Эксперты Конгресса США об основных проблемах в американо-израильских отношениях. Часть 1

В марте с. г. Исследовательский центр Конгресса США выпустил обзор об основных проблемах в американо-израильских отношениях. В нем констатируется, что Израиль наладил тесное двустороннее сотрудничество с Соединенными Штатами во многих областях, среди которых необходимо отметить важнейший компонент — сотрудничество в области безопасности. Законодательство США требует от исполнительной власти предпринимать определенные действия для сохранения «качественных вооруженных сил Израиля», или QME, и различными способами ускоряет оказание помощи и продажу оружия Израилю. 10-летний двусторонний меморандум о взаимопонимании в области военной помощи (MOU), подписанный в 2016 году, обязывает Соединенные Штаты предоставить Израилю 3,3 млрд долларов иностранного военного финансирования (FMF) и ежегодно тратить 500 млн долларов на совместные программы противоракетной обороны с 2019 по 2028 финансовый год при условии выделения ассигнований Конгрессом. Меморандум о взаимопонимании предусматривает возможную дополнительную помощь в чрезвычайных ситуациях, таких как вооруженный конфликт. В марте 2022 года Конгресс выделил 1 млрд долларов дополнительного финансирования за счет 2024 финансового года для модернизации противоракетной системы «Железный купол» в ответ на интенсивное использование этой системы во время майского конфликта 2021 года между Израилем и базирующимися в секторе Газа группировками, такими как ХАМАС и «Исламский джихад» (обе они признаны США террористическими организациями). Некоторые законодатели добиваются принятия надзорных мер и законодательства, которые отличали бы определенные действия Израиля на Западном берегу и в секторе Газа от общей поддержки США безопасности Израиля.  Дополнительные вопросы, которые будут обсуждаться ниже и которые имеют значительные последствия для американо-израильских отношений, включают следующее:

— Возвращение в декабре 2022 года Биньямина Нетаньяху на пост премьер-министра Израиля во главе коалиционного правительства, в которое входят министры от ультранационалистических партий. Предложение нового правительства о судебной реформе вызвало напряженные национальные дебаты в Израиле, которые побудили президента Дж.Байдена и некоторых членов Конгресса публично заявить о поддержке компромиссных мер. Например, Закон о создании двух государств (H.R. 5344 от 117-го Конгресса) прямо запрещает помощь США (включая оборонные товары или услуги) для продолжения, содействия или поддержки односторонних усилий по аннексии или осуществлению постоянного контроля над любой частью Западного берега (включая Восточный Иерусалим) или Газа.

— Израильско-палестинское насилие и другие проблемы, а также их последствия для политики США.

— Отношения Израиля с различными арабскими государствами после заключения «Авраамовых соглашений» на 2020-2021 годы.

— Обеспокоенность по поводу ядерной программы Ирана и его регионального влияния, в том числе через действующую  в Ливане «Хизбаллу» и в Сирии.

— Вторжение России в Украину в 2022 году.

Возвращение Нетаньяху к власти и новая коалиция

29 декабря 2022 года Кнессет (парламент) Израиля проголосовал за переизбрание лидера партии Ликуд Биньямина Нетаньяху на третий срок пребывания на посту премьер-министра (его предыдущие сроки были 1996-1999 и 2009-2021). Он возглавляет коалиционное правительство, в которое входят ультранационалистические и ультраортодоксальные партии.  Сионистский список состоит из трех отдельных партий: «Религиозный сионизм» (7 мест), «Еврейская сила» (6) и «Ноам» (1). Выборы 2022 года стали пятыми, проведенными в Израиле с тех пор, как в декабре 2018 года начался судебный процесс по обвинениям в коррупции против Нетаньяху; его уголовный процесс продолжается и может продлиться месяцы или годы. Двое из предыдущих четырех выборов не привели к формированию правительства, а двое других привели к недолговечным коалиционным правительствам — правительству 2020-2021 годов с Нетаньяху в качестве премьер—министра и правительству 2021-2022 годов без него. Партнеры по коалиции, которые поддерживают юридические меры, призванные помочь Нетаньяху избежать уголовного наказания, могут иметь рычаги воздействия для реализации своих политических предпочтений.

Ключевые государственные деятели и процесс принятия решений

Включение Нетаньяху ультранационалистов Бецалеля Смотрича и Итамара Бен-Гвира в состав нового правительства вызвало дебаты о последствиях для демократии Израиля, его способности регулировать напряженность в отношениях со своими арабскими гражданами и палестинцами, а также о его отношениях с Соединенными Штатами и другими странами. Коалиционных соглашения гласят, что еврейский народ имеет «исключительное право» на территорию между Средиземным морем и рекой Иордан, что, противоречит стремлениям палестинцев к государственности. Смотрич посвятил свою карьеру расширению еврейского контроля на Западном берегу р.Иордан и пропаганде применения еврейского религиозного законодательства в израильском обществе. Бен-Гвир выражает много схожих взглядов и был постоянным участником спорных собраний евреев и арабов в Иерусалиме. Израильский суд осудил его в 2007 году за подстрекательство к расизму. и поддержка терроризма. После формирования правительства президент США Джо Байден заявил, что его администрация будет работать с правительством над совместным решением многих проблем в регионе и «будет продолжать поддерживать решение о двух государствах и выступать против политики, которая ставит под угрозу его жизнеспособность или противоречит нашим взаимным интересам и ценности». Ранее госсекретарь Энтони Блинкен заявил, что администрация будет «оценивать правительство по проводимой им политике, а не по отдельным личностям». Министр сельского хозяйства и развития сельских районов Ави Дихтер, Бецалель Смотрич и Итамар Бен-Гвир находятся в процессе принятия на себя некоторых обязанностей по обеспечению безопасности. Согласно коалиционным соглашениям, Смотрич занимает должность в Министерстве обороны и официально отвечает за подразделения по гражданским вопросам, управляющие вопросами Западного берега и сектора Газа, включая Комиссию по планированию, которая контролирует строительство поселений на Западном берегу и снос домов. Бен-Гвир возглавляет министерство национальной безопасности, наделенное общими полномочиями в отношении израильской полиции, включая персонал, патрулирующий Иерусалим и его спорные святыни. Он также рассчитывает осуществлять надзор за Пограничной полицией, включая подразделения, которые действовали на Западном берегу под руководством Армии обороны Израиля (АОИ). Бен-Гвир выступает за облегчение условий ведения открытого огня силами безопасности и повышение их юридического иммунитета. Министр обороны Йоав Галант (уволен с поста  26 марта в связи с несогласием по проведению судебной реформы – авт.) и высшее руководство ЦАХАЛа, по-видимому, стремились предотвратить изменения в Министерстве обороны и Пограничной полиции, которые нарушили бы субординацию. В 2023 году Смотрич получил общие обязанности по руководству планированием поселений и обеспечению соблюдения законности в связи с незаконным строительством на Западном берегу, в то время как Галант сохранил формальные полномочия по вмешательству в решения Смотрича. Неясно, как это соглашение будет работать на практике (уже никак, что говорит о потенциальном усилении позиций Смотрича – авт.).  Нетаньяху заявил, что он лично сохранит за собой окончательную ответственность за политику. Один израильский журналист утверждал, что усилия Нетаньяху действовать в качестве буфера между его партнерами по коалиции и западными странами, обеспокоенными их влиянием, в конечном итоге приведут к тому, что он потеряет поддержку тех или других. Два бывших чиновника США написали, что если новое израильское правительство с участием Смотрича и Бен-Гвира проявит открытую враждебность к арабам и примет нелиберальные меры по изменению израильской демократии, противники прочных американо-израильских отношений воспользуются ситуацией «для того, чтобы попытаться отменить некоторые аспекты отношений и, конечно же, оспорить просьбы израильских военных». Коалиционные соглашения не являются юридически обязательными. Степень их реализации может иметь значительные последствия для таких вопросов, как аннексия Западного берега или легализация поселенческих аванпостов, права меньшинств (включая арабов, женщин и представителей ЛГБТК) и иммиграция диаспоры в Израиль. Часть коалиционного соглашения, касающаяся возможной аннексии районов Западного берега, недвусмысленно отсылает к предпочтительным Нетаньяху срокам и учету интересов Израиля.

Предлагаемые изменения в судебной системе

Министр юстиции Ярив Левин в январе 2023 года предложил закон, направленный на перестройку судебной системы Израиля следующими способами:

— Требовать большего большинства в Верховном суде для признания недействительными законов или правительственных решений.

— Разрешить Кнессету отменять решения Верховного суда, если только коллегия из 15 судей в полном составе не примет единогласное решение.

—  Предоставить правительству больший контроль над комиссией по назначению судей Верховного суда.

— Запретить Верховному суду применять критерий «разумности» к законодательству и действиям правительства.

— Разрешить кабинету министров назначать юрисконсультов не из органов юстиции.

Сокращение полномочий судебной власти по сдерживанию действий правительства, поддерживаемых большинством в Кнессете, могло бы позволить правящей  коалиции принимать законы, которые столкнулись или, вероятно, столкнутся с сопротивлением Верховного суда. Такие законы могли бы включать легализацию еврейских аванпостов на Западном берегу на частной палестинской земле, освобождение ультраортодоксальных евреев от воинской повинности или изменение прав меньшинств и религиозно-социального баланса в Израиле. Неясно, может ли премьер-министр Нетаньяху участвовать в апелляционном процессе по предложению о судебной реформе из-за существующего соглашения о конфликте интересов, запрещающего ему заниматься вопросами, которые могут повлиять на его уголовное дело.  В марте президент Байден позвонил премьер-министру Нетаньяху — по словам неназванного высокопоставленного лица администрации — для того, чтобы  выразить обеспокоенность по поводу судебной реформы. В сообщении Белого дома говорилось, что президент «предложил поддержку предпринимаемым усилиям по достижению компромисса» в соответствии с демократическими ценностями, такими как «подлинные сдержки и противовесы» и «максимально широкая база народной поддержки». После телефонного разговора Байдена и Нетаньяху израильское правительство объявило, что большая часть законодательства о судебной реформе будет отложена до возвращения Кнессета с весенних каникул в конце апреля, что потенциально позволит провести диалог между различными точками зрения по этим вопросам. Однако правительство намерено принять законопроект, предоставляющий ему значительный, хотя и не полный, контроль над назначениями судей до начала каникул в Кнессете, которые начнутся 2 апреля. Его объявление вызвало критику со стороны некоторых сторонников правительства, а также оппозиции. Это предложение вызвало бурную национальную дискуссию по поводу сдержек и противовесов в Израиле. С момента его объявления сотни тысяч израильтян присоединились к протестам совместно с оппозиционными политиками, и многие бывшие судьи Верховного суда и генеральные прокуроры резко раскритиковали это предложение и призвали правительство отозвать его, чтобы предотвратить «серьезный ущерб» к верховенству закона. Поскольку широкое несогласие с этим предложением продолжается уже более двух месяцев, оно охватило и другие слои общества. Ряд ведущих фигур в финансовом и экономическом секторе Израиля, включая главу Центрального банка Израиля и нескольких руководителей высокотехнологичной отрасли страны, выразили обеспокоенность по поводу потенциального влияния предлагаемых судебных реформ на экономику Израиля и его глобальную привлекательность. Кроме того, многие военные и сотрудники службы безопасности, включая  резервистов, которые играют важную роль в ВВС Израиля -присоединились к протестам и/или пригрозили приостановить свою службу, если предложения будут приняты без существенных изменений. В марте начальник Генштаба Армии обороны Израиля генерал-лейтенант Херци Галеви заявил, что армия не могла бы действовать без «добровольческого духа резервистов и сохранения ЦАХАЛА как «народной армии» в еврейской и демократической стране». Нетаньяху отстаивал необходимость реформы, в том числе утверждая, что Верховный суд осуществляет широкие полномочия по судебному надзору с 1990-х годов, несмотря на отсутствие в Израиле писаной конституции в целом. Более 150 американских профессоров права, придерживающихся различных взглядов на то, следует ли Верховному суду подвергаться дополнительным проверкам, подписали заявление, в котором выразили обеспокоенность тем, что скорость и масштаб предлагаемых реформ могут ослабить независимость судебной власти, разделение властей и верховенство закона. Глава Верховного суда Эстер Хают заявила, что  его состав намерен изучить любое принятое законодательство, поднимающее возможность конституционного кризиса, если Верховный суд признает законодательство недействительным. Некоторые наблюдатели предупреждают о международных последствиях усилий по ослаблению судебной системы Израиля. Например, бывший юрисконсульт Министерства обороны Израиля считает, что международные или иностранные суды на сегодняшний день в значительной степени доверяют израильской судебной системе в рассмотрении дел политиков или военнослужащих, обвиняемых в незаконных действиях. Затем он предположил: «Но если мы избавимся от этого [текущего уровня внутреннй юридической подотчетности] и дадим  карт-бланш [военнослужащим] делать то, что они хотят, и предоставим им иммунитет от судебного преследования, это откроет «ящик Пандоры»». Опросы показывают, что большинство израильтян, возможно, поддержат ту или иную форму судебной реформы, но конкретные реформы, введенные правительством, похоже, пользуются поддержкой лишь меньшинства. Большинство выступает за компромиссы, которые сохранили бы по крайней мере некоторые полномочия по судебному надзору и назначении судей. В середине марта президент Израиля Ицхак Герцог представил рамки, которые он продвигал как способствующие компромиссу для сохранения израильской демократии и единства. Они направлены на укрепление гражданских прав и ограничение возможностей правительства, поддерживаемого узким большинством в Кнессете, проведение быстрых и серьезных изменений в судебной системе при отсутствии более широкой поддержки со стороны национальных институтов. Нетаньяху отклонил предложение Герцога, а вопрос о назначениях судей, как сообщается, является камнем преткновения, но Нетаньяху и некоторые другие политики, которые в целом поддерживают первоначальное предложение правительства, намекнули, что они по-прежнему готовы рассмотреть сделку. Во время визита госсекретаря Блинкена в Израиль в январе 2023 года он заявил, что и США, и Израиль поддерживают «основные демократические принципы и институты, включая уважение прав человека, равное отправление правосудия для всех, равные права групп меньшинств, верховенство закона, свободную прессу, сильное гражданское общество». Далее он сказал, что «консенсус в отношении новых предложений — это наиболее эффективный способ обеспечить их принятие и долговечность». Помощник президента США понациональной безопасности Джейк Салливан заявил, что любой окончательный законопроект будет отражать широкое согласие и будет смягчен по сравнению с версией, представленной министром юстиции Левином. По мере продвижения дебатов некоторые члены Конгресса разделяли различные взгляды на предложение о реформе. Например, в январе два члена Конгресса выразили обеспокоенность тем, что это может привести к обострению американо-израильских отношений. В феврале и марте ряд других членов высказали свои мнения. Некоторые объединили письма президенту Байдену или израильским лидерам — или составили отдельные послания.

52.68MB | MySQL:103 | 0,497sec