11-12 декабря с.г. в Багдаде состоится второй раунд лицензирования иракских недр. На международный конкурс планируется выставить 10 месторождений. В конкурсе примут участие более 40 компаний из 23 стран, среди которых российские «Лукойл», «Газпромнефть», «Роснефть» и «Татнефть».
Первый тендер на иракские месторождения прошел в конце июня. Тогда на конкурс среди прочих была выставлена Западная Курна-1, на которую претендовала компания «Лукойл». Однако по итогам тендера лишь одно месторождение получило оператора: консорциум британской BP и китайской CNPC взялся разрабатывать месторождение Румейла.
Дальнейшее распределение месторождений шло уже помимо конкурса. Так, два других консорциума (первый — итальянской Eni, американской Occidental, корейской Kogas, второй — ExxonMobil и Shell) после специального соглашения с иракским правительством могут начать разрабатывать участок Зубаир и первую очередь месторождения Западная Курна соответственно.
В соответствии с подготовленным Министерством нефти Ирака Итоговым протоколом на заключение сервисных контрактов от 17 ноября 2009 г., основной задачей предстоящего общенационального тендера является заключение сервисных контрактов с иностранными компаниями или консорциумами, включающими государственные компании зарубежных стран, на проведение разведки, оценки, разработки и добычи углеводородов с 10 участков (см. Таблицу).
Таблица
Информация об участках
Участок |
Текущий уровень добычи |
Первый коммерческий уровень добычи |
Минимальный уровень добычи |
Продолжительность добычи на уровне полки |
Допуск компаний на роль ведущей компании-разработчика |
Безвозмездная выплата победителю тендера |
Обязательные расходы компании |
в баррелях в сутки |
годы |
в млн долл. |
|||||
Восточный Багдад (Центральная и Северная части) |
10 300 |
30 000 |
250 000 |
10 |
Неограничен |
150 |
150 |
Гарраф |
35 000 |
150 000 |
13 |
Ограничен |
100 |
150 |
|
Халфайя |
3 100 |
70 000 |
300 000 |
13 |
Неограничен |
150 |
200 |
Маджнун |
45 900 |
175 000 |
700 000 |
10 |
Неограничен |
150 |
300 |
Западная Курна (вторая очередь) |
120 000 |
750 000 |
13 |
Неограничен |
150 |
250 |
|
Восточные поля |
20 000 |
80 000 |
7 |
Ограничен |
100 |
150 |
|
Наджма |
20 000 |
110 000 |
9 |
Ограничен |
100 |
100 |
|
Каййара |
30 000 |
120 000 |
9 |
Ограничен |
100 |
150 |
|
Бадра |
15 000 |
80 000 |
7 |
Ограничен |
100 |
100 |
|
Срединный Евфрат |
15 000 |
75 000 |
7 |
Ограничен |
100 |
100 |
Источник: Final Tender Protocol for the Award of Service Contracts, November 17, 2009.
Ключевыми условиями будущих сервисных договоров являются следующие:
· срок действия соглашения может доходить до 20 лет с момента вступления договора в силу;
· предусматривается разработка разведанных и разведка новых запасов;
· все запасы, которые компания или консорциум собираются разрабатывать в настоящий момент или в будущем, должны быть переданы на определенном этапе обратно;
· сторона, заключившая договор, имеет право на получение компенсации его фактических издержек (нефтяных и дополнительных), а также на плату, эквивалентную объему добытого сверх нормы сырья. Подобные выплаты осуществляются либо в виде нефти, либо в денежной форме (по выбору стороны);
· взимание с компании или консорциума нефтяных издержек, а также получение обозначенной выше платы возможны лишь по достижении 50% рубежа от предполагаемой доходности от всего участка, как только будут достигнуты объемы добычи, согласованные сторонами ранее;
· Иракская национальная нефтяная компания участвует в каждом участке в процентной доле, составляющей не менее 25%;
· иностранной компании или консорциуму безвозмездно выплачивается определенная сумма при подписании контракта;
· доходы иностранной компании или консорциума облагаются подоходным налогом в соответствии с действующим иракским законодательством;
· для каждого их выставленных на аукцион участков установлен минимальный уровень инвестиционных вложений;
· на иностранные компании будут наложены обязательства по подготовке персонала и передачи технологий по трудоустройству иракских граждан, а также по закупке местных товаров и пользованию услуг;
· все контракты будут составлены в строгом соответствии с иракским законодательством;
· договоры будут составлены на арабском и английском языках, однако в случае несоответствия приоритет следует отдать английской версии;
· процедуры рассмотрения возможных споров между сторонами предусматривает либо обращение к независимым экспертам, либо обращение в международный арбитраж (к примеру, в Арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже или какой-либо иной по согласованию сторон);
· вся деятельность по разработке участков регулируется иракскими законами, а также соответствующими нормативно-правовыми актами Министерства нефти и должна соответствовать высоким стандартам международной нефтедобывающей отрасли, в частности связанным с обеспечением здоровья и безопасности людей, государственной безопасности, сохранением окружающей природной среды и соответствующей деловой этике.
Таким образом, из приведенных выше условий отчетливо видно, что иракская сторона настроена куда более серьезно и отдавать свои ресурсы просто так не намерена не только самостоятельной иностранной компании, но и их объединениям. В этой связи охарактеризуем требования, которые Багдад предъявляет стремящимся выйти на иракский рынок компаниям и консорциумам. Они таковы:
· в каждый консорциум должны входить организации, способные осуществлять функции оператора проекта;
· каждой компании-оператору надлежит иметь не менее 30% от проекта (без учета процентной доли иракской стороны) ;
· минимальная доля каждого из участников консорциума должна составлять не менее 10% от всего проекта;
· компания/консорциум может участвовать в тендере на все заявленные участки, но в праве получить максимально лишь 4 из них, быть оператором лишь в 2, а иногда только в 1 проекте (речь идет о второй очереди Западной Курны, Восточном Багдаде, Халфайе, Маджнуне);
· ни одна компания не вправе подавать самостоятельно и в составе консорциума 2 заявки на тот же участок;
· если компания, после того как подала заявку на участие, но до подписания контракта, вдруг выйдет из консорциума, то стальные участники должны принять на себя ее обязательства по договору. В этот период новые члены не вправе вступать в состав консорциума.
Становится понятным, что консорциум с участием «Лукойла» полностью отвечает всем предъявляемым требованиям и имеет шансы реанимировать «замороженный» 7 лет назад проект, однако на несколько иных условиях.
Следует напомнить, что первоначально в 1997 г. в соглашении по «Западной Курне-2» участвовали лишь российская и иракская стороны, со следующими долями в проекте: «Лукойл» — 68,5%, компании «Зарубежнефть» и «Машиноимпорт» — по 3,25% каждая, иракская Государственная нефтяная маркетинговая организация SOMO – соответственно 25%.
На этот раз «Лукойл» решил привлечь на помощь американского партнера ConocoPhillips, получившего 17,5% от доли российского оператора.
Это обстоятельство для России можно назвать не только осязаемым шансом вернуться в Ирак, но и поистине мудрым, вполне оправданным политическим ходом ее энергетической дипломатии. Так, согласно подсчетам экспертов компании, доказанные запасы «черного золота» на месторождении составляют порядка 6 млрд баррелей, а сотрудничество с партнером из США позволяет повысить вероятность начала его реализации.
Надо сказать, что ранее автор этих строк неоднократно пытался донести до руководства отечественной компании идею о целесообразности данного шага, предложив в некоторых своих аналитических статьях, а также печати для корпоративного пользования конкретный механизм по его осуществлению.
Примечательно, что акты, закрепляющие права и обязанности борющихся на тендере сторон, также закрепляют и условия, при которых наступает дисквалификация участников аукциона. Среди них:
· банкротство, распад либо продажа головной компании
· требование самого участника тендера;
· подача ложной информации;
· участие в нефтяной деятельности без согласования с правительством;
· несоответствие условиям заявки организаторов;
· совершение преступного деяния, доказанного судебным органом.
Однако будем надеяться, что 4 российским компаниям удастся, миновав юридические «багдадские ловушки», составить достойную конкуренцию западным энергетическим «тяжеловесам», среди которых особо стоит выделить ExxonMobil, Chevron, Shell, Statoil, Total, и попытаться получить право на ведение соответствующей деятельности хотя бы на одном из выставленных на тендер участков.