Иранские эксперты о нормализации отношений между ИРИ и Саудовской Аравией. Часть 4

Ирано-саудовское соглашение о нормализации отношений, заключенное в Пекине 10 марта с. г., и знаменующее прорыв в двусторонних отношениях после многолетней конфронтации, продолжает вызвать отклики и комментарии иранского экспертного сообщества. Иранские аналитики пытаются выяснить явные и скрытые причины готовности к компромиссу со стороны руководства Саудовской Аравии, а также импликации этого дипломатического достижения для Ирана и региона Ближнего Востока в целом. Иранское экспертное сообщество также озабочено тем, насколько прочными будут договоренности и как долго саудиты намерены придерживаться тактики разрядки напряженности в отношении Ирана. Исследуются также роль и место внешних акторов: Китая, США, России в процессе переформатирования международных отношений на Ближнем Востоке.

На сайте «Дипломасийе ирани» («Иранская дипломатия») опубликована статья одного из ведущих теоретиков международных отношений в Иране, профессора Тегеранского университета   Мохаммада Махди Мозахери «Преодоление экономических проблем невозможно без реформ внешней политики». По мнению иранского эксперта, в течение последнего десятилетия в иранской внешней политике доминировали две темы. Во-первых, усиление иранского геополитического влияния на Ближнем Востоке, продвигавшееся консервативными кругами и силовыми структурами. Во-вторых, попытки решить ядерную проблему и нормализовать отношения с Западом, продвигавшиеся командой Роухани-Зарифа. В настоящее время приоритетом внешней политики ИРИ должны стать нормализация отношений Ирана с соседними странами, расширение и углубление сотрудничество с ними, обеспечение  безопасного окружения.

Автор статьи сугубо положительно оценивает процесс нормализации отношений между ИРИ и Саудовской Аравией. Он считает эту нормализацию, состоявшуюся после семи лет конфронтации и разрыва дипотношений поворотным пунктом в новейшей истории внешней политики Ирана. Нормализация отношений между двумя крупнейшими ближневосточными государствами, по его мнению, будет способствовать безопасности и стабильности в регионе Западной Азии и национальным интересам Ирана. Эта нормализация смягчит противоречия в отношениях между двумя государствами, вызванные, по мнению Мозахери, идеологическими разногласиями и подстрекательством внешних сил, США и Израиля. В этом контексте необходимо добиваться полноправного членства Ирана в ССАГПЗ. В таком случае эта организация может стать одной из наиболее влиятельных в регионе и способствовать установлению в нем мира и стабильности.

Иранский эксперт считает, что необходим постоянный механизм консультаций между ИРИ и КСА по внешнеполитическим вопросам и региональным кризисам. В этом случае ИРИ и КСА, будучи крупнейшими государствами исламского мира, смогут превратить его в один из полюсов будущего многополярного мира. Нормализация ирано-саудовских отношений приведет также к установлению конструктивных связей ИРИ с другими арабскими государствами, включая ОАЭ, Бахрейн, Египет и Иорданию. Иранский аналитик считает, что улучшение отношений с Саудовской Аравией может привести к подрыву, а то и к полному краху «Соглашений Авраама» и недопущению присутствия «сионистского режима» на южных границах Ирана. Вместе с тем, Израиль, по его мнению, будет делать все, чтобы разрушить нынешние договоренности между Тегераном и Эр-Риядом либо ослабить их. К этому необходимо быть готовым и вырабатывать меры противодействия.

Другим крайне важным для внешней политики Ирана регионом Мохаммад Махди Мозахери считает Южный Кавказ. Основную проблему здесь представляет Азербайджан. Политику его руководства автор статьи называет «неконструктивной». Он прогнозирует, что в следующем году проблема армяно-азербайджанского конфликта и противостояния Баку Ирану станет ключевой в иранской внешней политике (1). Мозахери отмечает, что после Второй карабахской войны 2020 года азербайджанское руководство при подстрекательстве Израиля взяло курс на подрыв геополитических позиций Ирана в регионе Южного Кавказа. В случае, если проект Зангезурского коридора будет реализован, он перекроет сухопутную границу в регионе и нанесет значительный вред иранским политическим и экономическим интересам. Автор отмечает агрессивные установки азербайджанской политики по отношению к Ирану. Он упоминает о не до конца проясненном инциденте, произошедшем в начале 2023 года. 27 января 2023 года неизвестный проник в посольство Азербайджана в Тегеране, убил одного и ранил двух человек. Правительство Азербайджана оценило это как теракт и до минимума сократило дипломатическое представительство в ИРИ. По мнению иранского аналитика проблема отношений с Азербайджаном требует самого серьезного рассмотрения и нетривиальных решений.

Третьей серьезной проблемой в отношениях с соседними странами автор считает афганский кризис. По его мнению, движение «Талибан» показало свою недружественную позицию по отношению к ИРИ. Серьезное беспокойство вызывают дискриминация талибами женщин и шиитов, их подходы к образованию и шиитским медресе в Афганистане. Растет число пограничных инцидентов на ирано-афганской границе. По его мнению, движение «Талибан» проявляет свою враждебность к иранской культуре и цивилизации. Несмотря на это, нужен серьезный диалог с талибами и взаимодействие с ними по ряду вопросов. Однако такой диалог не должен носить характер поддержки талибов Тегераном. Это движение внесено в международный список террористических организаций, и его открытая поддержка будет означать удар по престижу Ирана.

На международном уровне автор считает главным вызовом для Ирана, как и в прошедшие годы, решение ядерной проблемы и возвращение к СВПД. Он рекомендует иранскому руководству сделать это как можно скорее. Санкции, наложенные на Иран, нанесли тяжелый удар по экономике ИРИ и способствовали снижению жизненного уровня населения. Еще одним необходимым шагом иранский эксперт считает ратификацию FATF (международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма), так как неприсоединение к ней Ирана способствует ухудшению имиджа этого государства.

В заключение статьи Мохаммад Махди Мозахери рекомендует правительству Ирана проводить сбалансированную политику по отношению к Востоку и Западу, не примыкая окончательно ни к одной, ни к другой стороне. В этом он следует завету Имама Хомейни «нашарги, нагарби, эслами» («ни Запад, ни Восток, а Ислам»). Западные элиты он считает в целом враждебными Исламской Республике, но в то же время признает, что ситуационное взаимодействие с ними в некоторых вопросах необходимо. Касательно превалирующей в настоящей время в политическом руководстве Ирана установки «поворота на Восток» он предупреждает, что Россия и Китай, заключая соглашения с Ираном и вроде бы помогая ИРИ, преследуют на деле свои интересы.

  1. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/2019243
55.94MB | MySQL:116 | 0,728sec