О перспективах американского военного присутствия на востоке Сирии

Президент Сирии Башар Асад 19 мая принял участие в саммите Лиги арабских государств (ЛАГ) впервые за 13 лет. То, что Асад будет присутствовать на 32-м совещании лидеров государств-членов ЛАГ в  Джидда (КСА), заблаговременно подтвердила его канцелярия. Это стало возможным после того, как организация не без вмешательства принимающей мероприятие Саудовской Аравии проголосовала за возвращение САР членства, отозванного на заре гражданского восстания. Готовность ближневосточных партнеров США восстановить статус Дамаска бросает вызов санкционной политике Белого дома на этом направлении. Эксперты считают, что в этих обстоятельствах параметры американского присутствия на востоке Сирии могут быть изменены.

Саммиту ЛАГ предшествовали переговоры на уровне министров иностранных дел стран-участниц. Глава МИД КСА Фейсал бен Фархан, выступая на открытии этого мероприятия, заметил, что современный мир «переживает серьезные испытания», которые требуют от Ближнего Востока единства. «Мы должны разработать новые механизмы для решения проблем, стоящих перед арабскими странами», – указал высокопоставленный саудовский чиновник.

Одной из тем саммита ЛАГ был вопрос о восстановлении сирийской инфраструктуры, пострадавшей от боевых действий. Арабские издания отмечают, что официальный Дамаск сейчас в крайней степени сконцентрирован на возможности привлечения инвесторов на свою сторону. Встреча в саудовской Джидде с участием Б.Асада была созвана вопреки сохраняющейся внутри ЛАГ оппозиции тому, что процесс его дипломатической реабилитации проходит без каких-либо жестких условий. Наиболее видным представителем оппозиционной группы  уже долгое время остается Катар. «Что касается вопроса об участии Катара в саммите ЛАГ, мы прояснили нашу позицию в начале принятия решения о возвращении Сирии ее места в организации. Катар не хочет отступать от арабского консенсуса по этому вопросу, однако каждая страна самостоятельно принимает решение о нормализации», – заметил премьер-министр и министр иностранных дел Катара Мухаммед бен Абдель Рахман, выступая в Дохе.

Часть американского истеблишмента, по-видимому, решила законодательно противостоять дипломатическим движениям вокруг Дамаска. После того как ЛАГ проголосовала за восстановление членства Сирии, двухпартийная группа в Конгрессе США представила законопроект, предполагающий расширение санкций против финансовых покровителей и соратников Б.Асада. Фактически это продолжение вступившего в силу в 2020 году американского «Закона Цезаря», создавшего почву для преследования региональных государств, на том или ином уровне взаимодействующих с сирийским руководством. Представляется, что новая инициатива подводит базу для удара по инициативе «Арабский газопровод», который был призван обеспечить поставки газа из Египта в Ливан через территорию Сирии.

В публичном пространстве администрация президента США Дж.Байдена критикует идею безусловного возвращения Сирии в арабскую семью. Так, выступая в марте 2023 года на одном из экспертных мероприятий, помощница госсекретаря по делам Ближнего Востока Б.Лиф заметила: «Наш основной посыл заключался в следующем: если вы собираетесь взаимодействовать с сирийским режимом, получите что-то за это». Однако, как утверждают дипломатические представители государств региона  Ближнего Востока, в частном порядке американский официоз поощряет восстановление контактов между Сирийской Арабской Республикой (САР) и ее соседями. Вашингтонские исследовательские центры отмечают, что в Пентагоне и, в частности, в Центральном командовании ВС США апатичность Белого дома по отношению к текущему сирийскому досье вызывает реальную тревогу. Примерно такие же опасения имели место в преддверии решения Дж.Байдена вывести иностранный контингент из Афганистана в 2021 году, свидетельствуют размещенные в сети интернет оценки американских экспертов-ближневосточников. Это поднимает вопрос о том, сохранят ли США свое военное присутствие на востоке Сирии в условиях растущего запроса региональных игроков на восстановление контактов с Б.Асадом.

Известно, что Дж.Байден является известным сторонником стратегии «контртерроризм-плюс» с упором на использование групп спецназа при активной воздушной поддержке для сохранения присутствия, и он не раз пытался доказать, что другая модель – «защищать-удерживать-строить», сформулированная генералом Д.Петреусом с опорой на развертывание войск и создание государственных институтов, – является менее выигрышной. В этом смысле Вашингтон может продолжать сохранять ограниченный военный контингент в Сирии в пику арабским союзникам для демонстрации решимости или согласившись на определенный «ребрендинг» многонационального альянса с курдской доминантой Сил демократической Сирии (СДС), представляющий основную американскую военную опору «на земле».

С другой стороны, диалог между США и Дамаском так или иначе ведется – в том числе и на нейтральной площадке в Омане. И решимость американских военных сохранять присутствие в Сирии может не стыковаться с политикой администрации Дж.Байдена. В этом смысле действительно есть много неизвестных, которые могут привести к снижению присутствия США, как это произошло в Ираке: несмотря на то что Вашингтон планово сокращал позиции вне Эрбиля, этот шаг был расценен в регионе как уступка под давлением Ирана. В любом случае у Б.Асада появляется больше пространства для маневра, другой вопрос – вряд ли страны Ближнего Востока готовы взять на себя роль тех, кто будет инициировать этот маневр.

53.24MB | MySQL:103 | 0,537sec