Форум «гражданского общества Дарфура» в Дохе

В период с 17 по 19 ноября с.г в столтце Катара Дохе состоялась широко разрекламированная ее организаторами конференция «Диалога представителей гражданского общества в Дарфуре». Напомним, что вдохновителями этого форума являются медиаторы из т.н. «катарской инициативы»: руководитель смешанной миссии Африканского союза – ООН Дж.Бассоле и госминистр по иностранным делам Катара А.аль-Махмуд.

Необходимо признать, что форум был организован прекрасно. Причем было очевидно, что спонсоры мероприятия преследовали цель всячески поднять его статус, пригласив на открытие помимо спецпредставителей из

Е6 руководителей ЛАГ, ОИК, Афросоюза, а также широкий круг дипломатов из числа аккредитованных в Дохе. На открытии с приветственным словом выступил премьер-министр Катара Х.Бен Джасим Ат-Тани, который до сих пор такого рода мероприятия не посещал.

Обращает на себя внимание приглашение на конференцию представителей Саудовской Аравии (что ранее исключалось), Алжира и Марокко, которые никакой активности в деле мирного урегулирования в Дарфуре до этого не проявляли.. Сближение с Эр-Риядом – это очевидный знак того, что отношения между двумя странами начинают налаживаться, несмотря на сохраняющееся противоречия по вопросам внутрипалестинского конфликта. Доха недавно заявила о безусловной поддержке Эр-Риада в борьбе с йеменскими зейдитами, видимо теперь мы являемся свидетелями ответного шага. Во всяком случае, на конференции и катарцы, и саудовцы выступали, что называется, «единым фронтом».

Был приглашен и представитель Египта, но МИД АРЕ этот «жест доброй воли» со стороны Дохи проигнорировал. Очевидно, что здесь комментарии излишни. А вот отсутствие представителей Турции наводит на некоторые размышления.

В любом случае организаторы сделали все возможное, чтобы придать конференции пафосное значение. Актив «гражданского общества Дарфура» (числом около ста человек) представляли в основном лояльные Хартуму (что и не скрывалось) лидеры племенных образований, профсоюзных, женских и молодежных организаций. Собственно никто и не ожидал чего-то другого. Вряд ли бы Доха стала «гневить» Хартум и предоставлять свою площадку для антибашировских выступлений.

Совершенно ясно также, что в Дохе живут не наивные люди. Также понятно, что катарские шейхи вряд ли делают ставку на женские и молодежные организации, как на тот «таран», который сметет с пути «мирного урегулирования» все препятствия в виде партизанских групп и суданских властей. В этой связи любому идеалисту из международных благотворительных организаций (а тем более дипломату) на Западе тоже понятно, что представители гражданского общества в Дарфуре вряд ли смогут в ближайшем обозримом будущем претендовать на некую политическую самостоятельную роль. Тогда в чем смысл мероприятия?

Представляется, что основной идеей катарских медиаторов является следующее. За разговорами о «желании самих жителей Дарфура решать свою судьбу» стоит на самом деле вполне прозаичный расчет. Создать из племенной верхушки Дарфура (пусть и лояльной Хартуму) некую посредническую группу между суданским правительством и партизанами. То есть в отсутствии прямого диалога между основными фигурантами, и нежелании этих фигурантов такой диалог поддерживать, создать некий аппарат посредников для проведения опосредованных переговоров. Подтверждением этого тезиса является факт участия в нынешнем форуме делегации самой влиятельной дарфупской партизанской группы Движения за справедливость и равенство (ДСР), которая на прямой раунд переговоров с суданскими руководителями вряд ли бы приехала. Это действительно, без натяжек, важный прецедент, так как нарушен почти 10-ти месячный мораторий по участию в консультациях с катарскими посредниками. Скажем сразу, такая трансформация произошла не без участия Нджамены, которая в результате долгих переговоров с А.аль-Махмудом, несомненно, повлияла на позицию И.Халиля. Это можно рассматривать как некий аванс Хартуму, который пообещал устами советника президента О.аль-Башира отвести войска чадской оппозиции от границы.

На самом деле основные события проходили не 18 ноября на торжественном открытии форума, а 16 и 17 ноября, когда шли консультации «за закрытыми дверями». Цель, как видится, сформулировать некий компромиссный вариант выполнения предварительных условий для возобновления прямого диалога между Хартумом и ДСР. Это и освобождение пленных бойцов ДСР, и отказ от идеи И.Халиля представлять на переговорах все повстанческие группы.

При этом катарцы упорно придерживаются линии на окончательное преодоление «пресловутой фрагментарности» партизанских групп, решительно не принимая идею о проведении сепаратных переговоров. В этом собственно сейчас и есть основной барьер для возобновления мирного процесса. Смогут ли посредники из «гражданского общества» эту задачу решить, непонятно. По мнению автора, что не смогут, так как это не просто нежелание в силу амбиций и сложных межличностных отношений формировать единую команду. Хотя сам по себе этот фактор очень важен. Основным препятствием для единения является принципиальное мнение (или партийная установка) ДСР об исключительности своего движения, как в боевом, так и в численном потенциале. Действительно, ни «эфиопская», ни «ливийская» группы даже близко не могут подойти к уровню влияния ДСР в Дарфуре. ДСР претендует на руководящую политическую роль в Дарфуре и диалог с представителями «гражданского общества» использует, прежде всего, для разъяснение своей программы и приобретение новых сторонников.

Представляется, что, скорее всего, посредники из «гражданского общества» успеха на данном поприще не добьются. А вот другую задачу, которую ставят перед ними катарские медиаторы, они вполне в состоянии решить. Речь идет о размывании социальной базы самого неуступчивого полевого командира на сегодняшний день А.В.Нура, который в Доху не приехал. Он по-прежнему имеет сильные позиции в лагерях беженцев в районе Джабаль Аль-Марра, при этом постоянно проживет во Франции. Уменьшить число его сторонников при катарских деньгах и посредничестве более лояльных шейхов вполне реально. На это и делается вполне оправданная ставка и, в случае ухода в политическое небытие А-В.Нура, ситуация станет более определенной. Над этим в настоящее время и работают в Дохе.

Таким образом, можно констатировать, что некий прогресс на этой конференции заметен. Насколько он будет долговечен, сказать сложно. Ведь «в тени» остается Хартум, который идею Дохи «о гражданском обществе», несомненно, поддержал, и от которого очень много зависит в дальнейшем.

52.35MB | MySQL:103 | 0,553sec