по материалам индийского Исследовательского фонда Observer
По оценке индийских экспертов, саммит Лиги арабских государств (ЛАГ), организованный Саудовской Аравией в Джидде был важным геополитическим событием, как с региональной, так и с международной точки зрения, и отступлением от формата формальных встреч в последние годы. Саммит продемонстрировал точку зрения наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана (MБС) на то, как будет выглядеть внешняя политика Саудовской Аравии в будущем. Переломными событиями стало присутствие двух сражающихся политических деятелей. Во-первых, президент Сирии Башар Асад, лидер одного из членов-основателей Лиги арабских государств, которого, однако, заблокировали в регионе с 2011 года, когда Дамаск инициировал жестокие репрессии во время протестов «арабской весны». Во-вторых, неожиданный визит президента Украины Владимира Зеленского, который остановился для участия в саммите по пути на встречу G7 в Хиросиме, Япония. Саммит таким образом был эпицентром как интереса Запада, чье давление на арабские государства с целью осуждения России было постоянным в течение последнего года; так и интересов таких стран, как Россия и Китай, первая из которых сыграла важную роль в выживании режима Асада в течение последнего десятилетия и поддержала тем самым критическую зону влияния Москвы на Ближнем Востоке.
Возвращение Сирии в ЛАГ
Для Б.Асада возвращение Сирии в Лигу арабских государств стало значительным изменением подхода Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и других арабских стран. В разгар «арабской весны» многие государства региона были более чем заинтересованы в том, чтобы президент Башар Асада был отстранен от власти, ожидая, что на его место придет более приемлемый режим. Подсознательный повод для этих усилий был как этническим, так и стратегическим по своей природе, поскольку большинство населения Сирии составляют сунниты, и за последнее десятилетие она превратилась в поле битвы между арабскими государствами и Ираном. «Арабская весна» и ее последствия также породили так называемое «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России), которое посеяло хаос как в Сирии, так и в Ираке. Возвращение Асада в мейнстрим и обратно в ЛАГ — это признак сегодняшних реалий. Он пережил худшие испытания с помощью Москвы и Тегерана, хотя серьезные обвинения в организации насилия против собственного народа остаются на повестке дня. Но нормализацию отношений с Асадом диктуется соображением значимости Сирии, как с точки зрения численности населения, так и ее регионального влияния. Например, сирийские беженцы сегодня являются основным фактором, влияющим на то, как турецкий электорат проголосует на президентских выборах. Такие государства, как ОАЭ, среди прочих, в недавнем прошлом возобновили дипломатические контакты с Сирией устойчивыми темпами. Февральское землетрясение, которое опустошило районы как Сирии, так и Турции, предоставило новую возможность региональным и международным государствам ослабить санкции и политическую изоляцию Сирии для отправки гуманитарной помощи. Многие страны, включая Индию, согласились, и помощь при бедствии была превращена в схему по возвращению Сирии к нормальному состоянию. Короче говоря, несмотря на все преступления, в которых обвиняют Асада, современная реальная политика обеспечила его возвращение, чему еще больше способствовала новая инициатива по нормализации отношений между Саудовской Аравией и Ираном при посредничестве Китая. Сосед Сирии, Ирак, долгое время опасался стать полем битвы между Саудовской Аравией, Соединенными Штатами, Израилем и Ираном, поскольку напряженность вокруг ядерной программы Тегерана не ослабевает. Успех Багдада в попытках не допустить, чтобы Ирак постигла та же участь, возможно, также зависит от того, что соседняя Сирия имеет такой приемлемый уровень стабильности, хотя и статус-кво.
Украинский туз пик
Другим трюком, который был провернут в Джидде, стало прибытие на саммит В.Зеленского, что автоматически повысило статус наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана как главы центральной и сильной дипломатической державы, способной учитывать множество интересов, главным из которых являются интересы Саудовской Аравии. Прием украинского президента также вносит коррективы в курс Эр-Рияда, который все чаще изображался как более склонный к России и Китаю, поскольку его отношения с США ухудшились из-за напряженности между МБС и президентом Джо Байденом. Эта тенденция была неудивительной, учитывая, что наследный принц извлек выгоду из своих отношений с республиканцами и президентства Дональда Трампа, в то время как Байден критиковал Саудовскую Аравию во время своей президентской кампании. В то время как Вашингтон на протяжении месяцев пытался исправить эти разрывы, МБС, похоже, более склонен к пересмотру внешней политики Саудовской Аравии. Визит Зеленского на саммит ЛАГ придал ему вес, который обычно связан с региональными делами с ограниченным международным аспектом. И хотя Эр-Рияд тесно сотрудничал с Москвой в рамках инициативы ОПЕК+, направленной на влияние на мировую добычу нефти и связанной с мировыми ценами на энергоносители, приглашение президента Украины также позволил МБС попытаться позиционировать Саудовскую Аравию как государство, стремящееся к ответственному соблюдению международного права, норм, суверенитета и дипломатии. Это в общих чертах означает позицию КСА против конфликта без явного заявления об этом, в то же время давая представление о себе как о государстве, практикующем стратегическую автономию в этой эскалации. .
Региональное измерение
Хотя внимание было приковано к возвращению Сирии в ЛАГ и визиту Зеленского, некоторые ощутимые региональные проблемы между государствами-членами было трудно игнорировать. ОАЭ и их лидер, президент шейх Мухаммед бен Заид (MБЗ), рекламируемый как самая влиятельная фигура в регионе, медленно, но верно осознают, что КСА бросает вызов его региональному влиянию. Этому способствует растущая экономическая конкуренция между двумя странами, поскольку Эр-Рияд открывается миру, привлекая инвестиции и бросая вызов лидерам финансового капитала региона, таким как Дубай и Абу-Даби. MБЗ , как известно, не присутствовал на саммите, решив вместо этого направить делегацию во главе с шейхом Мансуром бен Заидом Аль Нахайяном, вице-президентом ОАЭ и министром президентского двора. Это связывается прежде всего с плохими личными отношениями между президентом ОАЭ и наследным принцем КСА.
Другая перспективная региональная держава, Катар, также критиковала приглашение Саудовской Аравией президента САР Асада на саммит. Сама Доха вышла из трех с половиной летней экономической блокады, организованной КСА и ОАЭ в 2021 году. Напряженность в отношениях между странами возникла из-за быстро растущего влияния Катара в региональной политике, подкрепленного его огромным финансам, благодаря запасам природного газа. Влияние Дохи в таких горячих точках, таких как Палестина и Ливия, наряду с общерегиональной поддержкой исламистских группировок, таких как «Братья-мусульмане», было расценено как подрывные действия как КСА, так и ОАЭ. Эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани покинул саммит перед выступлением Асада в знак протеста. Катар, открыто поддержав антиасадовские протесты, вместе с некоторыми другими выступил против того, чтобы ЛАГ вновь приняла Сирию. Это продемонстрировало подводные течения среди арабских государств, где сохраняются разногласия по ряду региональных вопросов. Возможно, ученый Сэмюэль Рамани лучше всего выразил это в своей статье, опубликованной в январе 2021 года: «Блокада Катара закончилась, но кризис в Персидском заливе продолжается».
Заключение
Саммит ЛАГ по-прежнему в значительной степени преуспел в достижении своих новых, более масштабных целей. Как продвигается процесс нормализации обстановки в Сирии, еще предстоит выяснить, учитывая, что США по-прежнему категорически против таких действий. Тем не менее, устремления многих государств региона выходят за рамки исторического багажа хронических проблем, который сковывал их на протяжении десятилетий. В то время как отношения с Ираном, остаются основной проблемой, предпринимаются попытки продолжить экономическое оживление региона, особенно Саудовской Аравии, переживающей нефтяной кризис, без вовлечения в какие-либо новые конфликты.