ООН о нарушениях Турцией эмбарго на поставки вооружений в Сомали

Следователи ООН пришли к выводу, что Турция нарушила международные санкции в отношении Сомали, поставив вооруженные беспилотники без уведомления и одобрения ООН. По данным Группы экспертов по Сомали, которая следит за конфликтом в этой стране согласно соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН, Турция нарушила эмбарго ООН на поставки оружия, поставив вооруженные беспилотники Bayraktar ТВ2, которые производятся компанией, принадлежащей семье президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Конфиденциальные разведданные, полученные следователями ООН, показали, что Турция доставила беспилотники Bayraktar TB2 в Могадишо 6 декабря 2021 года на двух военно-транспортных самолетах Airbus A400M, эксплуатируемых турецкими ВВС. Тем не менее, турецкое правительство не обратилось в ООН с просьбой об освобождении от ответственности перед отправкой беспилотников, несмотря на то, что резолюция Совета Безопасности ООН прямо предусматривает такое разрешение перед поставкой любого оружия в Сомали. В ответ на письма-запросы ООН Турция заявила, что доставила беспилотники на турецкую базу в Могадишо и что целью было внести вклад в борьбу с терроризмом. «Турция проинформировала Группу о том, что она не поставляла сомалийским властям никаких типов боевых беспилотных летательных аппаратов и что системы, о которых идет речь, предназначены для использования Турцией в борьбе с терроризмом в Сомали», — говорится в докладе, опубликованном экспертами ООН 1 сентября 2022 года.  Однако турецкие СМИ сообщили, что сомалийские офицеры проходили обучение в Турции по использованию беспилотников еще в марте 2021 года и, как сообщается, получили 5 беспилотников, оспаривая официальное заявление турецкого правительства о том, что беспилотники в Сомали предназначались для использования турецкими войсками, размещенными там. Команды ООН отслеживали и регистрировали оружие и боеприпасы, официально импортируемые правительством Сомали после частичной отмены эмбарго на поставки оружия в 2013 году. Страны, которые отправляют оружие, должны уведомить ООН и получить разрешение на такие поставки. С 2013 года Сомали получила примерно 27 000 единиц оружия и 80,1 млн боеприпасов, включая около 70 000 ракет для РПГ-7. Согласно резолюции 2607 (2021) Совета Безопасности ООН, эмбарго на поставки оружия не распространяется на поставки оружия или военной техники для Миссии Организации Объединенных Наций по содействию Сомали (МООНСОМ) и Миссии Африканского союза в Сомали (АМИСОМ), миротворческой миссии, осуществляемой Африканским союзом в Сомали с одобрения ООН. Все другие иностранные войска в Сомали, включая турецкие силы, должны иметь разрешение ООН на получение оружия и боеприпасов. В последние годы ООН неоднократно отмечала Турцию за нарушения поставок оружия в Сомали. Базирующаяся в Турции морская компания в апреле 2021 года доставила военные грузовики в Сомали, не проинформировав ООН об их соответствии требованиям санкций, что побудило следователей ООН начать расследование груза. Согласно разведданным, полученным экспертами ООН, 30 апреля 2021 года компания Istanbullines Lojistik ve Denizcilik Limited Şirketi выгрузила 44 грузовика военного типа «Камаз» в порту Могадишо. Грузовое судно, которое перевозило грузовики в Сомали, покинуло Турцию 15 апреля 2021 года и прошло через Суэцкий канал на якорную стоянку в Джидде, Саудовская Аравия, прежде чем причалить в Могадишо. ООН заявила, что от компании или турецкого правительства не было получено никакого уведомления об отправке. 8 июня 2021 года комиссия направила официальное письмо в Istanbullines с просьбой предоставить информацию о доставке, чтобы определить, соответствовала ли она требованиям эмбарго ООН на поставки оружия. Обзор записей торгового реестра Istanbullines показывает, что компания была основана 23 марта 2018 года Наджаром Усамой, зарегистрированным как гражданин Ливана. Две компании, инвестиционная фирма Nesmal Yatırım Holding и авиационная компания Onur Havacılık Ticaret Anonim Şirketi, были указаны в качестве акционеров Istanbullines. Усама связан с Nesmal и является председателем правления, что означает, что он руководит Istanbullines, где у него контрольный пакет акций напрямую и через другие компании. Усама также подал документы турецким властям в декабре 2019 года с просьбой заменить его ливанское гражданство при регистрации его компаний на недавно полученное турецкое гражданство. Скорее всего, ему удалось получить турецкое гражданство благодаря инвестициям, которые он сделал в Турции. Правительство президента Турции Р.Т.Эрдогана инвестировало военные и экономические средства в Сомали, построило военную базу в Могадишо и помогло теневым турецким бизнесменам заключить сделки с портами и аэропортами. С помощью Эрдогана в 2014 году управление портовыми сооружениями Могадишо было передано исламистской Albayrak Group, турецкому конгломерату, обвиняемому в коррупции в Турции и за рубежом. Беспилотники Bayraktar ТВ2 производятся базирующимся в Стамбуле оборонным подрядчиком Baykar Makina Sanayi ve Ticaret Anonim Şirketi (Baykar), которым управляет зять Эрдогана Сельчук Байрактар. Компания заключила крупные контракты с турецким правительством, а также с зарубежными странами благодаря значительной поддержке, которую она получает от Эрдогана, который лоббирует продажу беспилотников турецким вооруженным силам, а также другим странам. Ранее секретный отчет Турецкого совета по расследованию финансовых преступлений (MASAK) показал, как правительство Эрдогана замяло расследование о сотнях тысяч долларов помощи «Аль-Шабаб». Согласно докладу МАSАК, Министерство иностранных дел Турции направило МАSАК письмо № 48378 22 марта 2013 года, приложив запрос о предоставлении информации, отправленный Управлением по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Министерства финансов США, возглавляемым в то время заместителем госсекретаря Дэвидом С. Коэном. Разведданные, собранные американцами, показали, что гражданин Турции Ибрагим Шен и его брат Абдулкадир Шен были причастны к доставке 600 000 долларов «Аль-Шабаб» в период с сентября по декабрь 2012 года. Турецкие власти закрыли расследование в отношении братьев Шен. Расследование терроризма в Турции в 2014 году показало, что Ибрагим Шен сотрудничал с турецкой разведкой в вербовке джихадистов для борьбы в Сирии и снабжении их материально-техническими средствами. Шен ранее был заключенным в Гуантанамо, прежде чем его передали Турции в 2005 году.

Между тем, международные эксперты практически солидарны в мнении, что политика Анкары по наращиванию экспорта своих беспилотников вряд ли кардинально поменяется при любых вариантах исхода всеобщих выборов.  Совместный кандидат в президенты от турецкой оппозиции Кемаль Кылычдароглу 24 апреля  заявил, что в случае избрания на выборах 14 мая он продолжит поддерживать турецкую индустрию беспилотных летательных аппаратов. Тем самым он отступил от своих предыдущих комментариев, в которых предполагалось, что он был бы склонен поддержать больший государственный контроль в оборонной промышленности, что разозлило турецкую оборонную компанию Baykar, производителя беспилотников Bayraktar ТВ». «Почему мы должны прекращать [индустрию] беспилотных летательных аппаратов? Был ли создан местный оборонный сектор при [этом правительстве]? Оборонная промышленность — это национальный вопрос, а не партийный… Чем сильнее Турция в оборонной промышленности, чем больше она сидит за столом переговоров, тем больше она становится государством, демонстрирующим свою силу. Я говорю очень четко, оборонная промышленность — это национальный вопрос, а национальный вопрос не является предметом повседневной политики. Какой бы ни была ваша точка зрения, вы должны поддерживать оборонную промышленность. Но вы сделаете поддержку искренней. Вы не отдадите завод по производству поддонов для танков катарской армии, заявив, что поддерживаете ее», — заявил Кылычдароглу  во время митинга в городе Ушак.  Затем Кылычдароглу сказал, что посещал фабрику Baykar задолго до того, как ее глава Сельчук Байрактар женился на дочери президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Эрдоган частично проводит предвыборную кампанию, основанную на рекламе продукции местной оборонной промышленности, такой как легкий авианосец TCG Anadolu (по мнению некоторых экспертов, корабль не является ни первым в мире кораблем, на котором размещены беспилотники, ни авианосцем. Они даже заявляют, что многие критические испытания еще не завершены. Чтобы правительство Эрдогана могло устроить шоу перед выборами, корабль был задействован до окончания приемо-сдаточных испытаний, которые могут вызвать потом серьезные проблемы. К тому же этот корабль является очень условным продуктом местного производства, поскольку он был спроектирован испанской компанией Navantia и только построен на верфи Sedef в Турции -авт.), рекламируемый первый в мире беспилотник и самолеты местного производства. На прошлой неделе Кылычдароглу заявил, что ни одно государство не может доверять управление своей оборонной промышленностью исключительно частному сектору, добавив, что компания, производящая беспилотники, может продать свой бизнес иностранному лицу и покинуть страну. Его заявления на прошлой неделе не понравились частной турецкой компании Baykar, которая в последние годы сделала себе имя во всем мире благодаря своим проверенным в боях вооруженным беспилотникам, включая Bayraktar TB2. Экспорт составил 1,2 млн долларов, в том числе в страны НАТО. В настоящее время компания разрабатывает беспилотный истребитель под названием Kizilelma. Халук Байрактар, генеральный менеджер Baykar, негативно отреагировал на предположение о том, что они могут продать компанию и покинуть Турцию, настаивая, что этого никогда не произойдет. Это не первый случай, когда Baykar оказался в споре с Народно-республиканской партией Кылычдароглу. Сельчук Байрактар в прошлом году заявил, что смена правительства может заблокировать текущие проекты Baykar. В ответ Кылычдароглу сделал примирительный жест, посетив мероприятие Teknofest, организованное Baykar, где были продемонстрированы достижения оборонной промышленности Анкары.

56.19MB | MySQL:116 | 0,979sec