О последствиях ареста бывшего премьер-министра Пакистана Имрана Хана

Бывшему премьер-министру Пакистана Имрану Хану и его партии  «Техрик-е-Инсаф» (PTI) были предъявлены обвинения в терроризме и коррупции. Это произошло после того, как нынешнее коалиционное правительство во главе с Шехбазом Шарифом в марте начало подавление PTI. В то время сторонники партии собирались провести митинг в Лахоре перед началом избирательной кампании в провинциях Пенджаб и Хайбер-Пахтунхва. Пакистанские власти в конечном итоге арестовали Имрана Хана в Высоком суде Исламабада 8 мая в рамках дела о коррупции, по которому он присутствовал на слушаниях. Его арест вызвал протесты по всему Пакистану. Против Имрана Хана и руководства его партии возбуждены десятки судебных дел. Многие лидеры и активисты PTI были задержаны по различным обвинениям, включая терроризм. Например, среди арестованных есть бывший министр в кабинете Имрана Хана Фавад Чаудхари, еще один бывший министр Шейх Рашид, племянник Имрана Хана Хасан Ниази и бывший депутат Али Заиди. В конечном счете, обвинения в терроризме Имрана Хана, его партии и ее сторонников отражают цель отодвинуть политика на второй план перед предстоящими национальными выборами, которые состоятся после июля, когда подойдет к концу пятилетний срок полномочий нынешнего Национального собрания. В сложившейся ситуации остается актуальным вопрос, приведет ли стратегия подавления Имрана Хана и PTI к обратному результату, и если да, то может ли этот шаг спровоцировать эскалацию насилия в Пакистане. Масштаб протестов, последовавших за арестом бывшего премьера, позволяет предположить, что такое возможно, поскольку заключение под стражу только повысило популярность Имрана Хана среди его сторонников. Обвинения в терроризме, выдвинутые против Имрана Хана и его партии, включают следующее:

– Полиция Исламабада арестовала 316 сторонников бывшего премьера за предположительное нападение на полицейских и организацию беспорядков возле Федерального судебного комплекса, когда Имран Хан появился там 18 марта на судебном слушании. Столичная полиция также подала Первый информационный отчет (первый этап следственного процесса в Пакистане), который включал обвинения в терроризме против Имрана Хана и высшего руководства PTI;

– Нынешнее правительство Шахбаза Шарифа заявило в пресс-релизе, что PTI была «не политической партией, а кликой боевиков, обученных запрещенными формированиями, в отношении которых есть свидетельства и доказательства, поэтому было решено принять меры против них в соответствии с законом»;

– Амир Мир, министр информации временного правительства провинции Пенджаб, сообщил на пресс-конференции, что некоторые боевики из провинции Хайбер-Пахтунхва, которые принадлежали к группировке «Техрик-е-Нафаз-е-Шариат-е-Мохаммади» (TNSM) и были близки к ее покойному основателю Суфию Мохаммаду, были замечены возле резиденции Имрана Хана. До своей смерти в 2019 году Суфий Мохаммад был радикальным исламистским идеологом и полевым командиром из долины Сват, который основал TNSM для введения законов шариата на территории Пакистана. Сообщалось, что на пике деятельности TNSM в 2007–2008 гг. под руководством Суфия Мохаммада находилось 3000 боевиков движения «Талибан» (запрещено в РФ).

Около десятка политических партий в правящей коалиции являются конкурентами PTI. Теперь они столкнутся с политическими препятствиями, борясь с возглавляемой Имраном Ханом партией, которая в настоящее время является самой популярной в Пакистане и поэтому считается вероятным победителем на предстоящих выборах (которые, согласно конституции, должны состояться до 13 октября 2023 года). Таким образом, нельзя исключать возможность того, что обвинения в терроризме, выдвинутые против Имрана Хана и его партии, носят политический характер. Во время своего пребывания у власти Имран Хан всегда предпочитал добиваться перемирия с «Техрик-е-Талибан Пакистан» (ТТП, запрещена в РФ) путем переговоров, выступал против военных операций в племенных районах, где ТТП и союзные боевики пользовались убежищем. Из-за стремления администрации Имрана Хана к примирению с ТТП путем диалога критики наделили бывшего премьер-министра прозвищем «Талибан Хан». Бывший премьер также назвал «войну с террором» «американской войной» и раскритиковал администрацию бывшего президента генерала Первеза Мушаррафа. По словам Имрана Хана, присоединение генерала Мушаррафа к войне с терроризмом привело к гибели 80 000 пакистанцев и к колоссальным экономическим потерям. Из-за подобных взглядов и переговоров с ТТП Имран Хан стал легкой мишенью для своих политических соперников, которые клеймят его партию как «клику боевиков». Во время закрытого заседания Национальной ассамблеи командующий армией дошел до того, что заявил, будто бы всплеск насилия в Пакистане в 2023 г. был вызван политикой Имрана Хана в отношении ТТП. Тем не менее PTI полагается на судебную власть и Верховный суд в рассмотрении обвинений, выдвинутых против бывшего премьера. Так, в марте пакистанский суд уже освободил Имрана Хана под залог по делу, связанному с обвинениями в терроризме. Кроме того, действующее правительство, вероятно, хочет отсрочить выборы и использовать ограничения в сфере безопасности и финансовые ограничения в качестве оправдания задержки проведения выборов. Таким образом, проблемы в области безопасности стали более серьезными для нуждающегося в деньгах и политически нестабильного Пакистана. Нынешнее правительство обвиняет в терроризме Имрана Хана вместо того, чтобы стремиться к искоренению конкретных террористических угроз. Кроме того, репрессии против Имрана Хана и PTI перед выборами сыграли с действующим правительством злую шутку, поскольку только усилили симпатию общественности по отношению к Имрану Хану. Арестовав его, тем самым  правительство сформировало мученический образ бывшего премьера среди его сторонников.

55.15MB | MySQL:108 | 0,405sec