Борьба за иракскую нефть: второй раунд

11-12 декабря с.г. в Багдаде состоится второй раунд лицензирования иракских недр. На международный конкурс планируется выставить 10 месторождений. В конкурсе примут участие более 40 компаний из 23 стран, среди которых российские «Лукойл»«Газпромнефть»«Роснефть» и «Татнефть».

Первый тендер на иракские месторождения прошел в конце июня. Тогда на конкурс среди прочих была выставлена Западная Курна-1, на которую претендовала компания «Лукойл». Однако по итогам тендера лишь одно месторождение получило оператора: консорциум британской BP и китайской CNPC взялся разрабатывать месторождение Румейла.

Дальнейшее распределение месторождений шло уже помимо конкурса. Так, два других консорциума (первый — итальянской Eni, американской Occidental, корейской Kogas, второй — ExxonMobil и Shell) после специального соглашения с иракским правительством могут начать разрабатывать участок Зубаир и первую очередь месторождения Западная Курна соответственно.

В соответствии с подготовленным Министерством нефти Ирака Итоговым протоколом на заключение сервисных контрактов от 17 ноября 2009 г., основной задачей предстоящего общенационального тендера является заключение сервисных контрактов с иностранными компаниями или консорциумами, включающими государственные компании зарубежных стран,  на проведение разведки, оценки, разработки и добычи углеводородов с 10 участков (см. Таблицу).

Таблица

Информация об участках

Участок

Текущий уровень добычи

Первый коммерческий уровень добычи

Минимальный  уровень добычи

Продолжительность добычи на уровне полки

Допуск компаний на роль  ведущей компании-разработчика

Безвозмездная выплата победителю тендера

Обязательные расходы компании

в баррелях в сутки

годы

в млн долл.

Восточный Багдад (Центральная и Северная части)

10 300

30 000

250 000

10

Неограничен

150

150

Гарраф

35 000

150 000

13

Ограничен

100

150

Халфайя

3 100

70 000

300 000

13

Неограничен

150

200

Маджнун

45 900

175 000

700 000

10

Неограничен

150

300

Западная Курна (вторая очередь)

120 000

750 000

13

Неограничен

150

250

Восточные поля

20 000

80 000

7

Ограничен

100

150

Наджма

20 000

110 000

9

Ограничен

100

100

Каййара

30 000

120 000

9

Ограничен

100

150

Бадра

15 000

80 000

7

Ограничен

100

100

Срединный Евфрат

15 000

75 000

7

Ограничен

100

100

Источник: Final Tender Protocol for the Award of Service Contracts, November 17, 2009.

Ключевыми условиями будущих сервисных договоров являются следующие:

·       срок действия соглашения может доходить до 20 лет с момента вступления договора в силу;

·       предусматривается разработка разведанных и разведка новых запасов;

·       все запасы, которые компания или консорциум собираются разрабатывать в настоящий момент или в будущем, должны быть переданы на определенном этапе обратно;

·       сторона, заключившая договор, имеет право на получение компенсации его фактических издержек (нефтяных и дополнительных), а также на плату, эквивалентную объему добытого сверх нормы сырья. Подобные выплаты осуществляются либо в виде нефти, либо в денежной форме (по выбору стороны);

·       взимание с компании или консорциума нефтяных издержек, а также получение обозначенной выше платы возможны лишь по достижении 50% рубежа от предполагаемой доходности от всего участка, как только будут достигнуты объемы добычи, согласованные сторонами ранее;

·       Иракская национальная нефтяная компания участвует в каждом участке в процентной доле, составляющей не менее 25%;

·       иностранной компании или консорциуму безвозмездно выплачивается определенная сумма при подписании контракта;

·       доходы иностранной компании или консорциума облагаются подоходным налогом в соответствии с действующим иракским законодательством;

·       для каждого их выставленных на аукцион участков установлен минимальный уровень инвестиционных вложений;

·       на иностранные компании будут наложены обязательства по подготовке персонала и передачи технологий по трудоустройству иракских граждан, а также по закупке местных товаров и пользованию услуг;

·       все контракты будут составлены в строгом соответствии с иракским законодательством;

·       договоры будут составлены на арабском и английском языках, однако в случае несоответствия приоритет следует отдать английской версии;

·       процедуры рассмотрения возможных споров между сторонами предусматривает либо обращение к независимым экспертам, либо обращение в международный арбитраж (к примеру, в Арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже или какой-либо иной по согласованию сторон);

·       вся деятельность по разработке участков регулируется иракскими законами, а также соответствующими нормативно-правовыми актами Министерства нефти и должна соответствовать высоким стандартам международной нефтедобывающей отрасли, в частности связанным с обеспечением здоровья и безопасности людей, государственной безопасности, сохранением окружающей природной среды и соответствующей деловой этике.

Таким образом, из приведенных выше условий отчетливо видно, что иракская сторона настроена куда более серьезно и отдавать свои ресурсы просто так не намерена не только самостоятельной иностранной компании, но и их объединениям. В этой связи охарактеризуем требования, которые Багдад предъявляет стремящимся выйти на иракский рынок компаниям и консорциумам. Они таковы:

·       в каждый консорциум должны входить организации, способные осуществлять функции оператора проекта;

·       каждой компании-оператору надлежит иметь не менее 30% от проекта (без учета процентной доли иракской стороны) ;

·       минимальная доля каждого из участников консорциума должна составлять не менее 10% от всего проекта;

·       компания/консорциум может участвовать в тендере на все заявленные участки, но в праве получить максимально лишь 4 из них, быть оператором  лишь в 2, а иногда только в 1 проекте (речь идет о второй очереди Западной Курны, Восточном Багдаде, Халфайе, Маджнуне);

·       ни одна компания не вправе подавать самостоятельно и в составе консорциума 2 заявки на тот же участок;

·       если компания, после того как подала заявку на участие, но до подписания контракта, вдруг выйдет из консорциума, то стальные участники должны принять на себя ее обязательства по договору. В этот период новые члены не вправе вступать в состав консорциума.

Становится понятным, что консорциум с участием «Лукойла» полностью отвечает всем предъявляемым требованиям и имеет шансы реанимировать «замороженный» 7 лет назад проект, однако на несколько иных условиях.

Следует напомнить, что первоначально в 1997 г. в соглашении по «Западной Курне-2» участвовали лишь российская и иракская стороны, со следующими долями в проекте: «Лукойл» — 68,5%, компании «Зарубежнефть» и «Машиноимпорт» — по 3,25% каждая, иракская Государственная нефтяная маркетинговая организация SOMO – соответственно 25%.

На этот раз «Лукойл» решил привлечь на помощь американского партнера ConocoPhillips, получившего 17,5% от доли российского оператора.

Это обстоятельство для России можно назвать не только осязаемым шансом вернуться в Ирак, но и поистине мудрым, вполне оправданным политическим ходом ее энергетической дипломатии. Так, согласно подсчетам экспертов компании, доказанные запасы «черного золота» на месторождении составляют порядка 6 млрд баррелей, а сотрудничество с партнером из США позволяет повысить вероятность начала его реализации.

Надо сказать, что ранее автор этих строк неоднократно пытался донести до руководства отечественной компании идею о целесообразности данного шага, предложив в некоторых своих аналитических статьях, а также печати для корпоративного пользования конкретный механизм по его осуществлению.

Примечательно, что акты, закрепляющие права и обязанности борющихся на тендере сторон, также закрепляют и условия, при которых наступает дисквалификация участников аукциона. Среди них:

·       банкротство, распад либо продажа головной компании

·       требование самого участника тендера;

·       подача ложной информации;

·       участие в нефтяной деятельности без согласования с правительством;

·       несоответствие условиям заявки организаторов;

·       совершение преступного деяния, доказанного судебным органом.

Однако будем надеяться, что 4 российским компаниям удастся, миновав юридические «багдадские ловушки», составить достойную конкуренцию западным энергетическим «тяжеловесам», среди которых особо стоит выделить ExxonMobil, Chevron, Shell, Statoil, Total, и попытаться получить право на ведение соответствующей деятельности хотя бы на одном из выставленных на тендер участков.

52.31MB | MySQL:103 | 0,510sec