Посредническая роль Турции в урегулировании иранской ядерной проблемы

Накануне двухдневной встречи Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), проходившей 26-27 ноября в Вене, глава турецкого внешнеполитического ведомства Ахмет Давутоглу провел активную «телефонную дипломатию». Обсудив по телефону ядерную программу Ирана со своими коллегами из США, Великобритании, Франции и Германии министр иностранных дел Турции направился в Тебриз для переговоров с иранским руководством, после чего А. Давутоглу вновь связался с главами внешнеполитических ведомств западных стран и проинформировал их о результатах тебризских дискуссий.(1)

Кроме того, 26 ноября в Стамбуле за закрытыми дверями состоялась встреча между представителями Турции и «тройки ЕС», на которой с турецкой стороны приняли участие А. Давутоглу и главный переговорщик с ЕС госминистр Эгемен Багыш. Брюссельскую «тройку» представили министр иностранных дел председательствующей в ЕС Швеции Карл Бильдт, испанский госсекретарь по делам ЕС Диего Лопес Гарридо и глава делегации ЕС в Анкаре Марк Пьерини. В ходе этой встречи основное внимание также было уделено ядерным инициативам Ирана.(2)

Чем вызваны последние внешнеполитические действия Анкары в отношении иранской ядерной программы и связаны ли они со строительством в Турции атомной электростанции?

Напомним, что, приняв участие в объявленном в марте прошлого года тендере на строительство в Турции на побережье Средиземного моря первой турецкой атомной электростанции, российско-турецкий консорциум, в состав которого вошли ЗАО «Атомстройэкспорт», «Интер РАО ЕЭС» и турецкая компания «Park Teknik», оказался единственным участником, представившим в срок весь пакет необходимых документов, удовлетворяющий условиям тендерной комиссии. Турецким агентством по атомной энергетике (TAEK) было рассмотрено содержание технологического пакета консорциума и 19 декабря 2008 г. им была одобрена предложенная консорциумом технология по проекту «АЭС-2006».(3) Предусматривалось сооружение четырех реакторов ВВЭР мощностью по 1200 МВт каждый.(4)

На проведенном с 12 по 15 февраля 2009 г. в Москве турецко-российском деловом форуме были обсуждены наиболее значимые вопросы реализации этого проекта. В августе 2009 г. в ходе официального визита премьер-министра РФ Владимира Путина в Анкару вновь была подчеркнута важность строительства первой в Турции АЭС.(5) В начале мая с.г. министерство энергетики Турции направило предложение консорциума на утверждение правительству. Распоряжение об утверждении проекта было вынесено, но его исполнение было частично приостановлено Высшим административным судом Турции (ВАСТ). Согласно турецкому законодательству, судебный вердикт, вынесенный ВАСТ, может быть опротестован. Однако реакции официальных турецких лиц на решение суда все еще не было. Согласно сообщениям в турецких СМИ, позиция ВАСТ основана на «отсутствии необходимости ввергать Турцию в авантюру, связанную с производством электроэнергии на атомных электростанциях».(6)

Учитывая то, что 67 % потребляемых в год энергоресурсов Турция вынуждена импортировать и тот факт, что развитие мирного атома способно в огромной степени удовлетворить энергетические потребности турецких граждан, невольно навязывается вопрос: в интересах ли Турции растягивать время реализации достигнутых с Россией договоренностей?

В декабре в Россию прибывает министр энергетики Турции Танер Йылдыз. О целях его визита пока не сообщается.(7) Но не является ли решение ВАСТ о частичном приостановлении правительственного распоряжения дополнением к внешнеполитическому курсу Турции в энергетической сфере?

С другой стороны известно, что, согласно директору МАГАТЭ Мухаммеду аль-Барадеи, переговоры с Ираном по ядерной программе зашли в тупик. США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия («шестерка») рассчитывают договориться с Тегераном о поставках оттуда большей части обогащенного урана и о возвращении его обратно Тегерану в виде ядерного топлива. Однако иранские власти настаивают на дообогащении урана в своей стране.(8)

Между тем, глава МАГАТЭ отвергает требование Тегерана о внесении изменений в договор, согласно которому Ирану предлагается отправлять низкообогащенный уран для дальнейшей переработки за границу. 25 ноября он сообщил, что встречное предложение иранского руководства об обмене урана на топливо для реактора на территории Ирана является неприемлемым. Глава МАГАТЭ заявил, что отправка урана за пределы Ирана является ключевым фактором в снятии обеспокоенности международного сообщества в связи с иранской ядерной программой. Тегерану предложили отправлять уран для его реактора на обогащение за границу.(9) В ответ Иран заявил, что принципиально не возражает против этого, однако требует неких «гарантий».

Среди возможных партнеров Ирана по дообогощению иранского урана и гаранта недопущения его превращения в ядерное топливо, которое впоследствии может быть использовано в военных целях, выступают Россия и Турция. Возникновение некоторого охлаждения связей между Ираном и Россией из-за компромиссов Москвы с Западом по иранской ядерной программе способствует сближению Тегерана с Анкарой. Не следует забывать, что иранское руководство недавно расторгло контракт с Россией на запуск коммуникационного спутника, который теперь будет выведен на орбиту Италией. Незадолго до этого иранское руководство критиковало Москву за задержку поставок зенитно-ракетных комплексов С-300. Причем свое разочарование российским партнером Тегеран высказывает достаточно громко. Достаточно упомянуть лишь выступление иранского депутата с заявлением о том, что России доверять нельзя и что сроки поставок ракет могут затянуться еще лет на 200.(10)

В этой ситуации Иран крайне заинтересован в поиске альтернативного партнера, в роли которого и рассматривается Анкара. Причем, не малую роль играет и то, что, несмотря на свою самостоятельную внешнюю политику, руководство Турции, в целом, сумело сохранить приемлемые отношения с Западом, прежде всего с США. Это связано, прежде всего, с геополитическим значением Турции в регионе. А турецкое осуждение Израиля за агрессию в Газе, несомненно, способствовало укреплению авторитета Анкары среди мусульманских стран. К тому же открывается возможная перспектива совместной турецко-иранской деятельности на постсоветском пространстве, что, по большому счету, соответствует интересам Запада.

Все это позволяет Ирану рассматривать Турцию в качестве посредника в диалоге с арабами-суннитами, и, что особенно важно, с Западом. Последние шаги Анкары в этом направлении следует рассматривать именно как проявление стремления выступить в качестве посредника в урегулировании разногласий между Ираном и западными странами по иранской ядерной программе. А уступки России Западу по иранской ядерной программе способны привести к нежелательным последствиям на южном направлении внешней политики нашей страны.

Усилия Турции, направленные на создание условий для дообогащения иранского урана в мирных целях на ее территории вызваны некоторыми причинами, среди которых следует выделить следующие: во-первых, это придаст дополнительный импульс сотрудничеству Турции с Ираном, создаст ассиметричные отношения в пользу турецкого государства, что приведет к повышению роли и значения Турецкой Республики в регионе; во-вторых, сформировав партнерские отношения с Ираном в сфере производства атомной энергии, турецкое руководство рассчитывает на существенную поддержку со стороны Запада, крайне заинтересованной в таком развитии событий, что в свою очередь отвечает экономическим и геополитическим интересам Турции; в-третьих, развитие турецко-иранских отношений облегчит задачи поставок традиционных энергоресурсов как в саму Турцию, так и в Европу; в-четвертых, активные внешнеэкономические связи между двумя государствами послужат развитию турецких юго-восточных районов, где проживает преимущественно курдское население, что естественным образом окажет позитивное влияние на мирное разрешение «курдского вопроса».

1) Zaman, 26.11.2009.

2) Milliyet, 27.11.2009.

3) www.iimes.ru/rus/stat/2008/21-05-08.htm

4) www.atomic-energy.ru

5) www.rg.ru/2009/02/17/aes-turciya-anons.html

6) www.vz.ru/news/2009/11/20/351008.html

7) Cumhuriyet, 25.11.2009.

8) Hurriyet, 27.11.2009.

9) www.vesti.ru // 25.11.2009.

10) www.ng.ru // 17.11.2009.

52.21MB | MySQL:103 | 0,470sec