Французские эксперты о газовой политике Турции. Часть 1

На французском портале Les Cles du Moyen Orient («Ключи к Ближнему Востоку») была опубликована статья Реми Карселеса «Развитие газовой стратегии Турции» (1). Для Франции, как и для других государств Европейского союза эта тема в последнее время приобретает большую актуальность в связи с проведением специальной военной операции на Украине, санкциями Евросоюза против Российской Федерации, выражающимися в отказе от российских энергоносителей. США всеми силами пытаются заставить Европу от сотрудничества с Российской Федерацией в энергетической сфере, что выразилось, в частности, в подрыве в сентябре прошлого года американскими диверсантами газопровода «Северный поток». В этих условиях растет значение Турции как крупнейшего энергетического хаба.

По мнению автора, Турция заявила о себе как о надежном энергетическом партнере Евросоюза в 2000-х годах. В начале 1990-х годов Турция не без успеха попыталась извлечь выгоду из распада советского блока. Турецкая Республика оказалась в выгодном геостратегическом положении, пользуясь границами с новыми независимыми государствами Закавказья и странами Восточной Европы. Одновременно Анкара стала активно использовать свои культурные связи с государствами Центральной Азии и Ближнего Востока. Тургут Озал (премьер-министр в 1982-1989 гг. и президент Турции в 1989-1993 гг.) проводил политику по уменьшению зависимости Турции от иностранных государств и созданию выгодного энергетического баланса. Первоначальные планы построить в Турции атомную электростанцию провалились и правительство этой страны обратило внимание на богатый нефтью и газом Азербайджан. Весной 1992 года, через полгода после распада Советского Союза турецкое правительство предложило построить на своей территории газопровод для транспортировки азербайджанского и туркменского газа в Европу. 9 марта 1993 года было подписано соглашение между Турцией, Грузией и Азербайджаном о строительстве газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум.

В начале 2000-х годов эти идеи были подхвачены Партией справедливости и развития – новой правящей партией Турции. Определенная разница заключалась в том, что сторонники Озала видели Турцию как авангард НАТО и Запада, влияющий на постсоветское пространство и извлекающий из этого выгоду, а турецкие исламисты воспринимали свою страну как независимый полюс силы. С 2003 года турецкое руководство стало серьезно рассматривать два проекта. Первый заключался в строительстве второй ветки «Голубого потока» для транспортировки российского газа в Европу через Турцию в обход Украины, Молдовы и Румынии. Второй – в строительстве газопровода для доставки в Европу азербайджанского и иранского газа. В 2005 году между президентами В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом, а также премьер-министром Италии Сильвио Берлускони, представлявшим интересы итальянского концерна ENI, состоялось обсуждение плана о строительстве второй ветки «Голубого потока» со строительстве в районе Самсуна на черноморском побережье Турции газового терминала Дурусу. Отсюда газ должен был пойти через турецкую территорию по дну Мраморного моря в Грецию, по сухопутному маршруту – в Болгарию, Сербию, Румынию и Хорватию. Был также план строительства нефтепровода, соединяющего Россию с Самсуном и затем с Европой. Сухопутная прокачка нефти была дешевле, чем доставка их танкерами через Босфор и Дарданеллы.

Этот план не был реализован, но с 2004 года Турция оказалась в центре другого проекта, призванного снизить зависимость Евросоюза от поставки энергоносителей из России. Этот год был отмечен принятием в ЕС новых государств, ранее бывших членами советского блока или республиками СССР – Чехии, Польши, Венгрии, Словакии, Литвы, Латвии и Эстонии. Одновременно в 2003-2004 годах в Грузии и на Украине пришли к власти прозападные политики, взявшие курс на вступление в ЕС и в НАТО – Саакашвили и Ющенко. В 2006 году цена на российский газ, поставляемый на Украину, выросла почти в пять раз. Руководство «Газпрома» оправдывало это тем, что, во-первых, Украина добилась статуса государства с рыночной экономикой, а во-вторых, излишки ранее поставлявшегося Киеву газа позволили наладить его реэкспорт в Европу, что не было предусмотрено соглашением. Такой прецедент создавал угрозу для энергетической безопасности ряда европейских стран. Например, Венгрия в то время на 80% зависела от поставок российского газа через Украину. В случае перекрытия «Газпромом» украинского маршрута эта страна осталась бы без газа. Это побудило Еврокомиссию выработать энергетическую стратегию до 2030 года, ставившую задачу ослабить зависимость Европы от российского газа. Одновременно европейские государства нацелились на строительство газопроводов из РФ, обходящих территорию Украины и Белоруссии. Первым таким проектом стал «Северный поток».

23 июня 2007 года в Риме был подписан протокол о намерениях между компаниями ENI и «Газпром» о строительстве газопровода «Южный поток» по дну Черного моря для обеспечения газом Южной Европы. Новый трубопровод должен был обойти территорию Турции. Он должен был выходить из Черного моря в Болгарию и далее снабжать российским газом Грецию, Сербию, Боснию, Хорватию, Словению, Италию и Австрию. Этот проект обнулил «Голубой поток-2». Турецкое руководство в свою очередь стало разрабатывать проекты альтернативных трубопроводов. В этой связи внимание было обращено на азербайджанский газ.   Был построен интерконнектор, соединявший газотранспортные системы Турции и Греции.  Был разработан проект Трансадриатического газопровода (TAP), по которому газ мог бы поставляться из Греции в Италию. Источником должен был стать газ с открытого в Азербайджане в 1999 году месторождения «Шах Дениз». Для этого необходимо было соединить газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум с ТАР через Трансанатолийский газопровод (TANAP), который должен был пройти с востока на запад Турции. В 2005 году Европа потребила 502 млрд куб. м природного газа, прогнозы потребления на 2030 год составляли 815 млрд куб. м. «Северный поток» был рассчитан на 27,5 млрд куб. м в год. Примерно такое же количество предполагалось от новых газопроводов из Турции.

Был разработан план импорта ежегодно 31,5 млрд куб. м газа нероссийского происхождения, не проходящего через территорию России и СНГ. Так появился проект газопровода «Набукко», идущего через территорию Турции. В составе учредителей нового консорциума оказались компании BOTAS (Турция), OMV (Австрия), MOL (Венгрия), Bulgargas (Болгария) и  Transgas (Румыния). Основная проблема состояла в том, что азербайджанского газа было недостаточно для наполнения данного трубопровода. Турецкое руководство лоббировало подключение к данному проекту Ирана, но с 2002 года ИРИ была зачислена американцами в ось зла, и США не допустили бы энергетического сотрудничества Исламской Республики с Европой.

Турция в то время рассматривалась бюрократами из Брюсселя как идеальная транзитная территория, учитывая членство этой страны в НАТО и стремление турецкого правительства в эти годы к вступлению в ЕС. Однако Иран и Азербайджан рассматривались как ненадежные и нестабильные государства, гораздо более нестабильные, чем тогдашняя Украина. Одновременно с «Набукко» в Анкаре рассматривались проекты Панарабского газопровода (Arab Gas Pipeline), прокачивающего газ с месторождений Египта и шельфовых месторождений Сирии и Ливана в Европу через турецкую территорию. После американской оккупации Ирака и свержения Саддама Хусейна эта арабская страна вышла из-под санкций. Турция имела давний опыт импорта нефти из Ирака через нефтепровод Киркук-Джейхан. По мнению местных специалистов, можно было бы построить по тому же маршруту параллельный газопровод из Ирака.

  1. Le développement de la stratégie gazière turque (1/3) (lesclesdumoyenorient.com)
52.27MB | MySQL:103 | 0,706sec