Прошедшая в период с 20 по 24 февраля 2023 года в Аду-Даби Международная оборонная выставка INDEX 2023 подтвердила свою роль ключевой площадки для демонстрации достижений оборонной промышленности на Ближнем Востоке. В этот раз форум разместил многочисленные экспозиции в недавно построенном национальном выставочном центре ADNEC и отметил свою 30-ю годовщину. За этот период к наземной части мероприятия в 2011 году добавилась военно-морская составляющая NAVDEX.
Согласно данным, предоставленным организаторами, в 2023 году в IDEX и NAVDEX ожидалось участие 1350 компаний-экспонентов из 65 стран и прибытие не менее 30 официальных делегаций. Кроме того, заглядывая в будущее, в этом году устроители впервые создали раздел IDEX Next Gen, посвященный стартапам, на котором демонстрировалось более 82 проектов из 25 стран.
Активным участником INDEX стало образованное по инициативе руководства ОАЭ в 2019 году промышленное объединение EDGE Group со штаб-квартирой в Абу-Даби. Конгломерат является одной из ведущих мировых технологических групп, созданной для разработки инновационных решений в области обороны. В него вошли более 25 национальных производителей оборонной продукции, действующих на четырех основных площадках: платформы и системы, ракеты и оружие, технологии электронной войны и кибернетики, а также торговля и поддержка миссий. К числу официально заявленных целей EDGE Group относятся наращивание промышленного потенциала Эмиратов в области обороны, ограничение зависимости страны от иностранных партнеров и последовательная замена их предложений собственной высокотехнологичной продукцией.
По оценкам экспертов, несмотря на существующие в стране демографические проблемы, ограничивающие мобилизационный ресурс, ОАЭ готовы к национальной обороне и позиционируют себя, как влиятельную и профессиональную в военном отношении страну. Развивая собственный военный потенциал, используя также компенсационные стратегии с иностранными партнерами, ОАЭ начали набирать обороты в достижении самодостаточности национального оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Последнее наглядно подтверждают итоги INDEX/NAVDEX 2023, где местные компании продемонстрировали широкую номенклатуру прототипов и готовой продукции собственного производства, относящуюся, практически, ко всем секторам военной сферы.
Беспилотные системы и средства противодействия им
Очевидно, что мировые тенденции развития беспилотных авиационных систем (БАС), наземных робототехнических комплексов (РТК) и необитаемой военно-морской техники нашли свое отражение в павильонах INDEX 2023. Значительную часть экспозиции занимали именно подобные экспонаты, среди которых немалая доля относилась к результатам работы участников EDGE Group.
В частности, свои достижения в области БАС продемонстрировали компании Halcon, ADASI и Resource Industries, причем первые две входят в состав EDGE Group. Halcon представила на выставке макеты своих новых разработок Reach-S и Jeniah. Первый представляет собой обычный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) с функциями нанесения ударов по наземным целям, второй – БПЛА со свойствами малозаметности.
Согласно источникам, намек на разработку в недрах EDGE нового БПЛА появились в ноябре 2021 года, когда макет был выставлен на авиасалоне в Дубае. Чуть более, чем через два года было объявлено, что Reach-S приступил к выполнению программы летных испытаний.
Конструкция Reach-S имеет типичную рамную компоновку с двумя консолями, соединенными с крыльями и поддерживающими перевернутую V-образную хвостовую плоскость. Фюзеляж оснащен передним трехколесным шасси с убирающейся передней стойкой. Общая длина аппарата составляет 5,5 м, размах крыльев – 12 м. В задней части фюзеляжа находится воздухозаборник для 4-тактного 4-цилиндрового поршневого двигателя Rotax 912 мощностью 110 л.с., приводящего в действие толкающий винт. Запаса топлива хватает для полета в течение 24 часов. Эксплуатационный потолок около 5800 м (19 000 фут.), дальность передачи данных составляет 200 км (дистанция прямой видимости). Аппарат развивает максимальную скорость до 200 км/ч и поддерживает крейсерскую — 145 км/ч. Максимальная взлетная масса Reach-S 640 кг, из которых на полезную нагрузку отводится 120 кг.
Полезная нагрузка наряду с датчиками включает и оружие. Выставочный макет разработчики оснастили двумя одиночными стойками на крыло, каждая из которых способна нести управляемую бомбу Desert Sting 16 (DS 16), произведенную самой Halcon. Боеприпас массой 23 кг имеет боевую часть (БЧ) весом 12 кг. Он оснащен системой GAINS (дополненная информационная навигационная система GNSS), также установлена полуактивная лазерная головка самонаведения (ГСН). Их комбинация обеспечивает круговое вероятное отклонение (КВО) 3 м, в то время как спутниковое наведение гарантирует КВО не менее 10 м. Заявленная дальность применения DS 16 – более 15 км, при условии сбросы с высоты 9100 м (30 000 фут.), поэтому расчетная дальность применения с Rearch-S не превысит 10 км.
Эксперты отмечают, что масса конфигурации с четырьмя стойками и четырьмя бомбами составляет 144 кг, что превышает заявленную полезную нагрузку. Предположительно, такой вариант снаряжения снижает атакующие возможности БПЛА на 15-20% и требует достаточного компромисса между нагрузкой, оружием и топливом. По данным EDGE, ожидаемая стоимость Reach-S оценивается в 1,1 млн. долл. США, что более чем на 70% ниже, чем в среднем в той же категории изделий с аналогичными характеристиками.
В отличие от Reach-S, ставшего реальностью, другая БАС, представленная EDGE на IDEX, все еще находится в стадии разработки. БПЛА Jeniah спроектирован Abu Dhabi Autonomous Systems Investments (ADASI), дочерней компанией EDGE, специализирующейся на автономных системах. Дрон является типичным ударным летательным аппаратом, выполненным по технологии «стелс». Jeniah имеет длину 10,5 м, оснащен трапециевидными крыльями с размахом 6,5 м и V-образным хвостовым оперением. Выставочный макет черного цвета, вероятно, подчеркивал наличие у беспилотника радиопоглощающего покрытия.
Максимальная взлетная масса БАС превышает 4000 кг, при этом полезная нагрузка в 480 кг составляет чуть более 10%. Очевидно, что весь боезапас размещен внутри оружейного отсека для обеспечения максимальной скрытности. Аппарат приводится в движение неуказанным реактивным двигателем, который обеспечит максимальную скорость, превышающую 1000 км/ч, крейсерская скорость составит 0,8 Маха. Хотя никаких указаний об уровне автономности не предоставлялось, специалисты полагают, что Jeniah будет оснащен пакетом высшего уровня. Более детальная информация относительно БПЛА Jeniah ожидается экспертами на IDEX 2025.
Не меньшее внимание, чем Jeniah привлекли разработки ADASI в классе БАС с вертикальным взлетом и посадкой (англ. аббревиатура – VTOL), в частности БПЛА Air Truck и QX6-50.
Разработчик позиционирует Air Truck, как мощный логистический дрон грузоподъемностью 500 кг. Он способен работать в рамках заранее запрограммированной миссии или под управлением оператора. Считается, что это делает аппарат идеальным для выполнения задач в зонах с высокой степенью риска.
БАС оснащена двумя вращающимися в противоположных направлениях трехлопастными роторами диаметром 12,8 м, расположенными прямо над грузовым отсеком, что устраняет многие проблемы с центром тяжести. Роторное решение позволяет выполнять приземление на площадку ограниченных размеров. Причем, такой минимум для неподготовленной зоны составляет 30х30 м. Одновременно сообщается, что Air Truck может взлетать с подготовленной взлетной палубы корабля размером 15х15 м. Без лопастей длина вертолета составляет 7,7 м, а высота — 4 м.
Для придания фюзеляжу аэродинамической формы от изогнут вперед. Четырехколесное шасси дрона обеспечивает дистанцию от земли до оптоэлектронного датчика, позволяющего оператору видеть зону посадки, и свободный доступ к грузовому контейнеру. Задняя балка с перевернутым вертикальным оперением обеспечивает продольную устойчивость.
Air Truck оснащен двумя газовыми турбинами мощностью 180 кВт (244 л.с.) и имеет стандартный взлетный вес 2100 кг (теоретический максимум 2500 кг). Вышеупомянутая полезная нагрузка перевозится с полными топливными баками. Максимальная скорость составляет 140 км/ч, максимально экономичная – 90 км/ч (в этом случае продолжительность полета составит максимальных 4 часа). При скорости 120 км/ч с полными баками и максимальной грузоподъемностью воздушный грузовик способен преодолеть 360 км. Практический потолок — 3000 м.
Грузы военного, охранного и гражданского применения перевозятся в специально разработанном воздушном контейнере Air Box, обеспечивающим их быструю погрузку и выгрузку. Контейнер имеет внешние размеры 2,20х1,17х1,13 м, внутренние — 2,15х1,07х0,97 м, или 2,1 куб. м объема.
БПЛА QX6-50 – это быстрый дрон среднего размера и средней дальности полета, предназначенный для перевозки полезной нагрузки массой до 50 кг. Сообщается, что аппарат оснащен передовыми системами автопилота и связи.
Конструкция QX6-50 представляет собой компоновку двух тандемных роторов, что делает систему очень похожей на вертолет CH-47 «Чинук». Аппарат оснащен 4-цилиндровым 4-тактным бензиновым двигателем, который обеспечивает взлет и перемещение максимальной полетной массы 360 кг (включая полезную нагрузку). Скорость доставки составляет 170 км/ч, максимальная продолжительность полета — 3,5 часа, радиус доставки — 200 км, рабочая высота — 3000 м. Диаметр несущих винтов – 4,3 м, длина фюзеляжа – 3,97 м, высота – 1,43 м. БПЛА оснащен двумя посадочными салазками, конструкция которых обеспечивает достаточное расстояние от земли для размещения транспортного контейнера. Два QX6-50 могут перевозиться в 20-футовом контейнере и имеют модульную конструкцию для простоты обслуживания, что делает платформу привлекательным автономным логистическим решением широкого применения.
По данным EDGE, оба грузовых БПЛА разработки ADASAI в настоящее время проходят летные испытания с целью получения скорейшей сертификации.
Еще одним разработчиком в области БАС, представленным на INDEX 2023, стала компания Resource Industri со своими дронами класса VTOL моделей 500Н и A3 Max.
БПЛА 500Н – грузовой аппарат типа «Чинук» с максимальной взлетной массой 500 кг и максимальной полезной нагрузкой 150 кг. В настоящее время дрон все еще находится на начальной стадии летных испытаний. Он оснащен двигателем Rotax, который позволяет развивать скорость в интервале от 90 до 120 км/час и подниматься на высоту до 5000 м. Продолжительность полета варьируется от 8 часов при полезной нагрузке 35 кг до 2 часов при нагрузке 120 кг, в то время как оптимальная масса полезной нагрузки составляет 100 кг.
БПЛА 500Н перемещается автономно по маршрутным точкам, операции взлета и посадки также выполняются автоматически. Для обхода препятствий установлен LIDAR, а оптоэлектронный пакет обеспечивает дистанционное управление, если сигнал GNSS заглушен или подделан. В павильоне IDEX демонстрировалась масштабная модель 500Н длиной 4,25 м и шириной 1,69 м без двухлопастных тандемных роторов. По данным разработчика, прототип налетал более 80 часов. Конструкция дрона продолжает совершенствоваться: планируется переработка полозьев шасси для увеличения высоты, позволяющую обрабатывать подфюзеляжный контейнер, используемый для перевозки полезной нагрузки.
Модель A3 Max – это еще одна разработка Resource Industries, представленная на INDEX 2023. Ударный БПЛА выполнен по традиционной вертолетной схеме. Он способен летать в течение 60 минут с полезной нагрузкой 15 кг и подниматься на высоту 5400 м. Максимальная дальность полета 60 км, боевой радиус – до 30 км. В комплект вооружений A3 Max входят: 5,56-мм пулемет, установленный в носовой части под фюзеляжем и подвес для свободного сброса бомб, в качестве которых используются мины калибров 60, 81 или 82 мм. Подвес доступен в двух разных версиях: одна с тремя трубками, содержащими 81-мм или 82-мм мины, другая с восемью трубками для 60-мм мин. Подвес устанавливается под фюзеляжем. Трубки по команде поворачиваются в вертикальной плоскости, высвобождаясь под действием силы тяжести от размещенных внутри боеприпасов. Минимальная высота сброса составляет 300 м. На передней панели A3 Max установлено карданное крепление с набором оптоэлектронных датчиков, используемых для навигации, распознавания цели и наведения оружия.
Наряду с БАС не меньшей популярностью на INDEX 2023 пользовались экспозиции наземных роботизированных комплексов, где компании из ОАЭ занимали определенную нишу.
Так, всё таже Resource Industries продемонстрировала свой проект под аббревиатурой UGV. Платформа представляет собой колесное (8х8) транспортное средство размерами (длина х ширина х высота) 4,5х,5х1,7 м и снаряженной массой не более 2500 кг. В зависимости от устанавливаемой полезной нагрузки (до 1500 кг) РТК может применяться для поражения противника, блокирования района, патрулирования, транспортировки грузов и раненых.
Гибридная силовая установка позволяет развивать максимальную скорость до 60 км/час на ровной поверхности. Дальность хода до 300 км. В полностью электрическом режиме UGV способен преодолеть до 20 км. Все четыре оси являются управляемыми, что позволяет уменьшить радиус поворота, а также перевести автомобиль в крабовый режим движения. Образец РТК, представленный на выставке, имел в задней части платформы посадочное местом для БПЛА A3 Max, а спереди – пусковую установкой с 10 направляющими для барражирующих боеприпасов типа TY-3 (аналог китайский ZY-90). По оценкам экспертов, в таком варианте оснащения UGV, в целом, со всеми системами вооружения, которые несет сама машина и приданный БПЛА, обеспечивает значительную огневую мощь.
Бурное развитие беспилотных технологий породило не менее активный поиск способов противодействия им. В настоящее время ведущим является радиоэлектронная борьба (РЭБ). Ключевым игроком на этом направлении в ОАЭ выступает компания SIGN4L, дочерняя подразделение EDGE.
На INDEX 2023 инженеры SIGN4L представили многоуровневую интегрированную систему противодействия БПЛА под названием SkyShield, демонстрировавшуюся на базе пикапа 4×4. Отмечается, что помимо мобильного варианта SkyShield может использования в статическом режиме, например, для защиты объектов критически важной инфраструктуры.
SkyShield состоит из набора сенсоров и эффекторов, установленных на подъемной мачте, что позволяет размещать оборудование выше кабины автомобиля, обеспечивая, таким образом, охват 360°. Основными датчиками служат РЛС с АФАР и оптико-электронное оборудование. Четыре антенны, обеспечивающие круговое наблюдение, установлены на основных сторонах трапециевидной подъемной конструкции, над которой находится оптико-электронный блок. Сенсоры предоставлены третьей стороной (SIGN4L не раскрывает названия участвующих компаний).
На коротких сторонах трапециевидной конструкции также смонтированы антенны для создания помех и подмены. Первые призваны нарушать сигналы GNSS и/или каналов передачи данных, в то время как вторые направлена на введение в заблуждение навигационной системы дронов, уводя их от намеченной цели. Оба типа данного оборудования производятся компанией SIGN4L. Комплекс РЭБ SkyShield может быть интегрирован в систему командования и управления, разработанную специалистами EDGE.
По оценкам экспертов, статическая версия SkyShield способна обнаружить беспилотник на дальности 10 км без привязки к радиолокационному сечению. В мобильной версии этот показатель намного ниже. В последнем варианте SkyShield поставляется в виде поддона, который устанавливается в кузов автомобиля. Генератор системы, обеспечивающий необходимый источник питания, делает её полностью автономной от транспортной платформы.
Еще одним продуктом экспонировавшимся SIGN4L стал комплекс V-Protect, предназначенный в первую очередь для подавления каналов управления самодельными взрывными устройствами. Параллельно V-Protect способен создавать помехи БАС. Заказчику V-Protect поставляется в виде автономного модуля, оснащенного набором антенн. Вся электроника и источники питания находятся внутри контейнера. V-Protect способен глушить все частоты в диапазоне от 20 МГц до 6 ГГц, нарушать работу всех существующих сетей мобильной телефонной связи (2G, 4G и 5G,) каналов Bluetooth и WiFi, а также спутниковых телефонов, таки как Thuraya, Iridium и Inmarsat. Общая мощность излучения превышает 1 кВт. V-Protect используется в реактивном режиме, что позволяет одновременно нарушать 16 каналов и соответствующие формы сигналов.
Согласно EDGE, на IDEX 2023 нераскрытый международный заказчик заключил два контракта, по одному на каждую из вышеупомянутых систем от SIGN4L, общая стоимость которых составляет 70 млн дирхамов ОАЭ (27 млн евро) для двух систем.
Оборудование для сухопутных войск
Достаточный прогресс оборонная промышленность ОАЭ демонстрирует и в секторе производства вооружений и боевой техники для сухопутных войск. Так, еще один участник EDGE Group, компания Caracal, ведущий производитель огнестрельного оружия в регионе Персидского залива, представила легкий пулемет CLMG 556. Новый полностью автоматический, с ленточным питанием CLMG 556 под патрон 5,56×45 мм НАТО является собственной разработкой Caracal. Оружие с открытым затвором оснащено усовершенствованной газопоршневой группой с длинным ходом. Масса пулемета около 7,8 кг. По утверждению Хамада Аламери, генерального директора Caracal, CLMG 556 спроектирован с использованием новейших технологий быстрого прототипирования и точного производства. Результатом стала модульность, долговечность и экономия веса – качества присущие изделиям огнестрельной линейки Caracal.
В стандартную комплектацию пулемета входят телескопический регулируемый приклад с пятью положениями и регулируемая в трех положениях «щека». Для монтажа навесного оборудования поверх основной ствольной коробки установлена длинная направляющая STANAG 4694 / MIL-STD-1913. Возможности CLMG 556 дополняет фиксированный металлический прицел с регулировкой дальности стрельбы и встроенные сошки, которые также регулируются по высоте в трех положениях. Дополнительно, в комплект оружие входят три кованные хромированные ствола различной длины (13, 16 и 18 дюймов), которые можно быстро менять.
Широкий ассортимент боевой техники на INDEX 2023 представила базирующаяся в ОАЭ компания International Armored Group (IAG). Группа является мировым производителем широкого спектра бронированных и защищенных транспортных средств, предлагаемых правительствам, армиям, частным охранным фирмам и VIP-персонам. В этом году IAG также представила свои новейшие продукты, а именно: легкую патрульную машину LPV и БМП Rila.
Легкая патрульная машина (Light Patrol Vehicle, LPV) разработана как автомобильная платформа (4х4), пригодная к быстрому развертыванию и выполнению задач в экстремальных местности и климате. Автомобиль спроектирован специально для нужд сил специального назначения, тактических подразделений и других армейских формирований, предназначенных для быстрого реагирования. LPV позволяет перевозить до 8 военнослужащих в полном снаряжении. Конструкция кузова изобилует вместительными решениями для хранения боеприпасов, пайков и другого оборудования.
LPV поставляется с пятью подготовленными точками для стрельбы, а также возможностью установки вращающейся башни для крупнокалиберного пулемета в качестве основного оружия машины. По утверждению производителя, на сегодняшний день быстрая скорость, высокая мобильность и маневренность LPV не имеют аналогов в отрасли. LPV доступен с тремя типами двигателей: V6 Petrol 4.0 л./ 231 л.с. или дизелями I6 4.2 л./131 л.с. и V8 4.5л./199 л.с. Заказчик получает LPV с различными дополнительными опциями в соответствии со своими уникальными требованиями.
Боевая машина пехоты RILA позиционируется IAG как продукт нового поколения, обеспечивающий высокую мобильность, а также баллистическую и противоминную защиту 4-го уровня по стандарту STANAG 4569. Машина может оснащаться широким спектром боевых станций с дистанционно управляемым оружием, включая пулемет или автоматическую 30-мм пушку. Внутренний объем БМП позволяет транспортировать до 11 военнослужащих с полной экипировкой, включая механика-водителя и командира. Для размещения личного состава предусмотрены амортизационные сидения.
БМП RILA основана на колесной трансмиссии (8×8) с автоматической подкачкой шин на ходу и 6-ступенчатой полностью автоматической коробкой передач Allison с переключением под нагрузкой и электронным управлением. Устанавливаемый дизельный двигатель мощностью 560 л.с. позволяет развивать максимальную скорость по дороге 105 км/ч. Запас топлива гарантирует дальность хода до 720 км. Машина может оснащаться дополнительными опциями: гидравлической лебедкой, амфибийным оборудованием, системой круговой записи видеокамер (дневного, ночного видения и тепловизионных), системами пожаротушения и защиты от ОМП, системой управления боем, вспомогательной силовой установкой.
Военно-морское оборудование
Успехи эмиратского ОПК заметны и в области военно-морских вооружений. Здесь безусловным лидером является ведущая судостроительная компания страны Abu Dhabi Ship Building (ADSB) – также участник EDGE Group.
Основным достижением кораблестроителей Эмиратов, о котором руководство EDGE объявило на NAVDEX 2023 в своем пресс-релизе от 20 февраля 2023 года, стал крупный контракт стоимостью 3,94 млрд дирхамов (1 млрд евро) на поставку ВМС Анголы 3 корветов проекта BR71 MKII. Известно, что настоящий проект является версией корвета типа Baynunah, разработанного французской компанией CMN и поставленного ВМС ОАЭ верфью ADSB.
По утверждению руководства ADSB, корвет BR71 MKII – это высокотехнологичный корабль, который позволит выполнять широкий спектр задач по охране 1600-км береговой линии Анголы. Дополнительно сообщалось, что проект длиной 71 м планируется оснастить передовыми системами управления и защищенной связи, трехкоординатной РЛС, комплексом РЭБ, 76-мм главной артиллерийской установкой (АУ) и ракетными комплексами классов «поверхность-поверхность» и «поверхность-воздух».
Проводя аналогию с характеристиками проекта Baynunah, предположительно, ширина ангольской версии корабля составит 11 м, полное водоизмещение – 920 т, максимальная скорость – 32 узла, дальность хода – 2400 морских миль на скорости 15 узлов, экипаж – 41 человек. В комплект вооружения, вероятно, войдут: 27-мм АУ MLG-27, 8 пусковых установок (ПУ) ПКР ММ-40 Block.3 Exocet, ЗРК MK.31 RAM с 21-контейнерной вертикальной ПУ Mk.49 Mod.3 с ЗУР RIM-116, ПУ Mk.56 с ракетами RIM-162 ESSM, два комплекса отстрела ложных целей MASS.
Накануне старта NAVDEX, 16 февраля 2023 года, на объектах ADSB состоялась церемония закладки первого корабля проекта Falaj-3, предназначенного для ВМС ОАЭ. Демонстрация усовершенствованной модели судна стала одной из заметных особенностей экспозиции предприятия на выставке.
Контракт общей стоимостью 3,5 млрд дирхамов (982 млн долл.) с Министерством обороны ОАЭ на строительство 4 патрульных кораблей типа Falaj-3 ADSB заключила в мае 2021 года. Передачу всех кораблей заказчику намечено завершить к концу 2026 года. Разработкой проекта занималась сингапурская компания ST Engineering в рамках субконтракта, выданного ADSB в ноябре 2021 года. За основу был взят проект состоявших на вооружении ВМС Сингапура малых 55-метровых патрульных кораблей типа Fearless (к настоящему времени списанных).
Хотя в ходе NAVDEX 2023 дополнительная информация относительно будущих характеристик проекта Falaj-3 ни со стороны верфи, ни со стороны заказчика не предоставлялась, по оценкам специалистов, на экспозиции демонстрировалась новая, переработанная модель корабля. По мнению экспертов, по сравнению с первоначальной версией, показанной на NAVDEX 2021, новый вариант был выполнен с уменьшенным радиолокационным сечением, инфракрасными и акустическими характеристиками. Он оснащен переработанной носовой частью, в которой за главным орудием установлен один ряд из восьми вертикальных ПУ для ракет класса «поверхность-воздух». Их, предположительно, идентифицировали принадлежащими системе MBDA VL MICA. Считается, что такой комплект зенитных ракет значительно усилит оперативные возможности многослойной ПВО корабля размерами 60х9,5 м с полным водоизмещением 641 тонны и максимальной осадкой 3,4 м.
Сообщается, что в качестве силовой установки Falaj-3 получит четыре дизельных двигателях, каждый из которых через свой вал будет передавать крутящий момент одному гребному винту. Регулировка направления хода производится двумя вертикальными рулями (при более внешнем расположении гребных винтов). Силовая установка позволит развивать максимальную скорость свыше 26 узлов и обеспечит дальность хода 2000 морских миль на скорости 16 узлов. Электроэнергия обеспечивается четырьмя генераторами, способными выдавать 1,2 МВт. Численность экипажа – 39 человек. Новые корабли планируется оснастить интегрированной системой управления, предоставляющей возможность мониторинга и управления всеми системами платформы из одной точки. В комплекте оснащения также предусмотрены надувные лодки типа RHIB. Их спуск на воду и подъем на борт выполняет крытая станция, что должно способствовать снижению заметности корабля.
В средней части новая модель Falaj-3 оснащена встроенной мачтой, на которой установлены многофункциональная РЛС, различные антенны и электрооптические датчики, а на ее вершине – встроенная антенная группа наблюдения за морем в электромагнитном спектре (ESM). На главном мостике корабля установлена система управления огнем. В центральной части корабля, для уменьшения его общей заметности, в шахте, под палубой находится открытая площадка, на которой размещены наклонные ПУ противокорабельных ракет. Кормовая часть занята двумя установками залпового огня (на модели, представленной в 2021 году, одна из них располагалась в носовой части, за главным орудием, на небольшой надстройке ).
Утверждается, что интеграцию боевой системы и основное оборудование предоставит компания Leonardo, хотя ни судостроитель, ни итальянский партнер не комментируют и не подтверждают эту информацию. Итальянская группа передаст и интегрирует аппаратно-программный пакет боевой информационно-управляющей системы (БИУС) ATHENA C Mk2 последнего поколения в индивидуальной итерации, удовлетворяющей требованиям ВМС ОАЭ. Предыдущая модель БИУС ATHENA установлена на борту патрульных катеров Falaj 2 и Ghannatha, находящихся на вооружении ВМС Эмиратов. Набор внутренней / внешней связи поступит от международной электротехнической группы Rohde & Schwarz. Предполагается, что Leonardo также предоставит многофункциональный процессор для управления каналами связи и распределением информации (MDLP), запросчик системы опознавания «свой-чужой» нового поколения SIR-M-C EVO и транспондер M-428.
Набор датчиков, управляемых БИУС ATHENA C Mk2, сосредоточен на главной многофункциональной 3D-РЛС Kronos NV HP также от Leonardo. По сравнению с оригинальной базовой моделью РЛС семейства Kronos эмиратская версия РЛС C-диапазона. Она оснащена антенной с АФАР с большим количеством модулей приема-передачи на основе технологии GaAs. Последнее позволяет обеспечить улучшенные характеристики, а также более высокую эксплуатационную готовность и улучшенную устойчивость к постепенному разрушению.
Устанавливаемый итальянской Elettronica комплекс РЭБ основан на технологиях RESM/CESM последнего поколения и отличается новой встроенной антенной с ограниченной площадью для размещения на судах малого водоизмещения с уменьшенной радиолокационной заметностью. В комплект датчиков также войдет двухдиапазонная радиолокационная / электронно-оптическая (Е/О) система управления огнем Leonardo NA-30S Mk2 для основного 76/62-мм орудия, а также две Е/О системы управления огнем для такого же количества ПУ Halcon LOGIR и другая электроника. Ожидается, что корабли проекта Falaj-3 также получат две ПУ корабельного комплекса помех MASS от немецкой Rheinmetall Defense в конфигурации, оснащенной ракетными приманками Dueras, в соответствии с последней показанной моделью.
Как и ожидалось, основным отличием вооружения от ранее представленной модели является добавление комплекса ракет класса «поверхность-воздух» с вертикальным стартом, который основан на MBDA VL MICA. В результате, благодаря пусковым установкам VL MICA и системе запуска Raytheon Mk 49 RAM, платформы Falaj-3 будут способны работать с несколькими и одновременно устанавливаемыми ракетами, предназначенными как для защиты от воздушных, так и асимметричных угроз. В частности, они смогут вести стрельбу версиями ракет Block 1A и Block 2 RIM-116, закупленными ВМС ОАЭ.
Основное орудие Falaj-3 Leonardo 76/62 мм Super Rapido поставляется в новейшей конфигурации с несколькими режимами подачи. Орудие оснащается комплектом Strales, состоящим из радиочастотной системы наведения для применения управляемых боеприпасов DART. Для противодействия множественным и одновременным надводным и воздушным асимметричным угрозам корабль планируется оснастить двумя ПУ (как указано выше, на корме) для ракетной системы залпового огня Halcon LOGIR. Комплекс РСЗО несет направляющие для 12 управляемых снарядов с оптическим наведением типа «выстрелил-забыл», которые поставляются EDGE Group на корабли ВМС ОАЭ. Для защиты на меньших дальностях новая модель получила два дистанционно управляемых боевых модуля, идентифицированных специалистами, как EOS R400-M от австралийской компании Electro Optic Systems. Модули вооружены 30-мм пушкой Northrop Grumman M230LF, активно устанавливаемой на кораблях ВМС ОАЭ.
Наконец отметим экспонировавшийся на NAVDEX 2023 рабочий образец подводной лодки Kronos – совместного продукта инженеров эмиратских исследовательских компаний Desert Power Designs LLC и Highland Systems. Подводная лодка (ПЛ) Kronos позиционируется разработчиками как не имеющая аналогов в мире планирующая ПЛ, предназначенная для выполнения широкого круга военных, спасательных и подводно-технических задач. Конструкция ПЛ имеет уникальный гидродинамический корпус, позволяющий маневрировать под водой подобно самолету в небе. Она также гарантирует высокую скорость работы как под водой, так и на поверхности.
При проектировании изделия применены передовые инженерные решения. В верхней проекции лодка напоминает ската манта размерами 9.3 м в длину, 2,09 м в высоту и размахом «крыльев» 7,43 м. Водоизмещение на воде 3000 кг, максимальное – 12000 кг. Количество сидячих мест — 11, включая капитана. Корпус Kronos изготовлен из стали и высокопрочного композитного материала. Эксплуатация возможна в любых климатических условиях, от экваториальных до арктических районов. Для транспортировки «крылья» могут складываться.
Силовая установка ПЛ включает дизельный генератор, аккумуляторные батареи (АкБ) и малошумный электродвигатель мощностью 1200 л.с. В качестве движителя используется водомет. Запаса топлива хватает для непрерывной работы генератора в течение 36 часов, продолжительность работы АкБ – 18 часов. Полная зарядка АкБ требует 1,5 часа. Водомет позволяет развивать максимальную надводную скорость 43 узла (80 км/ч), под водой — 27 узлов (50 км/ч). Рабочая глубина погружения составляет 100 м, максимальная критическая глубина – 250 м. Запаса воздуха хватает на 36 часов непрерывной работы под водой.
Среди прочего, Kronos оснащен рулевым управлением с гидравлическим приводом, внешними манипуляторами, электронным перископом кругового обзора, подводным необитаемым аппаратом и БПЛА (квадрокоптер), камерой для подводного выхода из ПЛ, внешним прожектором. Комплект внутреннего оборудования также включает бортовую систему кондиционирования воздуха, адаптивное освещение, радиостанции, средства навигации, видеокамеры, резервуар для пресной воды (200 л).
В качестве вооружения Kronos оснащается 4-6 малогабаритными легкими торпедами Black Scorpion от Leonardo. Торпеда длиной 1,1 м, диаметром 5 дюймов и массой чуть менее 20 кг способна поразить цель на дальности до 3000 м. Помимо прочего, ПЛ Kronos с торпедами Black Scorpion также может управляться дистанционно и использоваться в качестве необитаемого подводного/надводного аппарата.
Таким образом, прошедшие выставки INDEX/NAVDEX 2023 показали значительный успех ОАЭ в развитии национального оборонно-промышленного комплекса. Причем, очевидно, что эмиратские разработчики сосредоточили свое внимание на наиболее передовых направлениях развития современной военной техники, что подчеркивается специализацией платформ EDGE Group. Другим направлением подъема национального ОПК может считаться приглашение зарубежных разработчиков и предоставление им благоприятных условий для работы на территории ОАЭ. Результатом такой политики, с высокой вероятностью, станет не только экономический рост государства, но и существенное приращение оборонного потенциала без увеличения численности ВС ОАЭ.