О создании Саудовской Аравией новых союзных сил в Йемене

В последнее времвя руководство КСА предпринимает усилия по выходу из йеменского конфликта и примирения с хоуситами из движения «Ансар Аллах». В  декабре 2022 и январе 2023 года две высокопоставленные делегации из Омана посетили Сану, где провели переговоры с хоуситами, минуя международно признанное правительство Йемена. В январе 2023 года Сану посетила также саудовская делегация во главе с послом КСА в Йемене Мухаммедом аль-Джабером, в состав которой входили руководители саудовских спецслужб. Нам неизвестны подробности этих переговоров, но они явно привели к дезактивации конфликта. По информации Sanaa Center, саудиты на переговорах настаивали на создании около границы Йемена с КСА демилитаризованной зоны для того, чтобы обезопасить свою территорию. В свою очередь хоуситы требуют выплаты центральным правительством Йемена (читай КСА) зарплаты госслужащим на своей территории, полного открытия для воздушных рейсов аэропорта в Сане (пока количество рейсов лимитировано) и полного открытия порта Ходейды. Эти вопросы пока не урегулированы. Тем не менее, на переговорах наблюдается прогресс. Эр-Рияд планирует провести по окончании священного месяца Рамадан (заканчивается 21 апреля) конференцию по мирному урегулированию в Йемене, на которую планируется пригласить номинального хоуситского президента Северного Йемена Мехди аль-Машата. Саудовское руководство считает, что это мероприятие восстановит международный престиж королевства, поколебленный в результате блокады Катара, убийства журналиста Джаамаля Хашогги и бомбардировок Йемена.

Между тем, эти мирные усилия Саудовской Аравии вызывают негативное отношение у политиков Южного Йемена, входящих в так называемый Президентский руководящий совет (ПРС) во главе с Рашадом аль-Алими. Эти деятели убеждены в том, что Эр-Рияд хочет бросить их на произвол судьбы, устраняясь от внутриполитического урегулирования в Йемене на условиях аденских элит. Положение осложняется присутствием в ПРС южнойеменских сепаратистов. В 2019 году Эр-Рияд содействовал примирению между тогдашним президентом А.М.Хади  и Южным переходным советом (ЮПС), органом сепаратистов. В апреле 2022 года были фактически легитимизированы сепаратисты и включены их представители, прежде всего, Айдарус аз-Зубейди в ПСР. Эти политики опираются на ОАЭ и подрывают саудовское влияние в Южном Йемене. Глава ПРС Рашад аль-Алими выразил послу КСА Мухаммеду аль-Джаберу протест после его поездки в Сану и встречи с лидерами хоуситов. Вооруженные формирования ЮПС и проэмиратские отряды «Лива аль-Амалика» («Бригады гигантов») находятся в конфронтации с основной местной военной опорой КСА – частями йеменской армии, находящимися под влиянием партии «Ислах» (местная ветвь «Братьев-мусульман»). До января с. г. боевики ЮПС вели против формирований «Ислах» бои за влияние в провинции Шабва.

В этих условиях в Эр-Рияде пытаются обезопасить свою сферу влияния в Йемене, в том числе и от эмиратских союзников, заключая альянсы с отдельными племенами и создавая новые вооруженные формирования.

Судя по приводимой Sanaa Center информации, в последнее время разгорелось соперничество между Саудовской Аравией и ОАЭ в йеменской провинции Хадрамаут. Эту провинцию с КСА издавна связывают особые отношения. Немало представителей местной аристократии и бизнес-элиты сделали карьеру в Саудовской Аравии. В качестве примера можно привести известную семью Бен Ладенов. В течение десятилетия правительство КСА вынашивало план строительства нефтепровода от саудовских нефтяных месторождений до одного из портов Хадрамаута для того, чтобы избежать транспортировки углеводородов через потенциально небезопасный Ормузский пролив.  В январе в хадрамаутском городе Сейун состоялись протесты активистов связанного с Эмиратами ЮПС с требованиями заменить военнослужащих Первого военного округа (большинство из них являются сторонниками партии «Ислах») местными добровольцами. Часть племен в свою очередь потребовали от сторонников ЮПС покинуть город. Контр-протестующие также провели демонстрации против появления военных лагерей ЮПС в регионе. Через месяц демонстрации продолжились и сопровождались военной мобилизацией. Силы Второго военного округа, базирующиеся в портовом городе Мукалла, на побережье Хадрамаута, выдвинули батальон численностью в 500 бойцов в Сейун.  Свою очередь силы ЮПС выдвинулись из аэропорта Аль-Райян около Мукаллы на стратегические позиции в районе южного плато, где они получают господствующие позиции над дислокацией Первого военного округа. В свою очередь Саудовская Аравия работает с Конфедерацией племен Хадрамаута для создания вооруженных формирований в количестве 10000 боевиков для того, чтобы создать новые военные базы на землях племени Аль-Касири для того, чтобы предотвратить проникновение боевиков ЮПС в Хадрамаутскую долину. Это соперничество между саудовскими и эмиратскими прокси безусловно осложняет отношения между партнерами по аравийской коалиции.

Несмотря на формальные соглашения и большие финансовые ресурсы Саудовская Аравия потерпела неудачу в интеграции многочисленных вооруженных формирований, действующих в Южном Йемене, в единые силы безопасности. Усилия КСА оказались неэффективными в установлении военно-политического влияния и доминирования в стратегически важных районах Адена, побережья Баб эль-Мандебского пролива и Красного моря. Здесь пальма первенства все больше переходит к ОАЭ. В этих условиях в Эр-Рияде приняли решение о создании в Адене и прилегающих провинциях новых верных им вооруженных формирований. В конце 2022 г. при саудовской помощи были созданы «Силы национального щита». В конце 2022 года председатель ПРС Рашад аль-Алими по возвращении из Эр-Рияда узаконил их существование. Специальным декретом они были подчинены непосредственно ПРС, минуя Министерство обороны.

Наблюдатели отмечают два главных фактора неудач КСА на этом направлении.

Во-первых, ослабление позиций партии «Ислах», чьи вооруженные отряды составляли ядро саудовской поддержки в Йемене.

Во-вторых, нерегулярная выплата Саудовской Аравией жалованья своим клиентам. В 2016 году КСА начала выплачивать жалованье милициям, связанным с ЮПС, в надежде переманить их на свою сторону. Однако выплачивалось оно нерегулярно и с большими задержками. Это касалось «Сил пояса безопасности», формально подчиненных йеменскому МВД, в состав которых входят в основном представители племени Яфи; «Бригад поддержки и усиления» в Адене и Лахдже; «Сил защиты объектов», охранявших правительственные здания и ключевые объекты инфраструктуры. В отличие от Эр-Рияда ОАЭ всегда выполняли свои обещания точно и в срок.

В последнее время Саудовская Аравия стала вести более серьезную работу на этом направлении. Доказательством являются уже упомянутые «Силы национального щита», рекрутируемые в основном из представителей племени Субайха, проживающих в провинции Лахдж. Их командующим является бригадный генерал Башир Сейф Каид аль-Субайхи. Ядро этих сил составили представители «Сопротивления Субайха», воевавшие в 2015-2016 годах против хоуситов во время их наступления в провинции Лахдж. По причине местных противоречий представители племени Субайха негативно относятся к ЮПС. В декабре 2022 года между ними и «Силами пояса безопасности» прошли боевые столкновения за контроль над дорогой, связывающей Лахдж с побережьем Баб эль-Мандебского пролива. «Силы национального щита» взяли под контроль авиационную базу Аль-Анад, на которой ранее дислоцировались сепаратисты и суданские наемники. Одновременно КСА активно рекрутирует сторонников из числа йеменских салафитов. К числу таких вооруженных отрядов относится «Бригада Амаджид» в провинции Абъян. Эта бригада была основана в 2019 году и базируется в районах Лаудар и Мудийя, пограничных с провинцией Аль-Бейда. Ее лидером является салафитский шейх Салех Салим аш-Шарджи. Ядром группировки являются салафитские ветераны из Института Дар аль-Хадис в Даммадже. Это вооруженное формирование никогда даже официально не было интегрировано в государственные силы безопасности.

Создание КСА и ОАЭ собственных прокис-групп в Йемене ведет к угрозе раскола этой страны. Учитывая различие политических и других целей хоуситов и южнойеменских политиков даже при прекращении страны единство Йемена будет восстановлено далеко не сразу. Дополнительно возможна и фрагментация самого Йемена на районы с преимущественным контролем Саудовской Аравии или ОАЭ.

 

52.23MB | MySQL:103 | 0,483sec