Предвыборная кампания-2023 в Турции. Часть 19

Вероятные факторы изменения сценария парламентских выборов

В предыдущей статье мы подчеркнули, что началось оформление сценария хода парламентских выборов. После обнародования окончательных избирательных списков мы отметили такие характеристики вероятного их исхода:

  • первое место Партии справедливости и развития (AKP);
  • малая вероятность получения AKP парламентского большинства;
  • возможность достижения парламентского большинства оппозицией только в случае наличия договоренностей между Народно-республиканской партией (CHP), Хорошей партией (İYİ) и партиями Коалиции труда и свободы, созданной вокруг Демократической партии народов (HDP);
  • отсутствие у оппозиции необходимого большинства для инициирования перехода к парламентской республике;
  • прохождение в парламент списков 5 партий.

Указанный вариант отдает психологическое преимущество оппозиции, но для его демонстрации антиэрдогановским партиям необходимо объединиться. Иными словами, отдельные партии и блоки не имеют никакой силы. При этом преимущество даже широкой парламентской оппозиции не является тотальным. Влияние Партии справедливости и развития сохраняется, она останется крупнейшей партией в парламенте. В случае победы Р.Т.Эрдогана на президентских выборах этот фактор может привести к досрочным выборам и появлению второго шанса для возращения статуса кво AKP. Также в таком сценарии сохраняется влияние классического треугольника «Партия справедливости и развития» (консерватизм и исламизм), «Народно-республиканская партия» (социал-демократия) и «Партия националистического движения» (национализм). Это указывает на то, что сформированные в нулевых политические бренды останутся доминирующими. Пока что не наблюдается подобие эффекта AKP-2002 г., когда появляется создающая новую эпоху партия.

Иными словами, этот сценарий сохраняет в качестве основной рамки эрдоганизм, но с преимуществом (пока неясно, насколько оно позволит антиэрдогановским партиям проводить свой курс) оппозиции. Нынешняя система сохранится, изменения все также протекают очень медленно, нет резких изменений, подобных тотальному взлету AKP в 2002 г. Условия у оппозиции будут очень некомфортными. Поэтому мы считаем, что после выборов парламент не будет стабильным и потеряет способность принимать любой законопроект. Создается ситуация качелей. С одной стороны, преимущество отдельно взятой партии не является достаточным, чтобы без оглядки на кого-то реализовывать свой план (из-за зависимости от İYİ и HDP, которые не принимают друг друга как партнеров). С другой стороны, AKP (даже самостоятельно) контролирует довольно большой процент мандатов, повышающий шансы на возращение ее влияния при существовании благоприятных для этого условий (например: отсутствие кооперации между Национальной коалицией и HDP).

В данном случае есть два потенциальных изменения, которые могут усилить одну из сторон: непреодоление Партией националистического движения (МНР) избирательного порога в 7% и попадание в парламент Партии Родины (MEMLEKET).

Первое предполагает, что националисты не будут иметь парламентской фракции. Данный сценарий может усилить оппозицию. Партия по опросам может получить от 18 до 25 мандатов. Кардинально переход даже большой части этих мандатов к оппозиции не изменит ситуацию. Это только усилит Национальную коалицию в рамках вышеописанного сценария. Но здесь важнее символический аспект. Непроход MHP в парламент создаст ситуацию изоляции AKP. В таком случае вариант с усилением AKP при кризисной ситуации в рядах оппозиции может иметь сложности с реализацией, так как максимумом для Партии справедливости и развития может быть отметка в 260-265 мандатов. Уже сейчас наблюдается негативное проявление этого эффекта, так как находящаяся в одиночестве AKP может потерять мандаты в некоторых провинциях при росте результата Национальной коалиции на 10 000-40 000 голосов в отдельных регионах (например, в Эрзинджане и Чанкыры). Однако вариант с непрохождением MHP мы считаем маловероятным, даже несмотря на его отражение в половине опросов. Мы предполагаем, что часть электората AKP с большой долей вероятности проголосует за националистов, чтобы они попали в парламент.

Второй вариант может стать главным сюрпризом этих выборов. Прохождение MEMLEKET в парламент может стать историческим и сделать 28-й созыв парламента самым фрагментированным с 1983 г. После принятия действующей конституции в парламенте максимально было представлено 5 фракций. Партия Индже может создать 6-ую фракцию. Большинство опросов дают MEMLEKET 3%-4%. При активной кампании партия может преодолеть 7%-ый барьер. У нее есть два главных источника для повышения рейтингов: отток голосов от кемалистов и привлечение сомневающегося электората, который хочет услышать желаемые им обещания. Этот сценарий может усилить как Эрдогана, так и оппозицию. Вариант с усилением оппозиции, даже учитывая антиэрдогановский профиль партии, не является очевидным из-за конфликта между руководством кемалистов и Индже. Несмотря на радикальность, мы предлагаем полностью не отвергать вариант с сотрудничеством Индже и Эрдогана. На это указывает похожесть типажей двух политиков и значительная доля пересечения электоратов их партий. То есть MEMLEKET в случае попадания в парламент может стать ключевой партией. Ее присоединение к одному из блоков может стать решающим.

Подытоживая статью, мы подчеркиваем, что наиболее вероятный сценарий итогов парламентских выборов предполагает отсутствие у оппозиции уверенного преимущества и сохранение шансов у AKP в краткосрочной перспективе на возращение парламентского большинства. Данная ситуация напоминает качели. Мы выделяем два фактора, которые могут упрочить позиции основных блоков и нейтрализовать этот эффект. Непрохождение националистов в парламент может лишить Партию справедливости и развития перспектив на усиление по итогам вероятных досрочных выборов в случае кризиса оппозиции. Прохождение MEMLEKET в парламент может сформировать новую ключевую партию, которая может усилить как Эрдогана, так и оппозицию.

55.96MB | MySQL:116 | 0,854sec