О развитии ситуации перед всеобщими выборами в Турции

Исход всеобщих выборов в Турции, которые предстоят 14 мая, решат молодежь и неопределившиеся. По данным свежего социологического опроса, именно от этих категорий избирателей будет зависеть, сумеет ли Р.Т.Эрдоган обойти своего главного конкурента, лидера оппозиции К.Кылычдароглу. Чтобы заручиться дополнительной поддержкой, турецкие политики используют разные способы. Высшая избирательная комиссия страны закончила 11 апреля рассмотрение на предмет соответствия законодательству заявок кандидатов на участие в парламентских выборах. Сформированы предвыборные списки. Основная борьба за парламент развернется между оппозиционным Millet ittifakı («Национальный альянс»), иначе именуемым «Столом шести», по числу входящих в него партий, и пропрезидентской коалицией, ведомой правящей Партией справедливости и развития (ПСР).

Газета Hürriyet опубликовала результаты свежего опроса, проведенного социологической службой Optimar. По нему выходит, что Р.Т.Эрдоган и К.Кылычдароглу имеют примерно равные шансы, но у Эрдогана их чуть больше – за него собираются проголосовать 45,9% опрошенных. За Кылычдароглу – 43,9%. Такой разрыв между ними, по опросам Optimar, сохраняется уже второй месяц. Однако процент турок, считающих, что Эрдоган все-таки победит, как выяснилось, значительно больше собирающихся за него голосовать. 53,4% убеждены, что он переизберется. А вот в победу Кылычдароглу верят лишь 42,1%. При этом все социологические службы, даже откровенно симпатизирующие кому-либо из кандидатов, едины в том, что неопределившихся избирателей много и что явка молодежи на этих выборах будет как никогда высокой. Все это делает результат голосования непредсказуемым.

Под предвыборным углом сейчас стоит рассматривать заявления и действия турецких чиновников – в частности, нашумевшее интервью телеканалу A-Haber, которое дал министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу. В самой Турции и, конечно, у западного соседа страны чаще всего обращают внимание на выпад против Греции, который сделал глава турецкого МИДа. Он опять вспомнил о том, что в Эгейском море есть спорные территории «с неопределенным суверенитетом». С момента турецкого землетрясения власти двух стран негласно обязались воздержаться от нападок друг на друга. Теперь «дипломатия землетрясений» определенно закончилась. Р.Т.Эрдоган борется за голоса националистически настроенных турок, сторонников жесткости во внешней политике, которых много среди неопределившихся. Поэтому мягкость по отношению к Греции он демонстрировать не хочет.

Но и лишний раз сердить главного союзника, США, турецкий лидер тоже не желает. Вероятно, как признание этого факта нужно расценивать вызвавшую наибольший резонанс в России часть интервью М.Чавушоглу. Министр сказал, что «в данный момент не планируется ни визит Эрдогана в РФ, ни визит Путина в Турцию». Это не согласуется со словами турецкого лидера, который в конце марта допустил, что российский президент, «возможно, тоже приедет» в страну на открытие АЭС «Аккую».

Сам же лидер оппозиции в ближайшее время будет сосредоточен на решении многих задач, главные из которых – обеспечение единства «Стола шести» и поиск союзников. Решающий голос на выборах может обеспечить прокурдская Партия демократии народов (ПДН), которая не выставила своего кандидата в президенты. По данным опроса MetroPoll, около 80% избирателей в курдских районах готовы поддержать Кылычдароглу. Однако, если ПДН выступит против него, курды скорее всего голосовать не будут, и во втором туре победит Эрдоган. Для уверенной победы Кылычдароглу нужно большее, чем нейтралитет в его пользу от этой партии. А альянс с ПДН может отпугнуть избирателей – турецких националистов. В оставшееся до выборов время Кылычдароглу будет решать эту нелегкую дилемму.

Подводя итог вышесказанному, выделим несколько моментов, которые позволят предположить, что в качестве президента в ходе предстоящих выборов будет выбран именно Р.Т.Эрдоган:

  1. Страна значительно повысила свой статус на международной арене и не собирается на этом останавливаться. Вырос и уровень жизни в Турции, это заметили даже обычные туристы, приезжающие на турецкие курорты, не уступающие топовым мировым местам отдыха.
  2. Весьма перспективная и самобытная экономика Турции переживает период расцвета. Эксперты называют это настоящим чудом, которое началось в двухтысячных годах с провозглашением нового экономического курса. В Турции были открыты свободные экономические зоны. Компаниям, производящим более 85% своих товаров на экспорт, государство предоставило мощные преференции. Инициативами Р.Т.Эрдогана был укреплен контроль над национальной денежной политикой. Немалую роль в этом сыграло сокращение ресурсов бюрократии.
  3. Сегодня турецкая продукция на мировом рынке считается привлекательной даже с учетом логистических издержек, хотя импорт еще превышает экспорт. Экономисты объясняют это сохранившейся зависимостью от энергоносителей. В данном направлении предпринимаются все необходимые шаги. Парламент Турции запустил процедуру внесения поправок в законодательство, которые необходимы для начала работы международного газового хаба. С началом работы хаба деятельность компаний значительно ускорится и упростится.
  4. Благодаря инвестициям в диверсификацию энергетики и хорошим отношениям с соседями, у которых она импортирует природный газ, Турция стала третьей по дешевизне страной членом-НАТО.
  5. За 20 лет заметно поднялся военно-промышленный комплекс Турции. Правительство намерено довести общий бюджет предприятий оборонной промышленности страны до 75 млрд долл. Учитывая особенность данной отрасли, можно сказать, что ее развитие позволит предоставить большое количество рабочих мест для турецких технических специалистов.
  6. Власти не ослабили внимание и к сфере туризма. Р.Т.Эрдоган заявил, что его страна полна решимости стать центром медицинского туризма.
  7. Серьезная модернизация была проведена за 20 лет и во внешней политике. Изначально стратегической целью была намечена интеграция Турции в Евросоюз. Турция, без сомнения, стала бы там одним из ведущих определяющих игроков. Однако европейская сторона особого энтузиазма не проявила, что привело Анкару к переоценке договороспособности Евросоюза. В настоящее время Турция стала ключевой державой Западной Азии на стыке евразийского пространства и Средиземноморья, это своеобразный мост между Востоком и Западом. Особенно мощно позиции Турции укрепились в результате ее стремления к сотрудничеству с соседними странами. Доктрина «ноль проблем с соседями» и по сей день остается основополагающей во внешней политике. Изучая внешнюю политику Турции сейчас сложно даже представить, чтобы как региональные, так и международные проблемы решались без участия Турции.
55.15MB | MySQL:108 | 0,469sec