Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (9-15 ноября 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ливане и в районе границы между Йеменом и Саудовской Аравией. В Ливане 9 ноября было объявлено о завершении формирования коалиционного правительства. Вооруженные силы Саудовской Аравии продолжали активные боевые действия против йеменских шиитских мятежников.

Президент Ливана М. Сулейман 9 ноября подписал декрет о создании коалиционного правительства во главе с лидером парламентского большинства С. Харири. Таким образом, в стране завершился очередной политический кризис, начавшийся в июне с. г. после прошедших тогда парламентских выборов. Из 30 министров нового правительства 15 являются сторонниками парламентского большинства, 10 представляют оппозицию, возглавляемую радикальным шиитским движением «Хизбалла», а 5, включая руководителей министерства обороны и МВД, назначены главой государства. В новом кабинете министров ни представители парламентского большинства, ни оппозиция не имеют такого числа голосов, которое давало бы им право вето на принимаемые решения.

Важнейшей задачей своего правительства С. Харири считает «укрепление согласия и завоевание доверия граждан». Премьер-министр также подтвердил приверженность принципу партнерства и диалога с оппозицией, заявил о необходимости возвращения под ливанский контроль территорий, остающихся под израильской оккупацией, и тесного сотрудничества с арабским миром. С. Харири особо отметил, что Ливан «больше не будет ареной для сведения счетов и региональных конфликтов». В этой связи ряд фракций парламентского большинства настаивают на необходимости разоружения боевиков «Хизбаллы». Со своей стороны, лидер оппозиции и руководитель «Хизбаллы» Х. Насрулла назвал приоритетными задачами кабинета С. Харири экономику и борьбу с коррупцией. Насрулла рекомендовал при подготовке правительственной программы «не поднимать сложных тем, что неизбежно спровоцирует новый кризис». В первую очередь, это относится к разоружению военизированных отрядов «Хизбаллы». Лидер исламистов вновь угрожал «обрушить на Израиль тысячи ракет в случае его нападения на Ливан». Тем самым Насрулла фактически подтвердил недавнее заявление начальника генштаба израильских ВС генерала Г. Ашкенази о том, что «Хизбалла» располагает значительным ракетным арсеналом, в т. ч. ракетами, способными поразить районы «гораздо южнее Хайфы».

Отметим, что перед новым ливанским правительством стоят сложные задачи по нормализации политической, экономической и финансовой ситуации в стране. Конечно же, создание кабинета министров, в состав которого вошли представители различных, соперничающих между собой политических сил, свидетельствует об умении ливанских политиков договариваться, не доводить дело до крайних, силовых способов противостояния. Значительную роль в разрешении ливанского политического кризиса сыграл внешний фактор, прежде всего, улучшение сирийско-саудовских отношений. В то же время достигнутый компромисс в силу сохраняющихся серьезных противоречий между участниками коалиции никак нельзя считать прочным.

Напряженная ситуация сохраняется на западном участке границы между Йеменом и Королевством Саудовская Аравия (КСА). Саудовские ВВС и артиллерия продолжают наносить интенсивные удары по йеменским шиитским мятежникам в приграничных районах соседней страны, а на территории КСА действуют группы йеменских боевиков. Саудовское руково-дство заявило, что удары по мятежникам будут продолжаться до тех пор, пока они не покинут районы, прилегающие к границе королевства. Кроме того, в Эр-Рияде объявили о намерении отбросить боевиков вглубь йеменской территории, создав буферную зону безопасности глубиной примерно в 10 км. 11 ноября Саудовская Аравия объявила о введении блокады морского побережья северной части Йемена с целью воспрепятствования доставки повстанцам оружия и прибытия новых боевиков. Корабли ВМС КСА получили право задерживать и досматривать любое судно вблизи северойеменского побережья. Командование ВС КСА срочно перебрасывает в район конфликта дополнительные силы, в т. ч. пехотные части, артиллерию, подразделения спецназа. Из приграничных районов КСА эвакуировано население 240 деревень. Действия Саудовской Аравии официально поддержали Кувейт и Оман. Боевые операции против мя-тежников продолжает вести йеменская армия.

Сообщается, что йеменские повстанцы подтягивают к саудовской границе дополнительные силы, а на их стороне воюют до 3 тыс. боевиков различных национальностей. Боевики действуют в составе мелких групп, в т. ч. на территории КСА, создавая т. н. «базы сопротивления» и навязывая противнику изматывающую партизанскую войну. Саудовские военные заявляют о том, что повстанцы активно ведут «пещерную войну», являющуюся составной частью тактики «Аль-Каиды»: они базируются в многочисленных пещерах, имеющихся в районе боев, складируют там свои запасы.

Министр иностранных дел Ирана М. Моттаки 11 ноября предложил правительству Йемена содействие в урегулировании конфликта с шиитскими повстанцами. Одновременно Моттаки предостерег страны региона от вмешательства в йеменский конфликт, а 15 ноября спикер парламента ИРИ А. Лариджани прямо обвинил КСА в вооруженном вмешательстве в йеменские дела. В Сане категорически отвергли иранскую инициативу и в очередной раз обвинили Тегеран в оказании помощи мятежникам. Начальник генштаба йеменских ВС генерал А. А. аль-Ашуаля 11 ноября сообщил о подписании военного соглашения с США, которое предусматривает сотрудничество в сфере разведки и оказание помощи в подготовке йеменских спецназовцев.

Таким образом, конфликт в районе йеменско-саудовской границы имеет тенденцию к дальнейшему затягиванию и расширению масштабов, что может привести к серьезному осложнению ситуации на Аравийском полуострове, включая зону Персидского залива.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху на минувшей неделе посетил США и Францию, где провел переговоры с президентами этих стран Б. Обамой и Н. Саркози. По итогам переговоров в Вашингтоне Б. Обама «подтвердил приверженность США безопасности Израиля». Стороны также обсудили ситуацию вокруг ядерной программы Ирана и ближневосточный мирный процесс. Причем по последнему вопросу каких-либо подвижек достигнуто не было. Нетаньяху вновь призвал палестинцев безотлагательно и без предварительных условий возобновить мирные переговоры с Израилем. В Париже глава израильского правительства обсудил с Н. Саркози тот же круг проблем, что и в Вашингтоне. Здесь же Б. Нетаньяху заявил о желании встретиться с президентом Сирии Б. Асадом «в любой момент и в любом месте для того, чтобы возобновить мирные переговоры, не выдвигая при этом каких-либо предварительных условий».

Президент Сирии Б. Асад посетил Францию с официальным визитом вскоре после отъезда оттуда Б. Нетаньяху. В Париже Асад отверг предложение о встрече с главой израильского правительства, заявив, что Сирия не верит намерениям Израиля, хотя в Дамаске и готовы начать с ним переговоры без каких-либо условий, но, отстаивая при этом свои права (на Голанские высоты, — авт.), от которых сирийцы «никогда не отступятся». Глава сирийского государства приветствовал непрямые переговоры о мире с Израилем при посредничестве Турции, а также призвал президентов США и Франции прилагать больше конкретных усилий для продвижения ближневосточного мирного процесса (15 ноября Б. Нетаньяху заявил, что премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган, как посредник, утратил доверие Израиля и не считается объективным). Кроме того, в Париже Б. Асад обсудил с Н. Саркози ядерную программу Ирана, перспективы заключения соглашения о партнерстве между САР и Евросоюзом, ряд региональных проблем.

Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас 11 ноября вновь потребовал от Израиля прекратить строительство еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, подтвердив, что только при выполнении этого условия палестинцы могут возобновить мирные переговоры с израильтянами.

Руководство ПНА приостановило подготовку к всеобщим выборам на палестинских территориях, назначенных на 24 января 2010 г., а палестинский избирком рекомендовал отложить их проведение из-за невозможности провести голосование в указанный срок в секторе Газа, контролируемом движением ХАМАС.

Очень сложная обстановка сохраняется в Афганистане. Боевики движения «Талибан» усиливают свою активность и смогли установить контроль над целым рядом районов страны. В то же время президент США Б. Обама все еще не принял окончательного решения по дальнейшей стратегии Вашингтона в этой стране. Главные и наиболее трудные вопросы здесь – это целесообразность отправки в Афганистан дополнительных контингентов американских войск, на чем настаивают военные, компетентность афганского правительства во главе с президентом Х. Карзаем, тотальная коррупция в стране, способность местной армии и полиции самостоятельно обеспечивать безопасность и воевать с боевиками. 13 ноября Обама заявил, что амери-канские военнослужащие не будут направлены в Афганистан «без надлежащей поддержки» со стороны властей и населения США, а любые действия Америки в Афганистане, прежде всего, должны быть направлены на защиту страны от террористов. Премьер-министр Великобритании Г. Браун 14 ноября заявил, что Лондону удастся убедить союзников по НАТО в необходимости направить в Афганистан новые подкрепления численностью до 5 тыс. военнослужащих.

Иран продолжает всячески затягивать с ответом на предложение МАГАТЭ о дообогащении его урана за рубежом. Вопрос об иранской ядерной программе был одним из главных на встрече 15 ноября президентов России и США Д. Медведева и Б. Обамы в Сингапуре. Б. Обама заявил, что время дипломатического решения вопроса по предложению МАГАТЭ истекает. Д. Медведев отметил, что в случае отсутствия прогресса в решении иранской ядерной программы в отношении ИРИ могут быть использованы «другие средства». В то же время президент Ирана М. Ахмадинежад заявил 11 ноября, что вопросы, связанные с ядерной программой его страны, «являются политическими» и спровоцированы «рядом государств, желающих управлять миром». Ахмадинежад также заявил о готовности Ирана защищать свои ядерные объекты и продолжать ядерные исследования.

На минувшей неделе министр обороны ИРИ генерал А. Вахеди и начальник генштаба ВС ИРИ генерал Х. Фирузабди выступили с критикой в адрес России за то, что она не поставила Ирану ЗРС С-300. Кроме того, генерал Фирузабди поддержал предложение о вывозе иранского урана за границу с целью его дообогащения.

В Пакистане на минувшей неделе вновь была совершена серия терактов, приведших к многочисленным человеческим жертвам.

11 ноября Пакистан и Китай подписали контракт на поставку пакистанским ВВС 36 китайских истребителей J-10. Сумма сделки составит около 1,4 млрд долларов. В дальнейшем Исламабад не исключает приобретение дополнительного числа самолетов этого типа.

В Эфиопии повстанцы Национального фронта освобождения Огадена (НФОО) начали 10 ноября крупное наступление против правительственных войск. Руководство Фронта сообщает о занятии его отрядами семи городов. НФОО был создан в 1984 г. и ведет борьбу за независимость региона, населенного сомалийскими племенами. Эфиопия обвиняет Эритрею в поддержке огаденских сепаратистов. Этот регион богат нефтью, здесь работают несколько зарубежных нефтяных компаний, в т. ч. из Бразилии, КНР и Швеции.

Правительство Турции объявило о планах расширения прав курдского населения страны. Так, предлагается снять ограничения на употребление курдского языка, создать комиссию по расследованию обвинений в использовании пыток, восстановить курдские названия населенных пунктов. Считается, что Анкара пошла на подобные шаги во многом с целью добиться членства в Евросоюзе.

Приложение

 

 

Вооруженные силы Ирака: состояние и перспективы

 

 

По мере приближения срока вывода из Ирака американских войск все острее становится проблема готовности местных силовых структур, в т. ч. вооруженных сил самостоятельно обеспечивать внутреннюю и внешнюю безопасность страны. Правительство Ирака при самом активном участии американских военных принимает меры по повышению боеспособности и улучшению технической оснащенности национальной армии, подготовке военных кадров. Иракские руководители неоднократно заявляли, что вооруженные силы будут «полностью восстановлены» до конца 2011 г., когда страну покинут ВС США. Однако на деле это вряд ли будет реализовано.

В настоящее время в вооруженных силах Ирака числится 238,8 тыс. человек. Они состоят из сухопутных войск (201,9 тыс. чел.), учебных и обеспечивающих частей (27,6 тыс. чел.), ВВС (2,9 тыс. чел.), ВМС (2,5 тыс. чел.) и специальных оперативных сил (4,4 тыс. чел.). Обучением иракских военнослужащих занимаются свыше 4 тыс. американских советников и инст-рукторов, а также до 300 военнослужащих из других стран НАТО. На сегодняшний день в районах, где ситуация в сфере безопасности остается относительно спокойной, иракские военные действуют самостоятельно, однако там, где сохраняется повышенная активность со стороны вооруженной оппозиции и террористов, местные силовики действуют совместно с американскими войсками.

Министерство обороны Ирака при участии американских советников разработало общий план основных мероприятий по строительству национальных ВС, предусматривающий их превращение «из контртеррористической силы в армию, способную защитить свою страну от внешних угроз со стороны соседей». Речь идет о том, чтобы ВС Ирака были «сопоставимы по своим возможностям с армиями таких стран как Иран, Турция и Сирия». План рассчитан на период до 2020 г. и состоит из трех этапов, первый из которых должен завершиться в 2011 г. Командование ВС Ирака наметило сформировать новые соединения и части, закупить за рубежом крупные партии современного вооружения и военной техники, расширить возможности армейского тыла, инженерных войск, связи и разведки. Иракские военные считают, что национальным ВС требуются артиллерия, современная бронетехника, «продвинутые» системы связи и разведки, тыловая служба, способная обеспечивать войска продовольствием, ГСМ, боеприпасами и другими видами довольствия. Особо подчеркивается необходимость иметь «воздушный компонент». Без всего этого, как заявляют иракские генералы, армия остается «не сбалансированной военной силой».

Основные закупки техники для армии Ирак планировал сделать в США. Пентагон в декабре 2008 г. сообщил о планах поставок Ираку партий вооружения и военной техники на общую сумму до 6 млрд долларов. В частности, речь шла о 140 танках М1А1М «Абрамс», 400 бронемашинах «Страйкер», бронемашинах «Хамви», винтовках М-16 и М-4, 26 многоцелевых вертолетах Белл-407, 56 учебно-тренировочных самолетах типа «Тексан», 20 патрульных катерах, другой технике. Кроме того, в 2008 г. была достигнута принципиальная договоренность о поставке из США 36 тактических истребителей F-16 (всего Ирак хочет к 2020 г. получить 96 самолетов этого типа).

Помимо Соединенных Штатов Ирак подписал соглашения или намерен установить ВТС с Сербией, Бразилией, Южной Кореей, Францией и Россией. В Чехии, Словакии, Польше и Украине планировалось приобрести до 2000 танков Т-72, которые затем будут модернизированы американцами и получат название Т-91. Эти машины должны к 2011 г. составить основу «броневого кулака» национальной армии. Италия поставит иракским ВМС четыре больших патрульных катера.

Вместе с тем, финансовые трудности, испытываемые страной в связи со снижением мировых цен на нефть, негативно отразились на планах министерства обороны. Так, военный бюджет на 2009 г. первоначально был определен в 8,5 млрд долларов, но в итоге был сокращен до 4,5 млрд долларов. Более того, по словам премьер-министра Ирака Н. аль-Малики, нынешние расходы страны на нужды обороны и безопасности являются «слишком высокими» в условиях испытываемых страной финансовых и экономических трудностей. Поэтому в 2010 г. они вновь будут уменьшены. Аль-Малики считает, что для бюджета на 2010 г. «реконструкция будет означать больше, чем безопасность». По мнению же американских военных, важность задач, которые предстоит решать иракской армии, будет только возрастать, а поэтому она нуждается в более совершенном оружии и экипировке, быть «более серьезно обученной», а сокращение бюджетных расходов «создает угрозу в деле обучения и оснащения иракских сил», ведет к замедлению реализации планов их развития, что может привести к срыву планов по созданию до конца 2011 г. армии, способной защищать Ирака «на суше, в воздухе и на море».

Сокращение бюджетных ассигнований, в первую очередь, сказалось на реализации планов военных закупок за рубежом. Так, к настоящему времени Ирак оплатил лишь закупку партии из 140 танков «Абрамс», которые будут поставлены в сентябре 2010 г. В то же время все еще не выделены средства на оплату вертолетов «Белл», бронемашин «Страйкер», ПТРК «Хеллфайр», стрелкового оружия, ряда других заказов, сделанных в США.

Очень серьезное негативное влияние на военное строительство в Ираке оказывают многочисленные бюрократические проволочки, всепроникающая коррупция, отсутствие у министерства обороны четких планов развития ВС, слабая военная инфраструктура. Имеются и очень серьезные политические причины, мешающие военному строительству в стране. Иракские политические партии и движения ведут острую борьбу за контроль над центральным аппаратом МО и войсками. В армии продолжает служить большое число сторонников различных шиитских и суннитских группировок. В ВС сохраняются и периодически обостряются межконфессиональные и межнациональные противоречия. По-прежнему под вопросом остается лояль-ность многих военнослужащих нынешней багдадской власти. На низком уровне остается дисциплина, До трети военнослужащих по различным причинам постоянно отсутствуют на службе, на учете сохраняется много «мертвых душ».

По оценке американских военных, несмотря на достигнутые в военном строительстве успехи, «фундаментальными проблемами» иракской армии остаются слабая служба штабов, плохая разведка и связь, слабое тыловое и материально-техническое обеспечение. К серьезным недостаткам ВС Ирака западные военные относят чрезмерную централизацию системы управления, «дисфункциональность» существующей военной структуры. В армии не хватает подготовленных офицеров и сержантов. Очень слабы бронетанковые войска, практически нет артиллерии. ВВС и ВМС до сих пор не обладают необходимым вооружением. Именно поэтому при проведении боевых операций иракские наземные части вынуждены прибегать к авиационной поддержке ВВС США, т. к. собственная авиация способна лишь в ограниченных объемах вести воздушную разведку и осуществлять транспортные перевозки. Ирак не имеет абсолютно никаких сил и средств противовоздушной обороны, уничтоженных в 2003 г., а решение задач контроля национального воздушного пространства и ПВО страны возложено на американский контингент.

Для создания современных ВВС иракцам потребуется, как минимум, 10 лет, а к 2011 г. стоит задача создать боевую авиацию «с минимальными возможностями» по защите воздушного пространства страны, что фактически нужно делать «с нуля». Здесь же отметим, что до сих пор не подписаны контракты на поставку истребителей F-16, а ведь для подготовки полно-ценных пилотов требуется от 3 до 5 лет. До конца 2011 г. Ираку необходимо также подготовить инженерно-технический персонал, создать необходимую наземную инфраструктуру, комплекс материально-технического и тылового обеспечения, связи и управления авиацией. У министерства обороны Ирака отсутствуют планы создания системы ПВО страны, формирования зенитных ракетных частей и сети РЛС, как основы этой системы. Нет детальных планов и по развитию ВМС.

Командование ВС США в период до окончания вывода войск из Ирака планирует более интенсивно заниматься обучением иракской армии с тем, чтобы повысить ее боеспособность. Советники из США и НАТО рекомендуют в первую очередь ускорить создание сил специального назначения, повышать качество подготовки всех категорий военнослужащих, их профессионализм, ускорить прогресс в развитии ВВС и ВМС.

Таким образом, вооруженные силы Ирака все еще находятся на самом начальном этапе создания современной армии. Поэтому к концу 2011 г., учитывая трудности и проблемы финансового, политического и организационного характера, они, по всей вероятности, не смогут стать силой, способной самостоятельно защищать страну от внешних угроз, да и вряд ли будут в состоянии эффективно решать задачи по обеспечению внутренней безопасности. Это отчетливо понимают и в Багдаде, и в Вашингтоне.

55.81MB | MySQL:116 | 1,348sec