О влиянии событий в Судане на перспективы нормализации его отношений с Израилем

Как известно, Б.Нетаньяху, вернувшись на пост главы правительства, провозгласил одним из приоритетов своей внешней политики продолжение процесса нормализации с умеренными региональными режимами, среди которых первоначально основное внимание сосредотачивалось на Саудовской Аравии. После того, как стало очевидно, что достижение прогресса на данном треке является сложным и продолжительным, для демонстрации относительно быстрого промежуточного результата было решено сконцентрироваться на Судане, тем более, что первоначальные шаги по сближению с Хартумом делались еще под патронажем экс-президента США Д.Трампа. В феврале текущего года глава внешнеполитического ведомства Израиля Э.Коэн посетил африканское государство, по итогам подчеркнув, что «историческое соглашение» о нормализации может быть подписано в Вашингтоне до конца 2023 г. Позднее появилась информация о вероятности заключении соглашения уже по завершении месяца Рамадан.  Впрочем, ожесточенные столкновения, охватившие Судан на днях, создали серьезные препятствия, рискующие при неблагоприятном сценарии положить конец усилиям ближневосточной страны найти себе нового регионального союзника.

По оценкам израильских обозревателей, за вспышкой насилия в Судане стоит конфликт между командующим Силами быстрого реагирования Мухаммедом Хамданом Дагло и председателем Суверенного совета Абдель Фаттахом аль-Бурханом из-за попытки интеграции первых в регулярную армию. Противоречия спровоцировали как запланированные сроки данного процесса, так и вопрос о том, кто в дальнейшем возглавит вооруженные силы, тем самым получив значимый рычаг воздействия на происходящее внутри Судана. Важно отметить, что при признании большого количества жертв и серьезности обострения, в публикациях израильских СМИ отсутствовали какие-либо упоминания о влиянии столкновений на будущее отношений между Хартумом и Иерусалимом. Это может косвенно свидетельствовать, что препятствием для нормализации в правительстве Б.Нетаньяху была воспринята исключительно дестабилизация Судана, а не реальный или потенциальный всплеск там враждебных настроений.

В этой связи возникла возможность подключения ближневосточного государства к усилиям по стабилизации Судана, что могло бы также вписаться в усилия по двустороннему сближению. По сообщениям израильских СМИ со ссылкой на неназванные источники во властных кругах, в рамках продолжения нормализации с Хартумом представители Иерусалима уже сумели установить контакт и с Мухаммедом Хамданом Дагло, и с Абдель Фаттахом аль-Бурханом, что дает израильтянам шанс подключиться к работе по деэскалации. Кроме того, подобные шаги позволили бы найти новые точки соприкосновения интересов с другими региональными игроками, заинтересованными в прекращении вспышки насилия, в том числе с Саудовской Аравией, министр иностранных дел которой участвовал в субботних трехсторонних переговорах с контрпартнерами из ОАЭ и США, направленных на поиск путей урегулирования кризиса.

По данным тех же источников, несмотря на установленный контакт с Суданом на различных уровнях, а также на непрерывный мониторинг обстановки внутри африканской страны, Израиль не прогнозировал резкого обострения, рассчитывая, что подписание соглашения о нормализации возможно уже к концу апреля. Однако и в текущих условиях, несмотря ни на что, целью правительства Б.Нетаньяху по-прежнему остается скорейшее подписание соответствующего соглашения. Более того, выражается готовность оказать Судану дополнительную поддержку экономического характера. При этом вероятным сроком заключения договора считается прекращение активной фазы столкновений и устранение риска гражданской войны, в то время как от увязывания двусторонних отношений с существенными политическими преобразованиями в Судане израильтяне хотели бы воздержаться.

В этом стремлении Израиль вновь сталкивается с сопротивлением США, в позиции которых превалирует мнение, что любые договоренности дипломатического характера могут появиться лишь после того, как в Судане придет к власти гражданское правительство. Такой курс Вашингтона вызывает недовольство в Иерусалиме, поскольку промедление рискует привести к тому, что суданская сторона и вовсе откажется от такой опции. При этом в качестве аргумента не медлить Израиль ссылается на то, что образовывающийся со снижением вовлеченности Запада в региональные дела вакуум займут его геополитические противники, в том числе Иран.

В целом кризис в Судане способен стать серьезным препятствием для нормализации отношений Израиля с соседями по Большому Ближнему Востоку, поскольку, как минимум до завершения острой фазы кризиса никакие договоренности с Хартумом не представляются возможными, а другого кандидата, способного обеспечить быстрый прогресс, у Иерусалима нет. Кроме того, суданский трек вновь демонстрирует несовпадение точек зрения с Белым домом, а продолжать сближение с региональными режимами без поддержки извне будет крайне сложно, так как потенциальных участников данного процесса интересуют главным образом сопутствующие предложения США, а не мир с Израилем как таковой.

Сложившаяся ситуация чревата для Иерусалима несколькими последствиями. Первое из них – внутриполитическое. Суть его состоит в том, что Б.Нетаньяху, столкнувшийся с проблемами при реализации внутриполитической программы, теперь не может воплотить в жизнь и один из ключевых элементов внешнеполитической стратегии. В свою очередь, дипломатический опыт и достижения лидер Ликуд привык использовать в борьбе с политическими противниками. Второе и, пожалуй, более опасное следствие – усиление внешней угрозы при ограничении возможностей противодействовать ИРИ. Судан для Израиля стал не только «удобным» кандидатом на продолжение нормализации в силу уже имеющихся договоренностей, но и перспективным стратегическим союзником. Ранее эта африканская страна использовалась Ираном против Израиля, а потому в нынешних условиях Иерусалим хотел бы обезопасить себя от сценария, в  котором суданцы выступят в качестве иранских прокси, а также за счет дружественных отношений обеспечить сдерживание Ирана в Красном море, одновременно усиливая региональную консолидацию против Тегерана.

56.17MB | MySQL:116 | 1,108sec