Герцлийская конференция 2023: «Концепция развития и стратегия в эпоху неопределенности». Часть 1

В Университете Райхмана (до 2021 г. Междисциплинарный центр в Герцлии) прошла 20-я Герцлийская конференция, в которой традиционно приняли участие высокопоставленные официальные лица, бывшие и действующие политики и военные, главы спецслужб и другие деятели не только Израиля, но и США, Европы, а также дружественных арабских стран.   В этом году среди спикеров: президент Израиля Ицхак Герцог, министр обороны Йоав Галант, начальник Генштаба Армии обороны Израиля Герци Халеви, лидер оппозиции и предыдущий премьер-министр Яир Лапид, посол США в Израиле Томас Найдс, заместитель  министра иностранных дел Азербайджана Фариз Рзаев, глава Представительства Королевства Марокко в Тель-Авиве Абдеррахим Бейюд, государственный министр в МИДе ФРГ Тобиас Линднер  и многие другие[i].

Отмечается, что конференция состоялась в особенно сложный период в истории Израиля, что придает ей уникальное значение, т. к. обсуждались текущие процессы, анализировались угрозы Израилю на внутренней, региональной и глобальной аренах в эпоху неопределенности.

По словам Уриэля Райхмана, основателя Междисциплинарного центра в Герцлии и ныне президента Университета, носящего его имя, Израиль переживает драматический период. Он провел параллели с историческими событиями. Во время Соломона у Израиля был статус региональной державы, но распад царства он назвал «посланием нынешнему поколению израильтян». В сегодняшнем Израиле сотни тысяч граждан из самых разных слоев населения на протяжении последних 20 недель выходят на демонстрации по всей стране с израильскими флагами. Их просьбы не связаны с налогами или службой в армии, они просят об одном – отменить антидемократические революционные изменения в судебной системе. «Уроки прошлого учат тому, что невозможно относится к еврейскому народу как халуям. Да, евреи были рабами, но также власть царя была ограниченной. Еврейский народ должен восстать против демократически избранного правителя, если он пытается установить недемократический авторитарный режим».

У.Райхман отметил четыре области, в которых Верховный суд представляется важным: 1) защита гражданских свобод и прав человека, равенство всех перед законом; 2) контроль над соблюдением демократических процедур (в этих двух областях у суда должны быть полномочия отменять законы); 3) защита законности: следить за тем, чтобы не происходило злоупотребления властью со стороны исполнительной и законодательной ветвей, и за сохранением независимости судебной системы; 4) эта цель достигается очень важным участием Верховного суда в назначении судей.

Он обращает внимание на то, что в широких слоях населения демократия понимается как правление большинства. «В коалиционном режиме в Израиле Кнессет управляется правительством, которое в заложниках у меньшинства. Поэтому абсолютное правление в Кнессете коалиционного правительства – потенциальный путь к тирании. Не существует демократического режима без механизма сдержек и противовесов. В Государстве Израиль Верховный суд является тем институтом, который должен следить за тем, чтобы Кнессет и правительство не нарушали границы в рамках этого механизма, получая безграничную власть. Эта функция, согласно Декларации независимости, должна быть закреплена в Конституции; в соответствии с решением Кнессета, это зафиксировано в Основных законах».

У.Райхман утверждает, что «запланированная правительством Нетаньяху революция в судебной системе направлена на нейтрализацию охранительных полномочий Верховного суда посредством ряда мер: 1) получения возможности отменять решения суда членами правящей коалиции; 2) лишения Верховного суда возможности оценивать правомерность Основных законов; 3) формирования правящей коалицией большинства в комиссии по назначению судей (таким образом ее представители смогут назначать судей Верховного и других судов в Израиле, и эти назначения станут политическими, предотвратят возможность Верховного суда пересматривать принятые Кнессетом законы); 4) рассмотрения вопроса об отмене закона, подрывающего равенство в стране, только коллегией из 15 судей, вместо 12; 5) назначения председателя Верховного суда Израиля комиссией по назначению судей, а не министром юстиции как это было прежде».

В этой связи У.Райхман напомнил, что «председатель Верховного суда является главой судебной системы Израиля, одним из 13 лиц в руководстве, и, как и президент, обладает конституционным статусом в израильской неписаной конституции. Претензия правящей коалиции на назначение председателя Верховного суда подрывает независимость судебной системы». Он отметил интересную вещь – «те, которые инициировали конституционную революцию, предложили компромисс. Как они утверждают, сейчас речь идет о том, чтобы правящая коалиция назначала только двух судей. Однако для избирающей судей комиссии будет достаточно одного судьи, чтобы не состоялось рассмотрения правомерности принятых Кнессетом законов. На лицо желание назначать всего трех судей, которые будут консервативных взглядов».

«Если это произойдет, Кнессет сможет принимать любой закон, который коснется всех граждан Израиля. К примеру, может быть принят закон, освобождающий ультраортодоксов от службы в армии. Это приведет к тому, что дети и внуки израильтян в ходе армейской службы будут рисковать своими жизнями, защищая поселения ультраортодоксов на Западном берегу р. Иордан. Кнессет сможет принять закон, который закроет или ограничит деятельность СМИ, досаждающих правящему режиму». «Таким образом, граждане Израиля в результате реализации предлагаемых изменений утратят права, гарантированные в демократических странах. Одним махом они превратятся из граждан в подданных».

У.Райхман уверен, что израильтяне не откажутся от отстаивания своих прав, от борьбы до конца, т.е. пока не будет отменено решение об изменении судебной системы.

Он настаивает на том, что «в отсутствии надзорного органа в лице Верховного суда демократический процесс будет разрушен, как это произошло в ряде стран за последнее время. Выборы могут откладываться в зависимости от того, как это будет выгодно коалиции. Имея в своем распоряжении Кнессет, она получит возможность изменить избирательную систему и процедуры, с целью гарантировать пребывание у власти правящего режима».

По мнению президента Университета Райхмана, продвигаемые изменения судебной системы нацелены не только на нейтрализацию Верховного суда, хотя это является основной задачей. Он обратил внимание на принимаемые коалицией законы, которые превращают Израиль в государство Галахи. Он также призвал внимательно отнестись к последствиям принятия закона о бюджете, Закона об устройстве еврейских поселений в Иудее и Самарии (на Западном берегу р. Иордан)[ii], которые направят миллионы шекелей на нужды ультраортодоксов и их поселения.

У.Райхман не сомневается, что намерения новых религиозных сионистов и министра юстиции Левина провести реформу судебной системы нацелены на одно – «одним революционным ударом сменить демократический режим в Израиле как это произошло в Венгрии. Это позволит религиозным сионистам, этим зелотам, установить со временем галахический режим, похожий на режим Эрдогана в Турции».

Намерение провести реформу судебной системы он называет камуфляжем. При этом напомнил, что эксперты его Университета первыми выступили за необходимость пересмотра взаимоотношений между правительством и судебной ветвью власти. Но то, что происходит сейчас – революция, направленная на нейтрализацию Верховного суда, охраняющего демократические ценности и базовые демократические права израильтян, что недопустимо в любом демократическом государстве. Предпринимается попытка предоставить правящей коалиции неограниченную власть.

Все это привело к ухудшению экономической ситуации в Израиле, ухудшению его отношений на международной арене, росту ненависти внутри израильского общества и миграции, что представляет угрозу еврейскому государству.

У.Райхман обозначил три фактора, которые подпитывали эту «революцию».

Во-первых, это религиозный сионизм, представители которого убеждены в том, что страна должна жить по Галахе. Они верят, что таким образом произойдет объединение разных идеологий в Израиле.

Во-вторых, это ультраортодоксы. Он напомнил, что в противостоянии им образовался сионизм, который привел к существенным изменениям в жизни еврейского народа. Сейчас сионизму необходимо придать новый смысл в защите еврейского существования.

В-третьих, 50% коалиции, которые подстегивают революционные изменения судебной системы.

Таким образом, Израиль сегодня переживает исторический момент, который он назвал «войной культур». «Сейчас начинается третья глава в истории еврейского народа. Первая глава – период до рассеивания. Вторая – жизнь народа в диаспоре».

У.Райхман отметил, что «существующие расколы в израильском обществе очень глубокие. У Израиля не будет шансов выжить без приверженности базовым положениям Декларации независимости как объединяющей основы». Он подчеркнул, что выступает от имени своего Университета, который изначально определил себя в качестве сионистского, придерживающегося фундаментальных принципов, обозначенных в Декларации независимости. Так вот, по его мнению, существующий раскол в обществе может привести Израиль к уничтожению[iii].

[i] Speakers. https://www.runi.ac.il/en/research-institutes/government/ips/herzliya-conference/hc2023/speakers/

[ii] Analysis: What is the Arrangement Laws? // Hamodia. 07.02.2017 . https://hamodia.com/2017/02/07/analysis-arrangements-law/

[iii] Prof. Uriel Reichman. https://www.runi.ac.il/en/research-institutes/government/ips/herzliya-conference/hc2023/vod/

53.01MB | MySQL:103 | 0,416sec