О борьбе Муктады ас-Садра за духовное руководство шиитской общиной Ирака. Часть 1

В нынешней нестабильной внутриполитической жизни Ирака одной из главных, и, вероятно, наиболее противоречивой политической фигурой остается лидер движения «Ахрар» Муктада ас-Садр. Несмотря на все перипетии своей политической биографии и временные поражения, Муктада ас-Садр продолжается оставаться наиболее популярным лидером в шиитской общине Ирака. В 2022 году он окончательно лишился иранской поддержки, а также большинства в парламенте страны. Проиранские шиитские партии и группировки фактически переиграли его, спровоцировав на уход его депутатов из высшего законодательного органа страны, а затем, воспользовавшись законом о выборах, провели на места садристов своих выдвиженцев. Несмотря на это, Муктада продолжает оставаться одним из ведущих политиков страны, способным вывести своих многочисленных сторонников на улицы. Феномен его популярности и политической непотопляемости объясняется не только политическим, но и в значительной мере религиозным фактором.

Муктада ас-Садр происходит из авторитетной семьи высшего шиитского духовенства Ирака. Наиболее значительными ее представителями являлись его дядя Мухаммед Бакир ас-Садр и отец Мухаммед Садык  ас-Садр. Личность Мухаммеда Бакира ас-Садра имела исключительное значение для консервативно настроенных иракских шиитов. Аятолла ас-Садр родился в 1933 году. Получив блестящее образование (как религиозное, так и светское), занялся выработкой особого исламского пути в политике и экономике. Свою главную миссию Мухаммед Бакир ас-Садр видел в том, чтобы показать неприемлемость как либерализма, так и марксизма для мусульманских обществ. Этому были посвящены его книги «Наша философия» («Фальсафатуна») и «Наша экономика» («Иктисадуна»). В 1957 году Мухаммед ас-Садр, обеспокоенный ростом влияния коммунистов среди шиитов, организует Партию исламского призыва (аль-Даава), которая не могла не вступить в конфронтацию с партией Баас. После прихода баасистов к власти в 1968 году Мухаммед Бакир ас-Садр неоднократно арестовывался. В апреле 1980 года Мухаммед Бакир ас-Садр и его сестра Бинт аль-Худа были зверски убиты сотрудниками баасистских спецслужб. Официально их обвинили в причастности к произошедшему незадолго до этого покушению на жизнь министра иностранных дел Ирака Тарика Азиза.

Отец Муктады ас-Садра Мухаммед Садык ас-Садр базировался в Багдаде и проводил проповеди в беднейшем шиитском районе Мадинат ас-Саура. Он делал акцент на социальной справедливости и «борьбе с угнетением». Вначале режим Саддама Хусейна пытался превратить ас-Садра в своего марионеточного клерикала. После провала этих попыток Мухаммед Садык ас-Садр был убит в феврале 1999 года. В совершении преступления обвинили багдадских уголовников, но значительная часть шиитской уммы была убеждена в причастности к убийству иракских спецслужб. Необходимо отметить, что Мухаммед Садык ас-Садр было особенно популярен среди беднейших слоев иракских шиитов.

Еще при жизни Мухаммеда Садыка ас-Садра его крупнейшим соперником в высшем шиитском духовенстве Ирака был аятолла Казем Хусейни аль-Хаери. Этот клерикал иранского происхождения прожил первую половину жизни в иракском Неджефе и стал авторитетным исламским правоведом. В 1980 году он был выслан из Ирака по распоряжению Саддама Хусейна вместе с 200 тысячами иракцев персидского происхождения, занимавших видное место в шиитской общине. Оказавшись в Иране, Казем аль-Хаери стал главным советником Имама Хомейни по иракскому вопросу. Казем аль-Хаери провозгласил свой статус марджаийя. Здесь необходимо кратко пояснить значение этого термина. Марджа-э-таклид переводится как «образец для подражания». Это высший религиозный авторитет, фетвы которого обязательны для выполнения. Став марджа-э-таклид, Казем аль-Хаери получил приоритет над Мухаммедом Садыком ас-Садром. Последний тоже сделал попытку провозгласить себя марджа, но аль-Хаери отверг эти притязания и неодобрительно встретил представителей Сас-адра в Куме, когда те пытались основать там офис. В 1997 году аль-Хаери выгнал из своего дома посланника ас-Садра Абу Сейфа аль-Ваели, заклеймив его как агента баасистских спецслужб. Тем не менее, незадолго до смерти Мухаммед Садык ас-Садр провозгласил аль-Хаери своим преемником. Вероятно, это было вызвано двумя причинами.

Во-первых, Казем аль-Хаери был близок к его покойному брату.

Во-вторых, ас-Садр уступил давлению своей паствы. Его сторонники предвидели его возможное убийство баасистами и боялись в таком случае остаться без духовного наставника.

В то же время среди  иракских шиитов было несколько кандидатов в качестве «источника для подражания». Помимо аль-Хаери сюда можно было отнести великого аятоллу Мухаммеда Исхака аль-Файяда, базировавшегося в Неджефе, и великого аятоллу Мухаммеда Хусейна Фадлаллу. Последний начинал как улем в Неджефе, а затем перебазировался в Ливан, где стал духовным наставником «Хизбаллы». Меньшая, но наиболее организованная и образованная часть иракских шиитов выбрала своим марджа-э-таклид великого аятоллу Али ас-Систани.

Многочисленность религиозных авторитетов в садристском движении осложнялась также новой духовной практикой – таклид аль-майят или следованием пути уже умершего духовного наставника. До этого таклид аль-майят была редкой и неконвенциональной   духовной практикой. Она несет в себе два недостатка.

Во-первых, ей может следовать только бывшая паства умершего аятоллы.

Во-вторых, новые социально-политические условия предъявляют новые вопросы, ответы на которые нелегко найти в старых фетвах.

Таклид аль-майят еще больше усложнил садристские религиозные авторитеты. Следование различным религиозным практикам является результатом комбинаций разных духовных источников. Более того, каждый садрист является не только пассивным последователем религиозных инструкций, но и источником нововведений в них.

Отношения аль-Хаери с Муктадой ас-Садром после американской оккупации Ирака в 2003 году базировались на нестабильном фундаменте. Тем не менее, оба священнослужителя поначалу стремились к тесному сотрудничеству. Муктада после смерти отца вступил в борьбу за власть над движением садристов. Группа старших клерикалов во главе с руководителем офиса ас-Садра в Неджефе Мухаммедом аль-Якуби настаивала на том, что именно они достойны быть преемником Мухаммеда Садыка ас-Садра, а не его неопытный сын.

Аль-Якуби окончательно порвал с Муктадой ас-Садром 16 июля 2003 года. Он провозгласил самого себя в качестве марджа и сделал попытку установить контроль над садристской организацией и финансовыми потоками. Важнейшей частью последних был и остается хумс – пожертвования верующих шиитов в пользу Имама, составляющие пятую часть их месячного дохода. На практике хумс может быть и меньше 20%, но все равно составляет значительную сумму. Однако еще 7 апреля 2023 года аятолла Казем аль-Хаери провозгласил Муктаду ас-Садра своим представителем в Ираке. Важнейшими функциями Муктады стали сбор и распределение хумса и надзор за исполнением религиозных правил.

52.47MB | MySQL:103 | 0,443sec