О реакции политиков и экспертных оценках в Израиле сближения между Ираном и Саудовской Аравией. Часть 4

Исламская Республика Иран (ИРИ) и Королевство Саудовская Аравия (КСА) 10 марта 2023 г. подписали соглашение о возобновлении дипотношений, разорванных 7 лет назад. В течение ближайших двух месяцев планируется открытие посольств и миссий. Переговоры между двумя крупными игроками на Ближнем Востоке велись негласно и при посредничестве Китая. Через несколько дней после объявления о знаменательном сближении двух региональных тяжеловесов появились сообщения о том, что президент ИРИ Эбрахим Раиси принял приглашение короля Саудовской Аравии Сальмана посетить его королевство. Помимо этого состоялась встреча представителей Ирана и Объединенных Арабских Эмиратов.

В результате этих процессов в Израиле развернулась политическая дискуссия по вопросу «кто виноват» в соглашении между КСА и ИРИ. По мнению генерал-майора в отставке Амоса Ядлина (экс-глава АМАНа, Управления разведки Генштаба Армии обороны Израиля /2006-2010/, бывший директор Института исследований национальной безопасности Тель-Авивского университета /2011-2021/, старший научный сотрудник Белферовского центра науки и международных отношений при Гарвардском университете), «тем самым упускается суть происходящего в регионе. Тогда как необходимо понимать значение событий на Ближнем Востоке, развивающихся на двух уровнях: уровень соперничества между великими державами на мировой арене и уровень формирования лагерей в регионе».

А.Ядлин полагает, что «ирано-саудовское соглашение является сигналом тревоги для израильского правительства во главе с Биньямином Нетаньяху. Пока он занят продвижением судебной реформы, международная арена и Ближний Восток меняются таким образом, что ставят под угрозу конечные цели Израиля, определенные действующим премьер-министром».

Ирано-саудовское соглашение, и особенно китайское посредничество, которое к нему привело А.Ядлин предлагает рассматривать как еще одну главу в соперничестве между державами на Ближнем Востоке. «По сути, Китай удачным дипломатическим ходом пожинает плоды продолжавшихся два года раундов переговоров между КСА и ИРИ при посредничестве Ирака и Омана. Пекин воспользовался своими отношениями с Тегераном, затянувшимися переговорами по возвращению к ядерному соглашению, углубляющимся кризисом между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией из-за добычи нефти и личного противостояния между президентом Байденом и наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом. Китай делает это для того, чтобы добиться взаимопонимания между Эр-Риядом и Тегераном, что служит его высшим стратегическим интересам— стабильности в Персидском заливе, так как это обеспечивает регулярный поток нефти из Ормузского пролива в Азию, подрывая при этом американское господство в регионе».

Китайский дипломатический успех, считает А.Ядлин, «усиливает ощущение того, что позиции Соединенных Штатов на Ближнем Востоке ослабевают. До недавнего времени только под эгидой Вашингтона можно было продвигать значимые политические процессы в регионе. Американская поддержка в сфере безопасности была критична для построения союзов, в первую очередь для Саудовской Аравии. Сейчас же Китай заполняет образующийся вакуум, используя свою мягкую, экономическую и дипломатическую силу (тогда как Китай не обладает значительным военным потенциалом в регионе)». Израильский эксперт обращает внимание на то, что «китайцы добиваются [дипломатического] успеха именно после крупнейших израильско-американских военных учений, когда-либо проводившихся на Ближнем Востоке, и в разгар стратегического диалога между администрацией Байдена и саудовским королевским домом по восстановлению отношений между ними».

Несмотря на это и исходя из баланса сил между двумя (антииранским с участием КСА и проиранским) лагерями на Ближнем Востоке, А.Ядлин допускает, что «даже после достигнутых договоренностей Эр-Рияд и Тегеран останутся врагами на религиозном, идеологическом и стратегическом уровне». Ему «совсем неочевидно, что они смогут избавиться от ненависти и преодолеть имеющиеся между ними разногласия в течение двух месяцев, как это предусмотрено соглашением». Израильский эксперт сомневается, что Иран сможет выполнить свое обязательство и заставить относительно самостоятельных хоуситов полностью прекратить атаковать Саудовскую Аравию с территории Йемена. «С одной стороны, ожидается, что соглашение даст толчок прямым переговорам, которые Саудовская Аравия ведет с хоуситами, чтобы возобновить режим прекращения огня в Йемене, срок действия которого истек в октябре. С другой стороны, неясно, включает ли соглашение пункт о прекращении поддержки Саудовской Аравией медиа-канала «Иран Интернэшнл», передачи которого на иранской территории сильно беспокоят Тегеран, и если такой пункт существует, намерен ли Эр-Рияд его реализовать», – пишет А.Ядлин.

Он считает, что происходящие в регионе глубокие тенденции угрожают интересам Израиля. «В последние годы на Ближнем Востоке развиваются две противоположные тенденции в отношении статуса Ирана. Одной из них является формирование возглавляемой США региональной коалиции против Тегерана на основе «Авраамовых соглашений», чтобы попытаться остановить продвижение иранцев к статусу порогового государства и их подрывную деятельность в регионе. Вторая тенденция — продолжающееся активное стремление Ирана и его прокси в регионе к гегемонии при одновременном усилении «Хизбаллы» в Ливане, Асада в Сирии и иранских союзников в Ираке и Йемене. И с позиции взаимоотношений между державами, и с региональной точки зрения ирано-саудовское соглашение знаменует собой усиление Ирана и ослабление антииранского лагеря».

По мнению А.Ядлина, «размывание позиций США в регионе должно обеспокоить Израиль, потому что достижение целей, определенных Б.Нетаньяху в речи во время приведения к присяге его правительства в Кнессете — прекращение иранской ядерной программы и присоединение Саудовской Аравии к «Авраамовым соглашениям» — зависит от тесного сотрудничества между Израилем и Соединенными Штатами по политическим вопросам, в сфере безопасности и оперативной деятельности, а также от активного взаимодействия между США и Саудовской Аравией».

Израильский эксперт указывает на мнение относительно того, что «китайско-иранское сближение может оказать сдерживающее влияние на поведение Ирана из-за стремления Китая укрепить стабильность в регионе для обеспечения бесперебойных поставок энергоресурсов по низким ценам. Одновременно существуют опасения, что потепление отношений с Пекином повысит уверенность Тегерана в его силах по отношению к Израилю и Западу, обеспечит экономическую помощь, которую Китай предоставляет Ирану перед лицом американской санкционной политики, а также сделает более вероятной координацию внутри антиамериканского лагеря в регионе – оси Россия-Китай-Иран. Поэтому на региональном уровне соглашение между Ираном и Саудовской Аравией подрывает усилия по созданию региональной коалиции против Ирана и присоединению Саудовской Аравии к «Авраамовым соглашениям»».

Эксперт полагает, что «еще одним свидетельством разрушения антииранского лагеря и подрыва израильских позиций в регионе станет подтверждение сообщения о том, что наследный принц ОАЭ Мухаммед бен Заид приказал прекратить закупку израильских оборонительных систем и проведение совместных операций до тех пор, пока не станет ясно, что Б.Нетаньяху контролирует свое правительство». Речь идет о передовых зенитно-ракетных системах, которые Эмираты планировали закупить у Израиля, но на фоне политической нестабильности и антипалестинских высказываний двух экстремистски настроенных израильских министров Итамара Бен-Гвира и Бецалеля Смотрича, решили заморозить сделку[i].

«Пока мы не можем быть уверены, что у премьер-министра Нетаньяху есть правительство, которое он контролирует, мы не можем сотрудничать», — заявил лидер ОАЭ. Израильская Общественная телерадиокомпания «Кан» рассказала об отказе Саудовской Аравии выдать визы израильской делегации, принимающей участие в конференции ООН по туризму[ii].

В таких стратегических обстоятельствах сосредоточение внимания израильского правительства на пересмотре судебной системы страны, что раскалывает народ на части и ослабляет Израиль во всех измерениях, А.Ядлин расценивает как «отражение полной оторванности Нетаньяху от обозначенных им внешнеполитических целей и от геополитических тенденций на международной и региональной арене. Это отдаляет Израиль и его лично от Вашингтона и наносит значительный ущерб нашим основным национальным интересам». По мнению эксперта, «если бы безопасность Израиля была превыше всего, Нетаньяху успокоил бы своих министров, которые хотят изменить характер режима в Израиле, «стереть [палестинскую деревню] Хавару» и поджечь Храмовую гору, его бы пригласили в Белый дом, где бы он мог способствовать остановке иранской ядерной программы и присоединению Саудовской Аравии к «Авраамовым соглашениям»».

А.Ядлин считает, что Б.Нетаньяху «должен немедленно остановить судебный переворот, ввергающий Израиль в конституционную, экономическую пропасть и катастрофу с безопасностью, и вернуться к действиям, усиливающим Израиль и ведущим к правильным целям, как он это делал в прошлом». Но это может быть при условии, что Б.Нетаньяху по-прежнему контролирует политическую систему, которую он выстроил вокруг себя, в чем эксперт сильно сомневается[iii].

[i] UAE halts military purchase from Israel amid political crisis facing Netanyahu // Presstv. 13.03.2023. https://www.presstv.ir/Detail/2023/03/13/699772/UAE-halts-military-purchases-Israel-extremist-ministers-remarks

[ii] Report: UAE Halts Military Purchases From Israel Amid Political Turmoil // Haaretz. 12.03.2023. https://www.haaretz.com/israel-news/2023-03-12/ty-article/.premium/report-uae-halts-military-purchases-from-israel-amid-political-turmoil/00000186-d6f8-d2e1-a7ff-d7ff73830000

[iii] הלרע משתנים ת»במזה הכוחות יחסי // Mako. 13.03.2023. https://www.mako.co.il/news-columns/2023_q1/Article-e321616aa0ad681026.htm?Partner=searchResults

55.96MB | MySQL:116 | 0,670sec