Американские и британские эксперты о процессе разрядки в ирано-саудовских отношениях. Часть 2

О растущем влиянии Китая в регионе Ближнего Востока рассуждают авторы статьи «Ирано-саудовская разрядка и «азиатизация» Персидского залива: Китай заполняет вакуум», опубликованной на сайте Вашингтонского Института Ближнего Востока. Авторами являются научный сотрудник Центра изучения Ближнего Востока в Тегеране Закие Азадшенос и профессор Центра арабских и исламских исследований Австралийского Национального Университета Алам Салех. Эксперты отмечают возросшую интенсивность ирано-саудовских дипломатических контактов. Уже в начале апреля король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз пригласил президента ИРИ Эбрахима Раиси посетить с официальным визитом КСА, и вице-президент Ирана Мокбер заявил, что приглашение с благодарностью принято. В свою очередь министр иностранных дел Ирана Амир Хосейн Абдоллахиан передал ответное приглашению саудовскому монарху посетить Иран.

Ирано-саудовскому соглашению предшествовала предварительная работа, проведенная руководством КНР.  В декабре 2022 года Председатель КНР Си Цзиньпин провел в Эр-Рияде саммит с главами государств ССАГПЗ. В конце февраля 2023 года прошел официальный визит в Пекин президента Ирана Эбрахима Раиси, в ходе которого наверняка обсуждались детали будущего соглашения. Тем самым Китай перехватил у США дипломатическую инициативу на Ближнем Востоке и стал у многолетних американских союзников более доверительным партнером, чем Вашингтон. Авторы статьи анализируют причины такого дипломатического успеха Пекина. По их мнению, он объясняется несколькими факторами.

Во-первых, рост геополитической конкуренции между великими державами.

Во-вторых, растущий потенциал региональных кризисов.

В-третьих, то, что у США и их партнеров уже не хватает ресурсов заниматься конфликтами вне Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.

По мнению экспертов, «мир становится все менее западным». Главной характеристикой постзападного мирового порядка является «текучий и ситуационный характер отношений между глобальными и региональными  державами, базирующийся на прагматизме, а не на идеологической общности». Китай в отличие от Соединенных Штатов установил хорошие отношения со всеми государствами Ближнего Востока.  Правительство КНР подписало соглашения о стратегическом партнерстве как с Ираном, так и с большинством аравийских монархий.

Проведенная Китаем сделка отражает стремление ближневосточных государств, включая аравийские монархии, воспользоваться появлением альтернативных глобальных держав в ущерб США и коллективному Западу. В течение десятилетий США оставались главным внешним актором на Ближнем Востоке, но их нежелание или неспособность решать региональные кризисы породили у местных элит желание повернуться в сторону Китая и России. Постепенный уход США из региона начался еще при администрации президента Барака Обамы, провозгласившего поворот в сторону Восточной Азии. Сыграло свою роль и динамично развивающееся торгово-экономическое сотрудничество между КНР и государствами Персидского залива. Экономисты прогнозируют, что торговля между Китаем и государствами ССАГПЗ вырастет к 2030 году на 60% и составит 578 млрд долларов. Кстати, говоря о долларах, авторы отмечают, что КСА перешла в своих расчетах за поставляемую в Китай нефть на юани, что вызвало крайне негативную реакцию США. Одновременно многие государства Персидского залива, в частности КСА стали снижать свою зависимость от США в сферах обороны и безопасности, развивая собственную оборонную промышленность. Саудовская Аравия начала в сотрудничестве с КНР производство собственных баллистических ракет, а ОАЭ предоставило китайцам порт для организации военной базы.

По мнению авторов статьи, для Ирана «азиатизация» Персидского залива является благословением. Иранские политики, особенно консервативного направления, считают, что экспансия Китая проходит в ущерб их давнему врагу – Соединенным Штатам. Тегеран приветствует развитие связей между КНР и странами ССАГПЗ и растущее китайское влияние в регионе. Прокитайские настроения иранских элит особенно усилились после одностороннего выхода США из СВПД в 2018 году и возобновления калечащих санкций. Иранские правящие элиты заключили, что США и их западные союзники не собираются признавать и уважать иранские интересы и озабоченность. В отличие от Запада Китай и Россия уважают Иран как региональную державу. В сентябре 2022 года китайцы поддержали вступление Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).

Дипломатическое посредничество Пекина между Тегераном и Эр-Риядом укладывается в стремление КНР играть более активную роль в международных отношениях и переформатировать мировой порядок на основе новой китайской внешнеполитической стратегии, провозглашенной в 2012 году. Ключевым элементом этой стратегии является общая, всеобъемлющая и устойчивая безопасность. Успешно выступив посредником при ирано-саудовском примирении, Китай проявил себя в качестве активного и ответственного глобального актора, разрешающего конфликты дипломатическими средствами. При этом Китай собирается распространить свою роль посредника и на другие регионы. В конце февраля с. г. МИД КНР опубликовал свой план урегулирования российско-украинского конфликта, состоящий из 12 пунктов. Эти инициативы призваны показать роль Китая как глобального миротворца в противовес США как мировому жандарму (1).

21 февраля 2023 года МИД КНР опубликовал «Глобальную инициативу безопасности». В этом документе декларируется, что Пекин будет продвигать политическое решение региональных конфликтов, побуждая конфликтующие страны    решать их с помощью диалога и коммуникаций. Этот документ содержит предложения в пяти пунктах по урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке. КНР имеет три всеобъемлющие соглашения о стратегическом партнерстве с разными государствами Персидского залива и четыре договора о стратегическом партнерстве. Очень интересной представляется инициатива Пекина  о проведении в конце 2023 года саммита лидеров Ирана и государств ССАГПЗ на китайской земле.

Роль Китая в дипломатическом прорыве 10 марта беспокоит Вашингтон. По окончании Второй мировой войны США были центральной глобально державой, вовлеченной в ситуацию в Персидском заливе. После холодной войны ни одно политическое урегулирование в регионе не происходило без участия Соединенных Штатов. Девестернизация Персидского залива и Ближнего Востока является, по мнению экспертов, результатом провалов США в регионе. Они выразились в неумении находить дипломатические способы решения конфликтов, соблюдать беспристрастность и проявлять гибкость. В отличие от мягкой силы Китая Вашингтон предпочитал решать проблемы военными интервенциями, экономическими санкциями и политическим давлением.

Ряд экспертов и аналитиков рассматривают вопрос о том, какое значение ирано-саудовская разрядка будет иметь для разрешения региональных конфликтов и кризисов на Ближнем Востоке. Бывший сотрудник Королевского Института вооруженных сил Великобритании Камаль Алам опубликовал статью под названием «Война в Сирии. После ирано-саудовской сделки может ли Китай стать ключом к миру?» (2). Британский эксперт пишет: «Хотя еще рано говорить о том, что ирано-саудовское соглашение станет прорывом в урегулировании конфликта между Ираном и Саудовской Аравией, продолжавшегося 40 лет, немедленным бенефициаром этого примирения стал сирийский президент Башар Асад, дипломатические позиции которого в регионе еще более усилились». В течение нескольких дней после сделки с Ираном саудиты анонсировали восстановление дипломатических отношений с САР. Президент Башар Асад совершил поездку в ОАЭ, последовавшую за состоявшимся в феврале 2023 года визитом в Оман. В начале апреля Дамаск посетил министр иностранных дел КСА принц Фейсал бен Фархан, который провел переговоры с сирийским лидером.

  1. Iranian-Saudi detente and «Asianization» of the Persian Gulf: China fills the gap | Middle East Institute (mei.edu)
  2. Syria war: After Iran-Saudi deal, could China be the key to peace? | Middle East Eye
55.98MB | MySQL:116 | 0,790sec