Землетрясение в Турции и внутренняя политика. Часть 3

Мощное землетрясение в Турции 6 февраля 2023 года стало одной из поворотных точек в жизни страны. Значительные потери человеческих жизней и разрушения, затронувшие юго-восток страны, стали небывалыми по своим масштабам в новейшей истории Турецкой Республики.

Продолжаем анализировать влияние землетрясения на внутриполитическую обстановку в Турции в преддверии выборов президента и депутатов Меджлиса 14 мая 2023.

Часть 2 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=97602.

Напомним, в Частях 1 и 2 нашей серии статей мы рассмотрели оценки масштабов случившегося землетрясения, экономическое положение в стране на момент катаклизма, обещаниях правящей Партии справедливости и развития с 100-летнему юбилею Турецкой Республики, акцентах, расставляемых ПСР в преддверии единого дня голосования 14 мая. Также нами была рассмотрена программа оппозиционного Национального альянса и те основные тезисы, которые выдвигались оппозицией до землетрясения 6 февраля.

После произошедшей трагедии внимание действующей власти, включая лично президента Эрдогана и членов его правительства приблизительно на два месяца оказалось сконцентрировано на запуске процесса ликвидации последствий землетрясения с привлечением Вооруженных сил страны и с демонстрацией своего постоянного личного присутствия в регионе.

Действуя в обстановке возникших «гнева и боли» в турецком обществе, турецкий президент попросил у избирателей 1 год на то, чтобы полностью ликвидировать все последствия.

Выступая в одном из пострадавших от землетрясения городов – Шанлыурфе, президент Р.Т.Эрдоган заявил следующее: ««Я верю, что мы завершим этот процесс, а это означает строительство сотен тысяч домов с их инфраструктурой, в короткие сроки. Я прошу у вас 1 год. Мы построим эти сооружения в течение года, и мы осуществим их возрождение»[i].

В дальнейшем, путешествуя по всем провинциям и крупным городам, пострадавшим от землетрясений, президент Эрдоган в своем аккаунте в социальной сети Twitter публиковал и соответствующие обещания восстановления, применительно к каждому району своей поездки. Публиковались они в виде одностраничных карточек, содержащих конкретные обещания с факсимиле турецкого лидера в конце документа.

Параллельно восстановительным работам, в стране стали проводиться массовые задержания недобросовестных застройщиков, именно на которых действующим руководством страны была возложена вина за беспрецедентный размах разрушений.

16 марта 2023 года министр юстиции Турции Бекир Боздаг объявил о том, что в рамках дела о недобросовестном строительстве из 1219 подозреваемых задержано 284 человека[ii]. В каждой провинции Турции в прокуратуре, был создан отдельный специальный отдел для расследования причин разрушения зданий в ходе землетрясения, в том числе, из состава новой застройки.

К 17 апреля 2023 года статистика выглядела следующим образом[iii]:

  • Выявлено 1552 подозреваемых в 11 городах.
  • Были арестованы 332 подозреваемых, в том числе 109 подрядчиков, 173 прораба и 18 владельцев зданий.
  • Под подписку было освобождено 566 подозреваемых. 128 подозреваемых были освобождены.
  • Выданы ордера на арест 355 подозреваемых и ордера на задержание 96 подозреваемых.
  • Установлено, что 74 подозреваемых погибли, четверо из них находятся за границей.

Таким образом, в предвыборной кампании действующей в Турции власти, произошло существенное изменение: власть выступила с заявлением о том, то последствия землетрясения будут ликвидированы в течение 1 года. Кроме того, ответственность за произошедшее была возложена на недобросовестных строителей.

Тем не менее, приблизительно к концу апреля – началу мая 2023 года, острота темы землетрясения в информационном пространстве начала спадать, и Партия справедливости и развития вернулась к изначально определенному курсу предвыборной кампании – борьба за независимость, антизападничество, национальные проекты.

Громких процессов по делу недобросовестных застройщиков с широким публичным освещением организовано не было. Отчасти это можно объяснить тем, что постановка вопроса о недобросовестных застройщиках неизбежно должна была вести к вопросу об отсутствии должного государственного контроля и о так называемых «строительных амнистиях», которые практикуются в Турции c 1984 года. Иными словами, акцент на недобросовестных застройщиках приведет к эскалации вопросов в сторону самой действующей власти. Последняя была настроена, напротив, обратить взгляд избирателей в будущее, демонстрируя быстрые темпы развертывания работ в регионе.

Тем более, что вопреки призывам действующей власти к примирению и отказу от политизации вопроса землетрясения, турецкая оппозиция без промедления обрушилась с критикой на действующую власть.

Оппозиция отказалась «деполитизировать» вопрос, расценивая масштаб последствий землетрясения как очередное проявление «банкротства власти», что автоматически сделало тему землетрясения частью предвыборной кампании.

Уже 11 февраля, то есть, буквально 5 дней после землетрясения, глава крупнейшей оппозиционной Народно-республиканской партии Турции Кемаль Кылычдароглу выступил с заявлением. В нем он, в частности, отметил следующее:

«Этой стране нужен новый порядок, мой народ. Наш менталитет должен измениться. Дорога впереди будет очень долгой. Дорога — очень ухабистая, подъем будет очень крутым. Как они сказали, мы не можем добраться туда, куда нам нужно, за год или около того. Мы подошли к моменту, когда мы не можем справиться обходными путями. Самое больное, что пострадали наши ценности, которые делают нас теми, кто мы есть, мой народ. Высокомерие, воровство, ссоры из-за ренты, эгоизм. Мы должны покончить с ними немедленно, они подорвали дух Турции. Теперь мы должны установить совершенно новый порядок, в котором жадность закончится, а ресурсы будут принадлежать всему нашему народу, а не только небольшому меньшинству.

И поверьте, это — не просто смена власти, нужны большие перемены. Мы должны создать очень мощное изменение, исправляя каждое из наших поврежденных значений одно за другим. Мы должны вырваться и построить сильное социальное государство, социальное государство, которое никогда не забывает, что существует для своих граждан. Мы сделаем это вместе, я надеюсь, мы больше не будем испытывать такую ​​боль по предотвратимым причинам, пусть это будет конец»[iv].

Важным следствием землетрясения стали широко распространившиеся в турецком населении настроения о необходимости запрета продажи жилья иностранцам.

Этот феномен для открытой для иностранцев Турции ещё предстоит проанализировать, однако социология его подтверждает, причем подтверждает распространение этих настроений среди населения вне зависимости от их политических предпочтений.

В частности, согласно данным февральского опроса, проведенного социологической компанией Metropoll, 78,8% опрошенных согласились с тем, что «продажи домов иностранцам должны быть запрещены», 18,7% с этим утверждением не согласились, а 2,5% — не ответили или затруднились с ответом.

С немедленным заявлением выступила председатель Хорошей партии Турции, которая является одним из двух крупнейших соучредителей оппозиционного Национального альянса, Мераль Акшенер[v]: «Продажа земли и недвижимости иностранцам должна быть запрещена на всей территории Турции, в первую очередь начиная с Хатая. Мы обязательно будем следить за этим, жители Хатая понимают, что я имею в виду». Это можно считать официальной позицией «стола на шестерых».

Хотя, по понятным причинам, «турецкий Ганди», кандидат от Национального альянса на пост президента страны Кемаль Кылычдароглу от подобных заявлений воздержался, однако, прозвучало заявление от спикера его Народно-республиканской партии Файка Озтрака: «Мы настаиваем на том, чтобы ввести мораторий на 5 лет на продажу жилья иностранцам»[vi].

Аналогичных взглядов придерживаются и другие оппозиционные лидеры. В частности, Мухаррем Индже, глава вновь образованной Партии «Отечество» и один из четырех кандидатов, принимающих участие в выборах президента Турции, выступил с призывом о немедленной остановке продажи жилья иностранцам: «Из-за землетрясения и так существующая потребность в жилье ещё больше выросла. Продажи жилья иностранцам должны быть немедленно остановлены»[vii].

Необходимо отметить, что настроения в турецком обществе по необходимости запрета продажи жилья иностранцам вызревали не сразу. Им предшествовало переселение в Турцию 4 млн сирийских беженцев в результате гражданской войны в Сирии. Сентябрь 2022 года был отмечен массовым прибытием граждан России, после объявления в РФ частичной мобилизации – в первую очередь, в туристические районы страны на побережьях Средиземного и Эгейского моря.

На массовость прибытия россиян, с последующим ростом цен на аренду квартир, вызвавшим недовольство у местного населения, турецкому руководству пришлось отреагировать ужесточением правил выдачи туристических видов на жительство гражданам РФ. И, как можно судить, лишь только потом эти настроения оформили свою устойчивость после землетрясения 6 февраля 2023 года.

В результате, тема запрета продажи жилья иностранцам стала одной из важных на выборах президента и парламента 2022 года.

Самым громким обещанием от турецкой оппозиции после землетрясения стало обещание предоставления всем пострадавшим, абсолютного бесплатно, нового жилья вместо разрушенного.

1 апреля в своем Твиттер-аккаунте глава турецкой оппозиции Кемаль Кылычдароглу опубликовал видео-обращение, в котором заявил следующее: «Я буду следовать тому, что говорит Конституция по поводу жилья. Мы бесплатно предоставим жилье гражданам, пострадавшим от землетрясения… Мои рассуждения о бесплатном жилье – это не обещание. Это – обязательство, обязанность, необходимость. Не будет такого понятия как 20-летний долг»[viii].

Реакция на эти обещания, которые были сочтены популистскими, со стороны действующего руководства страны прозвучала от министра окружающей среды, урбанизации и изменения климата Мурата Курума:

«С одной стороны есть лидер, который перестраивает 695 000 жилых домов.

С другой стороны, есть Национальный альянс, Кылычдароглу, который всегда прикрывается оправданиями и всегда принимает участие в клевете и полемике.

С одной стороны, есть мировой бренд, который построил 1 млн 200 тысяч домов, и перестроил 3,3 млн жилых домов для своей нации за 21 год. Есть мировой лидер. Есть Реджеп Тайип Эрдоган.

С другой стороны, есть Кылычдароглу, который сегодня разбрасывается народу обещаниями, у него все равно нет корзины за спиной, он не сдержал ни одного из своих обещаний.

Он собирался бесплатно раздать жилье. Почему не раздаешь? Кто-нибудь держит тебя за руку?»[ix]

Итак, какие промежуточные выводы к выборам 14 мая 2023 года, в связи с землетрясением можно сделать, применительно ко внутренней политике можно сделать?

  1. Землетрясение 6 февраля оказало влияние на ход избирательно кампании действующей в Турции власти, перефокусировав её с вопросов международной повестки и национальных проектов, на внутренние вопросы страны, включая экономику, безопасность, и благосостояние граждан.
  2. Землетрясение дало ещё один мощный рычаг давления оппозиции на действующую в Турции власть и знаменовало собой запуск оппозицией своей избирательной кампании на фоне откровенной слабости и популизма программы объединенной оппозиции.
  3. Турецкая власть – президент Р.Т.Эрдоган и его Партия справедливости и развития на период вплоть до середины апреля, то есть, около двух месяцев, вели свою избирательную кампанию как серию обещаний по каждой пострадавшей провинции – населенному пункту по восстановлению разрушенной инфраструктуры. Властью были обещаны льготы по получению нового жилья, включая как вопросы ценообразования, так и предоставления кредитов.
  4. Турецкая оппозиция в лице кандидата на пост президента страны от Национального альянса, председателя Народно-республиканской партии Турции Кемаля Кылычдароглу, пообещал турецкому населению, пострадавшему от землетрясения, полностью бесплатное жилье, что стало одним из самых громких обещаний его предвыборной кампании.
  5. Землетрясение ознаменовало резкую смену настроений в турецком обществе по отношению к продаже иностранцам жилья в стране. Как показали социологические опросы, заметное число опрошенных придерживаются той точки зрения, что продажи жилья иностранцам должны быть остановлены либо вообще, либо на определенный период.
  6. В целом, землетрясение стало фактором, чье влияние на исход выборов должно стать весьма значительным. Судя по всему, турецкой власти может удастся снизить негативный эффект землетрясения, однако, развернуть в сторону от себя «гнев и боль» турецких избирателей, невозможно. В этом смысле, турецкая оппозиция получила достаточно серьезное дополнительное преимущество.

Турецкая социология в преддверии выборов испытывала очевидные затруднения с тем, чтобы дать непротиворечивый прогноз на их результаты. Большинство прогнозов сходились во мнении о том, что определить президента страны в первом туре голосования 14 мая, что предполагает набор более 50% голосов, не удастся. При этом, прогнозы отдавали преимущество в первом туре голосования с тем или иным отрывом кандидату от оппозиции, председателю НРП Кемалю Кылычдароглу. Второй тур голосования на турецких выборах, при этом, если он случится, пройдет под влиянием, как минимум, двух вводных: 1) результаты голосования за депутатов Великого национального собрания (Меджлиса) Турции, 2) результаты третьего и четвертого кандидатов в президенты Мухаррема Индже и Синана Огана и их позиция по тому, в пользу кого призвать отдать голоса своих избирателей.

7 мая известная турецкая социологическая компания AR-G Araştırma опубликовала следующие результаты опроса общественного мнения[x].

Президентские выборы: Кемаль Кылычдароглу – 49,1%, Реджеп Тайип Эрдоган – 46,4%, Мухаррем Индже – 2,3%, Синан Оган – 2,2%. С учетом того, что ни один из политиков не набрал необходимых для победы 50% голосов + 1 голос, выборы переходят во второй тур, который состоится 28 мая. Во втором туре голосования Кемаль Кылычдароглу, с небольшим разрывом, побеждает действующего президента Р.Т. Эрдогана – 50,8% голосов против 49,2%. И, таким образом, согласно опросу общественного мнения, Кемаль Кылычдароглу становится новым президентом страны.

Что касается парламентских выборов, то здесь прогноз компании выглядит следующим образом.

В составе правящего Народного альянса: Партия справедливости и развития – 33,3%, Партия националистического движения – 6,8%

В составе оппозиционного Национального альянса: Народно-республиканская партия – 31,1%, Хорошая партия – 13,1%

Таким образом, если не рассматривать миноритариев, то получается следующий расклад: Народный альянс – 40,1%, Национальный альянс – 44,2% голосов.

Прокурдская Партия демократии народов получает 9,3% голосов.

Таким образом, согласно опросу компании, Национальный альянс, получивший большинство на парламентских выборах, приступает к формированию правительства. Президент Кемаль Кылычдароглу формирует его состав и передает на согласование в Меджлис. Далее в Меджлисе появляется возможность его согласовать, используя партнерство между оппозицией и прокурдской Партией демократии народов.

Впрочем, насколько реализуется данный сценарий, пусть и самый распространенный среди оценок турецких социологов, сказать доподлинно нельзя. Турцию ожидают самые противоречивые и непредсказуемые выборы за последние два десятилетия.

[i] https://sputniknews.com.tr/20230211/cumhurbaskani-erdogan-sizlerden-bir-yil-sure-istiyorum-bu-insaatlarin-insasini-yapacagiz-1066896188.html

[ii] https://www.ntv.com.tr/turkiye/deprem-sorusturmalarinda-284-kisi-tutuklandi,HzDG0UYLo0GXARaWkUhZfQ

[iii] https://www.diken.com.tr/muteahhit-avi-sehir-sehir-gozalti-ve-tutuklamalar/

[iv] https://twitter.com/kilicdarogluk/status/1624528727941185537

[v] https://www.haberturk.com/son-dakika-iyi-parti-lideri-aksener-yabanciya-toprak-ve-mulk-satisi-hemen-yasaklanmali-3564784

[vi] https://www.dunya.com/gundem/chpden-aciklama-yabanciya-konut-satisi-5-yilligina-durdurulsun-haberi-686838

[vii] https://twitter.com/vekilince/status/1624398040260911105

[viii] https://medyascope.tv/2023/04/01/kilicdaroglu-konutlari-deprem-bolgesindeki-yurttaslarimiza-ucretsiz-teslim-edecegiz/

[ix] https://www.cumhuriyet.com.tr/siyaset/bakan-kurumdan-chpye-belediyelerinize-bedava-konut-talimati-verin-yapamazlar-2071854

[x] https://twitter.com/ArastirmaG/status/1655298384683491332

55.2MB | MySQL:108 | 0,635sec