Решение Банка Израиля о повышении учетной ставки и его влияние на внутриполитическую ситуацию в стране

В начале текущей недели Валютный комитет Банка Израиля принял решение о повышении учетной ставки на 25 базисных пунктов до уровня 4,5 %. Свое решение регулятор объяснил высокими темпами инфляции, за последние полгода в среднем превышающей 5 %. Кроме того, пожалуй, ключевым мотивом послужила «огромная неопределенность в отношении правительственного плана пересмотра судебной системы» и ее способность оказать серьезное воздействие на «экономическую и финансовую ситуацию в краткосрочной и долгосрочной перспективе». Повышение учетной ставки как  инструмент стабилизации экономики используется Центробанком ближневосточной страны последовательно уже на протяжении года, однако нынешний показатель в 4,5 % стал самым заметным со времен глобальной рецессии. При этом, однако, последнее повышение само по себе оказалось меньшим в сравнении с предыдущими, объявленными за последний год, когда процентная ставка единовременно повышалась на 50, а в некоторых случаях и на 75 базисных пунктов единовременно.

В дополнение к этому Банк Израиля скорректировал прогноз дальнейшего развития хозяйственной жизни государства, сфокусировавшись на имеющихся свидетельствах ее предстоящего замедления. В частности, указывается, что экономисты ЦБ смоделировали два сценария развития событий с учетом последствий реформ, продвигаемых коалицией во главе с Б.Нетаньяху. Согласно первому, предполагающему урегулирование внутриполитического кризиса на основе консенсуса, рост экономики в текущем году способен составить до 2,5 %, а в следующем приблизиться к 3,5 %. В соответствии со вторым, негативным сценарием, в котором противоречия в обществе и политической системе продолжать нарастать по причине продавливания кабмином задуманных преобразований, предсказывается падение ВВП от 0,8 до 2,8 % на протяжении предстоящих трех лет. Степень серьезности удара по экономике здесь будет зависеть от того, как быстро общество оправится от шоков, связанных с реформой. Причиной падения, независимо от его объемов, послужит снижение инвестиционной привлекательности ближневосточной страны, а также ее экспорта и внутреннего потребления.

Сдержанный рост экономики в 2,5 % свидетельствует не только о внутренних сложностях, но и ухудшает положение Израиля в ОЭСР, на которую страна привыкла ориентироваться. Кроме того, на основании данных из приведенных прогнозов может произойти снижение позиций Израиля в международных рейтингах. Наконец, экономисты ЦБ ожидают роста безработицы, превышающего 4 %, который затронет широкий круг населения в диапазоне от 25 до 64 лет. В конец прошлого года, то есть на завершающем этапе работы альтернативной коалиции Н.Беннета – Я.Лапида этот показатель был равен 3,3 %. В результате, ЦБ прогнозирует продолжение увеличения учетной ставки, которая может дойти до уровня 4,75 %.

Негативные ожидания Банка Израиля и его практические действия спровоцировали критику со стороны правительства. Так, подозрение в «саботаже» в отношении управляющего ЦБ А.Ярона высказал министр по делам диаспоры и социального равенства А.Шикли. По его словам, шаги, предпринятые регулятором, «в большей степени политические, чем экономические» и нацелены на то, чтобы «служить элитам, а не гражданам». Особенно возмутило члена кабмина интервью А.Ярона с подробным описанием негативных прогнозов иностранной прессе, которое создало негативный имидж для государства. Схожие по сути замечания озвучил министр связи Ш.Каръи, который вовсе призвал заменить управляющего ЦБ «роботом, принимающим решение о повышении процентной ставки на основе объективного алгоритма». Другими словами политик, равно как и его коллега А.Шикли заподозрил А.Ярона в том, что он и вверенная ему структура продвигают прогнозы и сценарии, ими же созданные, ставя тем самым под вопрос объективность того, что делает Банк Израиля.

Надо сказать, что критика в адрес Центробанка имеет под собой ряд веских оснований. Во-первых, даже руководство крупнейших банков ближневосточной страны несколько удивилось сценарному прогнозу, названному главным экономистом Leumi Г.Бафманом «новинкой» и «исключительным шагом», обусловленным «сложностью ситуации и степенью неопределенности». Во-вторых, обращает на себя сама структура прогнозов, сконцентрированная вокруг единственной переменной – судебной реформы. Здесь прежде всего поражает конкретика того, что ЦБ считает главным источником риска, поскольку речь идет не о политической обстановке в стране в целом и любых иных возможных трансформациях, а именно о судебной ветви власти, изменения в которой напрямую экономику затрагивать должны не столь значительно, как это стремится подчеркнуть А.Ярон. При этом любопытно, что довольно высоким, вне зависимости от сценария ЦБ будет уровень безработицы, что потенциально свидетельствует о том, что на экономику государства воздействуют, в том числе негативно, иные серьезные факторы.

В-третьих, Центробанк, по сути, не скрывает, что намерен увязывать свои дальнейшие шаги с продвижением или замедлением реформы. В частности, по словам уже упомянутого Г.Бафмана, новые решения о повышении учетной ставки будут зависть от того, реализуется ли «пессимистичный сценарий» реформы. Таким образом, складывается ощущение, что ЦБ старается оказать воздействие на политические решения, применяя экономические инструменты, причем довольно радикально. Однако еще при принятии прошлых аналогичных решений о повышении процентной ставки в адрес регулятора высказывались предложения повременить с такой мерой и понаблюдать за тем, какой эффект на темпы инфляции окажет предыдущее повышение.

В целом в израильской экономике, как кажется, набирает обороты тенденция, при которой лица, ответственные за принятие решений, строят свою работу на основе исключительно личного мнения, а не общей ситуации. Так, активными участниками протестного движения стали представители израильской высокотехнологичной индустрии, обещающие или уже начавшие процесс релокации своего бизнеса за рубеж, либо указывающих на снижение притока иностранных инвестиций из-за угроз для демократии, созданных правительством Б.Нетаньяху. При этом основная часть венчурных фондов, капиталы из которых направлялись в Израиль, базируются в США. Там есть как собственные экономические сложности, заставляющие сократить объемы иностранных инвестиций, так и значительный критический настрой в отношении коалиции во главе с «Ликуд». Нечто аналогичное заметно в действиях управляющего Банка Израиля, чьи негативные оценки охотно подхватила американская пресса.

56.17MB | MySQL:116 | 0,785sec