упаковки товаров и отсутствие лабораторий по мониторингу безопасности пищевых продуктов являются одними из основных препятствий для увеличения экспорта. Попытка талибов восстановить связь Афганистана с внешними рынками, просто увеличив экспорт с помощью воздушного транспорта, амбициозна. История изобилует примерами, которые снова и снова демонстрируют, что успешная связь достигается не только за счет создания физической инфраструктуры или даже за счет расширения воздушных коридоров. Ее формирование требует согласования правовых и нормативных требований. В восстановлении экономики в глобализованном мире участвуют многие игроки. Нынешняя экономическая структура Афганистана не способствует торговле с рынками за пределами приграничного региона. Учитывая это, делать ставку только на улучшение логистики для расширения экспорта талибам недостаточно.

52.28MB | MySQL:103 | 0,483sec