Американские эксперты о посреднической роли Султаната Оман в урегулировании региональных конфликтов

Как указывают американские эксперты, Султанат Оман при покойном султане Кабусе бен Саид Аль Саид, которым с начала 2020 года руководит султан Хайтам бен Тарик Аль Саид, исторически стремился привлечь широкий круг лидеров и фракций для содействия разрешению конфликтов. Краеугольным камнем дипломатического посредничества Омана была его политика последовательного привлечения к переговорам и компромиссам лидеров Исламской Республики Иран. Официальные лица Омана также утверждают, что иранские войска сыграли важную роль в оказании правительственным силам помощи в подавлении восстания в регионе Дофар в середине 1970-х годов, и что поэтому Оман должен быть бесконечно благодарен Ирану, несмотря на то, что эта поддержка была оказана другим режимом при бывшем шахе, который руководил страной до Исламской революции 1979 года. В рамках партнерства государств Персидского залива Оман последовательно стремился снизить напряженность; Оман не присоединился и стремился положить конец блокада, введенная против Катара Египтом, Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) и Бахрейном в 2017-2021 годах. Как указывают американские эксперты,  исторические и религиозные связи Маската с Тегераном долгое время позволяли султанату выступать в качестве посредника между Соединенными Штатами и Ираном в разрешении некоторых из их многочисленных споров. Роль Омана в качестве посредника между США и Ираном заслужила доверие и похвалу со стороны официальных лиц США, хотя ряд экспертов  критикуют страну за ее взаимодействие с Ираном. Официальные лица США последовательно опровергали эту критику, отмечая, что в 1980 году Оман стал первым государством Персидского залива, подписавшим официальное соглашение с Соединенными Штатами, разрешающее их войскам использовать военные объекты Омана. Американские лидеры также ссылаются на то, что Оман принял у себя американских военных  в каждой крупной военной операции под руководством США в регионе Персидского залива или вокруг него, включая войны против Ирака при Саддаме Хусейне «Аль-Каиды» и афганского «Талибана» (обе организации pапрещены в России) после терактов 11 сентября 2001 года. Вооруженные силы Омана регулярно проводят двусторонние военные учения с силами Центрального командования США (CENTCOM), совсем недавно в марте прошли учения «Непобедимый часовой 2023», а также многосторонние учения с участием США, государств Персидского залива, других арабских и даже израильских сил. При этом  Оман более двух десятилетий сотрудничает с Израилем, а недавно открыл свое воздушное пространство для израильских авиарейсов — шаг, приветствуемый президентом США Дж.Байденом в обращении к султану Хайтаму от 7 марта. В октябре 2018 года тогдашний султан Кабус принял неожиданный визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Однако, несмотря на некоторые ожидания, Оман не предпринял шагов, чтобы последовать примеру ОАЭ и Бахрейна в нормализации отношений с Израилем под знаменем «Соглашений Авраама» 2020 года при посредничестве США.

Официальные лица США извлекли выгоду из уникальных связей Омана с Ираном для достижения значительных прорывов, когда это было необходимо. На последних этапах ирано-иракской войны 1980-88 годов, в которой Соединенные Штаты поддерживали Ирак, Оман содействовал обмену пленными между Ираном и Западом. В 2013 году Оман провел первую серию частных переговоров между официальными лицами США и Ирана, которые в конечном итоге привели к подписанию в 2015 году соглашения по иранской ядерной программе, одобренного ООН (Совместный всеобъемлющий план действий, СВПД). Оман выступал посредником в многочисленных ирано-американских соглашения об освобождении задержанных лиц, в том числе трех молодых американских туристов, заключенных в тюрьму в 2009-2011 годах и обвиненных Ираном в шпионаже и незаконном пересечении границы, и крупный американо-иранский обмен в начале 2016 года. В октябре 2022 года Государственный департамент США поблагодарил Оман за помощь в организации отъезда из Ирана больного и пожилого американца Бакера Намази, которого удерживали в Иране в течение семи лет. Его сын Сиамак и двое других американцев, находящихся в заключении в Иране (Морад Тахбаз и Эмад Шарги), в настоящее время являются предметом переговоров при посредничестве Омана. Эти задержанные, а также зашедшие в тупик переговоры с Ираном о восстановлении СВПД (из которого Соединенные Штаты вышли в 2018 году при президенте Д.Трампе), как сообщается, были в центре внимания визита специального посланника США по Ирану Роберта Малли в Оман в феврале 2023 года (интересное утверждение экспертов, связанных с Пентагоном, поскольку Госдеп США этот факт категорически отрицает — авт.). Доверие, оказанное Оману иранскими лидерами, поставило султанат в центр усилий по разрешению текущих региональных конфликтов. Иран является основным сторонником и поставщиком оружия движению хоуситов в Йемене, в то время как Саудовская Аравия и ОАЭ – союзники Омана в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) —  который поддерживает свергнутое правительство Йеменской Республики. На протяжении всего конфликта в Йемене Оман при молчаливом согласии Тегерана поддерживал связи с хоуситами, в том числе разместил их офис в Маскате. Оман выступил посредником в нескольких обменах пленными между различными противоборствующими сторонами в йеменском конфликте. В настоящее время Оман содействует прямым переговорам между официальными лицами Саудовской Аравии и хоуситами для официального восстановления режима прекращения огня 2022 года и, в конечном счете, достижения политического решения конфликта (КСА фактически отказалась от оманского посредничества, которым они были недовольны в силу «проиранской  ангажированности» Маската, после чего оно перешло к «эмиратской модели» договоренности с Тегераном при посредничестве более серьезного международного «тяжеловеса» в лице Пекина — авт.).   Поиск политического решения в Йемене значительно продвинулся благодаря более широким двухлетним усилиям Омана, наряду с Багдадом, по посредничеству в примирение между Эр-Риядом и Тегераном. Несколько раундов саудовско-иранских переговоров в Багдаде и Маскате в течение 2021-2022 годов завершились соглашением от 10 марта 2023 года, заключенным в Пекине при посредничестве Китая, о восстановлении полных дипломатических отношений и возобновлении ряда незначительных соглашений о безопасности и культурном обмене. Тем не менее, официальные лица США и внешние эксперты по-прежнему скептически относятся к долговечности любого саудовско-иранского примирения в свете многих фундаментальных проблем, которые разделяют Эр-Рияд и Тегеран (Вашингтон безуспешно пытается снова развернуть Эр-Рияд в сторону Омана, как главного посредника — авт.).

Другой ключевой союзник Ирана, президент Сирии Башар Асад, также обратился за помощью к Оману в рамках выхода из региональной изоляции. Оман, единственный среди государств Персидского залива, не закрыл свое посольство в Дамаске в знак протеста против жестокого подавления Асадом восстания 2011 года, хотя Маскат и отозвал своего посла. Тем не менее, в 2020 году Оман стал первым государством Персидского залива, которое вернуло своего посла в Сирию, а султан Хайтам принимал Асада на переговорах в Маскате в конце февраля 2023 года, через две недели после землетрясения, опустошившего обширные районы Северной Сирии. Однако ни Оману, ни лидерам других государств Персидского залива не удалось повлиять на политику США в отношении режима Асада: официальные лица США продолжают призывать союзников США не «нормализовать» отношения с сирийским режимом. Что касается другого насущного регионального вопроса, Оман не стремился играть ведущую роль в региональной поддержке режима талибов в Кабуле, полагаясь на других партнеров по Персидскому заливу, таких как Катар, ОАЭ и Саудовская Аравия. Тем не менее, отражая последовательную политику Омана по содействию урегулированию конфликтов, министр иностранных дел Саид Бадр Альбус-Саиди изложил подход Омана к «Талибану» в августе 2021 года, сразу после падения правительства, поддерживаемого США. В своей речи он подчеркнул необходимость «конструктивного взаимодействия с талибами таким образом, чтобы они могли реально способствовать решению проблем и быть частью решений…Последние 25 лет, без сомнения, показали, что обращение с ними только как с идеологическим врагом, с которым нужно бороться, вряд ли приведет к успеху».

Основные выводы

— Давние связи Султаната Оман с иранскими лидерами позволяют ему выступать посредником в заключении соглашений между Соединенными Штатами и Ираном, в частности, об освобождении задержанных граждан США.

— Официальные лица США рассматривают Оман, несмотря на его тесные связи с Ираном, как неотъемлемый компонент стратегии США по сдерживанию иранской агрессии и обеспечению безопасности в регионе Персидского залива.

— Оман также становится ключевым региональным посредником, способным работать с широким кругом группировок и лидеров, находящихся в конфликте друг с другом.

— Взаимодействие Омана с движением хоуситов сыграло ключевую роль в продвижении к разрешению конфликта в Йемене.

52.26MB | MySQL:103 | 0,512sec