Марокко: политика, культура, общество и экономика

по материалам политологов Университета Рабата

Марокко — страна Магриба, богатая полезными ископаемыми и гидроэнергетическими возможностями, но, несмотря на свои активы, она остается в основном сельскохозяйственной страной. В сельском хозяйстве Марокко занято 51% активного населения, что составляет четверть ВНП, а посевные площади составляют 17,3% от общей площади. Цитрусовые и зимние овощи составляют более половины экспорта Марокко. Оливковые деревья дают 40 000 тонн масла в год, этого производства едва хватает для покрытия местных потребностей.  Политика крупных инфраструктурных проектов, инициированная королем Мухаммедом VI, касалась всех видов транспорта: автомобильных и шоссейных дорог, портов, аэропортов и железных дорог. Успех этой проактивной стратегии подтверждает повсеместно наблюдаемую тесную связь между инвестициями в ее инфраструктуру и ростом ее экономики. История строительства первой высокоскоростной линии на африканском континенте, соединяющей Танжер с Касабланкой, не имеет прецедентов в истории Марокко. Значительные преобразования, осуществленные на оси Танжер-Касабланка, преследуют несколько целей. Они способствуют экономическому развитию региона Танжер, промышленного узла между Европой и Африкой, поддерживают расширение деятельности портового комплекса Танжер-Мед, а также промышленное, культурное или туристическое развитие Кенитры, Рабата и Касабланки. Это изменение предвосхищает экономическую и демографическую эволюцию Марокко, в частности растущую урбанизацию северных и центральных регионов страны. Это также приведет к глубокой трансформации национального планирования землепользования. Действительно, впечатляющее повышение мобильности благодаря высокой скорости, рассчитанное на долгосрочную перспективу, с сокращением времени поездок сблизит территории и население. От Танжера до Касабланки и вплоть до Марракеша ряд гигантских строительных площадок под открытым небом произвели революцию в железнодорожном транспорте, облегчив движение: строительство первой высокоскоростной линии между Танжером и Кенитрой, увеличение в три раза длины путей между Кенитрой и Касабланкой, реконструкция железнодорожного туннеля, соединяющего Сале с Рабатом, реорганизация железнодорожного транспорта  в Касабланке, полное удвоение линии от Касабланки до Марракеша, модернизация сигнальных установок по всей сети, строительство ультрасовременных железнодорожных станций, настоящих многофункциональных центров обслуживания в городах. Высокоскоростной поезд является частью этих крупных преобразований марокканской транспортной сети. Принимая пассажиров с обычной линии, эти новые поезда увеличивают пропускную способность для грузовых перевозок, что становится все более важным с развитием портов и логистических центров от Касабланки до Танжера. Таким образом, линия Танжер-Касабланка является первым шагом в реализации амбициозного плана по развитию высокоскоростных линий. К 2040 году планируется построить 1500 км, включая «Атлантическую» линию от Танжера до Агадира и линию Магриби Рабат-Фес -Уджда. Эта новая линия позволила разработать очень высокотехнологичную промышленную модель, адаптированную для Марокко. Ее реализация стала прекрасной возможностью для развития национального опыта и ноу-хау, содействия передаче навыков между Францией и Марокко и инициирования развития местной железнодорожной экосистемы. Благодаря высокой скорости, локомотиву модернизации железных дорог, национальная сеть извлекает выгоду из новейших технологических достижений.

Политическая обстановка

В соответствии со статьей I Конституции 2011 года Марокко является конституционной, демократической, парламентской и социальной монархией: Король Марокко выполняет две функции: он является одновременно светским лидером как король и духовным лидером как Амир аль-Му’минин (Повелитель правоверных). Официально оформленный в 1962 году, этот второй титул фактически совпадает с негласной функцией, которую с тех пор всегда выполнял король. Это позволяет ему управлять религиозной политикой Марокко. Как и прежние халифы, король считается прямым потомком пророка Мухаммеда, отсюда его шарифское (священное) происхождение, ведущее к его власти в религиозной сфере. Король Мухаммед VI обратился к нормативному подходу. Идея состоит в том, чтобы прояснить, кодифицировать и стандартизировать религиозные нормы, чтобы получить общую линию для всех институтов. Такая ориентация была принята после взрывов в Касабланке в 2003 году, которые высветили  опасность отсутствия ясности в отношении религиозных норм и заполнения этого вакуума исламизмом. С тех пор, будь то на уровне организации мечетей или религиозного правосудия, существует одна и та же ссылка, сосредоточенная на  обряде Малики.  Уточнение было дополнительно внесено в результате пересмотра конституции 2011 года, который отводит каждому религиозному учреждению четкую и предопределенную роль. С 2003 года в стране действует институт подготовки имамов,  целью которого является предотвращение сбоев и рисков идеологической обработки. Марокко очень быстро откликнулось на спрос на обучение имамов из-за рубежа, сначала из Африки, а затем из Европы, что отразилось в ряде соглашений между государствами. Соглашения на эту тему также были подписаны бывшим президентом Франсуа Олландом в Танжере в 2015 году.

Имарат аль-Му’минин. Что такое  Управление правоверных?

Управление правоверных в Марокко является активным институтом и важным компонентом марокканской национальной идентичности. Это не почетное учреждение, унаследованное от истории страны, а скорее активное учреждение, которое взаимодействует с делами родины и духовными вопросами народа в частности. Этот институт на протяжении всей истории Королевства Марокко, и в особенности в нынешнюю эпоху, являлся важным компонентом национальной культуры и общественной и демократической системы управления, которая сохраняет национальную идентичность.  Это институт, который марокканцы принимают на протяжении примерно 13 веков. Управление правоверных является гарантией религиозных, политических и социальных констант марокканской нации. Это учреждение призвано стать опорой, укрепляющей связи между королем и народом, это учреждение представляет собой уникальную модель, основанную на узах верности бай’а (присяги).  На протяжении последних двух десятилетий это учреждение оставалось верным религиозным корням, одновременно зарекомендовав себя как система мудрого и дальновидного управления религиозными, духовными и социальными делами. Марокко остается гарантом безопасности страны в ее духовном, моральном и политическом аспектах. Ахмед Туфик, историк и министр религиозных пожертвований и по делам ислама Марокко, представляет Управление правоверных в следующих терминах: «Институт Управления правоверных в Марокко насчитывает более десяти столетий как система, основанная на клятве верности (бай’а) в форме письменного контракта между уммой через представителей ее социальных составляющих и Управлением правоверных. В силу этого контракта Повелитель правоверных наделяется легитимностью правления в обмен на обязательство служить и стремиться (i) сохранить религию уммы в рамках фундаментальных констант, которые она выбрала с точки зрения вероучения (‘акида), школы юриспруденции, фикха (мазхаб) и духовного поведения; и (ii) сохранить жизни своих людей, их собственность и достоинство, а также поддерживать общий порядок. Усердно выполняя это обязательство, Предводитель правоверных обеспечивает лояльность религиозных сил, то есть улемов, шейхов религиозных орденов (завайя), а также лояльность людей, которые им следуют. Эта система была основана на правилах взаимодействия Повелителя правоверных с хуммой, государством и обществом и его стремлении сохранить духовные связи с Машриком, колыбелью ислама, параллельно с не менее важным намерением отстаивать независимость Марокко во всех вопросах».

Это учреждение также занимается вопросами религии с точки зрения защиты, подготовки, преподавания и воспитания, а также обеспечения условий развития общества, выполнения положений конституции и утверждения политического плюрализма и культурных притоков во всех его формах. Институт Имарата аль-Му’минина, основанный на верности, о которой говорится в Коране и Сунне, а также в ахаритских догмах,  стоит во главе религиозных констант марокканцев. Правила этих констант относятся к выбору марокканцами соблюдения маликитского обряда, в то время как поведение, связанное с ними, проиллюстрировано в суфизме.

Верность суверену имеет каноническо-религиозное значение (шариат), вписанное в историю Марокко. Это одна из наиболее ярких характеристик национальной идентичности. Следовательно, дискурс официальных проповедников, находящийся под эгидой этого учреждения, имеет гарантию достижения своей цели. Действительно, Управление правоверных (Имарат аль-Му’минин) было создано на основе приверженности, которая связывала божественное право с правами родства, в полном соответствии с Кораном. В то время, когда в мире многие политические институты пережили, до или после распада коммунистического блока, беспрецедентный переворот с последствиями, которые мы знаем и которые все еще ощущаются сегодня, в том числе в большом количестве арабо-мусульманских стран, Марокко оставалось стабильным.   Из этого следует, что директивы, издаваемые Предводителем правоверных по религиозным и национальным вопросам, должны быть постоянным ориентиром для выполнения этих двух функций, чтобы обеспечить постоянную связь между Верховным имамом и его общиной. На практическом уровне это установлено Министерством по делам хабуса и ислама, Высшим советом улемов и местными советами улемов на национальном уровне. Это корректирует религиозный дискурс, направленный на реформу, катехизис и религиозное направление гражданина, а также убережет последнего от любой оплошности, любого провала, любого вызова догмам или неизменным ценностям (аттауабит) нации.

В Марокко монархия пользуется уважением населения из-за веры в следующую троицу:

Статус шарифийа:  происхождение от пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму;

Барака: из-за их шарифского происхождения Бог наделил монархов милостью и особыми полномочиями; и

Историческая легитимность: Монархия существует непрерывно на протяжении 13 веков, несмотря на внутренние раздоры, войны с врагами ислама, колониализм и военные перевороты.

Политические партии в Марокко

Марокко — конституционная монархия с двухпалатным парламентом. Политическая сфера характеризуется развитой многопартийной системой и постоянной внутренней борьбой за власть. Глубоко мусульманская страна, которая гордится своей васатийей (умеренной) практикой ислама и своей открытостью Западу, Марокко известно как особенность, порожденная существующим в обществе дуализмом между светскостью и религией, который находит отклик в самом сердце политического класса. Более того, марокканское колониальное наследие оказало определенное влияние на политическую систему, поэтому рассуждения в терминах левых и правых прекрасно принимаются партиями и являются главной проблемой во время выборов. Таким образом, двумя наиболее важными политическими проблемами в Марокко являются дихотомии «левые / правые» и «религиозные / светские».  Чтобы понять пространственное распределение марокканских политических партий, было бы необходимо определить природу самой политической системы. В конституции Марокко описывается как «конституционная, демократическая, парламентская и социальная монархия»  с двухпалатным парламентом, где многопартийная система обеспечивает демократическую конкуренцию между партиями перед избирателями.  Однако это определение не в полной мере отражает реальность политического функционирования. Марокканская конституционная монархия не похожа, например, на своего испанского соседа, это монархия исполнительной власти. Действительно, хотя конституция предоставляет суверенитет нации, именно  король обладает реальной властью: он назначает премьер-министра и других министров по предложению премьер-министра и обладает полномочиями распускать парламент. Конституция предоставляет королю широкие полномочия, и таким образом он может обладать реальной властью и быть стержнем политической системы. Некоторые политологи, такие как Джон Уотербери, назвали эту политическую структуру «системой наследия». Это название не в полной мере отражает текущую меняющуюся политическую систему и роль, которую нынешний монарх играл в течение последнего десятилетия.  Скорее можно было бы придерживаться мнения, что Марокко относится к тем странам, которые не поддаются какой-либо классификации или моделированию из-за сложности меняющегося политического процесса. Такие страны можно было бы объединить в категорию, которую можно было бы рассматривать как находящиеся в процессе демократизации или «постепенной демократии». После обретения Марокко независимости 18 ноября 1955 года сформировались три правительства, которые последовательно возглавляли Барек Беккай и некоторые политические лидеры партии «Истикляль». Затем центральная власть обнародовала новый указ, касающийся общественных свобод, который был направлен на запрещение единой партии. Начало возникать несколько движений протеста против конституционных основ или способа управления страной, что привело к рождению политической партии под названием Национальный союз народных сил (UNFP) в октябре 1959 года, в которую вошли крупные политические деятели, подписавшие договор о независимости, такие как Мехди Бен Барка, Абдеррахман Юсуфи, Абелла Ибрагим, Абедеррахим Буабид и многие другие. С 1956 по 1999 год возникнет не менее двенадцати партий, а в 1958 году появилось Народное движение (MP), правая политическая партия берберистской идеологии Махджуби Ахердана.  В этот период Марокко пережило ожесточенную борьбу между центральной властью и НФОП, которая закончилась победой в 1959 году Абдаллы Ибрагима, который был генеральным секретарем партии НФОП, и которая привела к формированию четвертого правительства, которое продлится всего семь месяцев, поскольку Марокко перейдет к королевскому правительству.

В 2000-х годах появились четыре новые партии, включая Демократический союз (UD), Партию гражданских сил (PFC), Национальный конгресс Иттихади (CNI) и Партию реформ и развития (PRD). В то же время рост радикального исламизма на международном уровне породил исламистское движение шейха Абдессалама Ясина, «Аль-Адль Ва аль-ихсана», которое не было признано правительством того времени, но  продолжает существовать по сей день.  В 2002 году было создано шесть других партий, а именно партия «Альянс свобод»» (ADL), «Гражданские инициативы в целях развития» (ICD), Партия обновления и равенства (PRE), партия «Аль-Ахд», Партия окружающей среды и развития (PED), Марокканская либеральная партия (PML). (37) В 2002 году, опять же, в результате слияния Организации демократического и народного действия (OADP), Движения демократов (MDI) и Движения за демократию (MPD) возникла Объединенная социалистическая левая партия (PGSU). В 2007 году была создана Федерация демократических левых (FGD), представляющая собой альянс нескольких марокканских политических партий, включая Объединенную социалистическую партию, Партию демократического и социалистического авангарда и Национальный конгресс Иттихади. В 2005 году Народное движение воссоединилось под эгидой единой политической партии «Народный альянс». В 2008 году Фуад Али Эль Химма основал Партию аутентичности и современности (PAM). От одной избирательной кампании к другой часто приходится слышать, как разочарованные подданные критикуют политические партии в Марокко: «все те же», «все коррумпированы», «в Марокко нет настоящих партий», «они представляют только свои собственные интересы». С 1997 года число воздержавшихся на выборах и недействительных голосов не перестает расти, и люди избирательного возраста все меньше и меньше заинтересованы в регистрации в списках избирателей. С другой стороны, предвыборное предложение раздуто и его трудно прочесть. За пятнадцать лет число политических партий, представленных в Палате представителей, более чем удвоилось. С каждыми выборами бюллетени для голосования обогащаются новыми логотипами, материализуя расколы, слияния или новые более или менее коллективные призвания, а за устойчивостью определенных брендов скрываются глубокие изменения. Что касается предвыборных коалиций, то они не препятствуют процессу формирования разнородных правительств, которые никогда не упускают случая объединить злейших противников предыдущего дня.  Нынешний марокканский политический режим находится в «серой зоне».  С одной стороны, он характеризуется базовыми «демократическими» институциональными элементами: более или менее «политическим пространством», менее открытым для оппозиционных партий и гражданского общества, регулярными выборами и относительной конкуренцией.  С другой стороны, оно пронизано «синдромами» «доминирующей политической власти».  Монархия осуществляет опекунскую власть и распоряжается зарезервированными доменами, не будучи подотчетной. Правительства с большей или меньшей «утонченностью» прибегают к репрессиям, нарушению законов и «меню манипуляций», а также к кооптации.  Правосудие не является независимым. Часть оппозиции исключена из процесса, а ее доступ к официальным СМИ равен нулю или ограничен. Выборы организованы с помощью технических приемов, которые препятствуют формированию реального большинства. Легитимность выборов, уровень явки избирателей, доверие к государственным институтам и эффективность работы государства остаются слабыми. Подъем исламистов привел к новой поляризации марокканской политической системы. В результате на этот пространственный анализ была наложена вторая ось. Подъем исламизма, по-видимому, является наиболее важным фактором в политической системе Марокко. Исламизм предстает сегодня как политическое движение, которое ссылается на религию в своем видении политического проекта и заявляет о возвращении к идеализированному исламу времен пророка Мухаммеда.  И поскольку ислам является религией большинства марокканцев и он пронизывает всю культуру, исламизм находит аудиторию среди населения. Это позволяет политической партии, называющей себя исламистской, позиционировать себя на политической сцене. Почти двадцать лет назад говорить о политическом исламе в Магрибе означало говорить исключительно о его алжирском и тунисском вариантах. В то время казалось маловероятным, что исламизм может возникнуть в Марокко, и марокканские наблюдатели и политические деятели были твердо убеждены, что политическая функция короля  защитила страну от этой идеологии. Все изменилось в начале 1990-х годов, когда исламизм ворвался на марокканскую политическую сцену. Несмотря на обеспокоенность Европейского союза (ЕС) и марокканских политических деятелей, развитие исламизма не нарушило ни политического баланса страны, ни отношений монархии с Европой. В этой статье делается попытка понять, как внутренняя идеологическая эволюция марокканского ислама и международный контекст сделали возможным сотрудничество с Европой. В нем указывается, что марокканские исламисты продемонстрировали желание расширить сотрудничество с Европой, на что, по их утверждению, ЕС не ответил взаимностью.

Слияние ислама и политики всегда было устоявшимся фактом. Однако с модернизацией государства и приобщением мусульманских стран к западным политическим моделям, а также с появлением демократии как ценности и наилучшей системы управления применение раннего ислама на этапе зарождения при пророке Мухаммеде не соответствует изменениям, которые произошли в политической, экономической и социальной реальности.  В мусульманских обществах в целом, так  и в марокканском обществе ведутся дебаты о взаимосвязи между религией и политикой и об обновлении толкования священных текстов. Таким образом, дебаты сводятся не к противостоянию между теми, кто хочет сохранить связь между государством и религией, и теми, кто не претендует на секуляризм, а также между политическими группами, которые защищают религиозность, но расходятся в своих позициях относительно места религии в государстве и в общественных, экономических и социальных делах.  Следует отметить, что политический исламизм стал религиозной идеологией политических партий, призывающих к тому, чтобы религия была основой и руководством к действию в политике посредством своего рода морализации социальной и экономической жизни. Вот как на политической арене обществ, подобных Марокко, политический ислам добавляется к оси левого / правого политического течения. Французский исследователь  Жан-Клод Санттучи определяет марокканскую систему политических партий в следующих терминах:  «Уходящие корнями в политическую историю национального движения и в значительной степени связанные с антиколониальной борьбой на стороне султана, марокканские партии, как правило, получали если не всю полноту власти, то, по крайней мере, львиную долю в осуществлении власти в независимом Марокко. На самом деле, несмотря на их конституционно признанную функцию организаций и представителей граждан, партии, сформированные из национального движения, были подорваны и маргинализированы монархией, которая продвигала многопартийную систему, чтобы помочь сохранить и консолидировать свое собственное лидерство. Череда выборов, отмечающих политическую историю Марокко, обеспечила контекст, в котором партии могли выражать и обновляться под пристальным наблюдением монархии и без какого-либо реального соперничества в том, что касается присвоения власти. Несмотря на либерализацию режима, которая началась десять лет назад с идеи возрождения партийной системы, многопартийную систему Марокко лучше определить как «авторитарный плюрализм» с ограничениями и дилеммами, налагаемыми политическим регулированием авторитарного режима: партии должны согласиться продолжать игру в интеграцию или кооптацию и рисковать ослаблением своих социальных баз, одновременно увеличивая свою дискредитацию среди населения; монархия должна заручиться поддержкой партий посредством легитимности выборов, чтобы гарантировать, если не свою гегемонию по крайней мере, его стабильность и выживание».

Гражданское общество

Марокканское гражданское общество пережило значительное развитие за последние двадцать лет, как с точки зрения правовой базы, которая становится более гибкой, так и строго с численной точки зрения, с регистрацией более 38 000 ассоциаций.  Благодаря беспрецедентному подходу, основанному на широком участии, исследовательская программа «Индекс гражданского общества», созданная международной неправительственной организацией CIVICUS  и опробованная в Марокко Espace Associatif, попыталась выделить основные показатели состояния здоровья марокканского гражданского общества. Исследование, проведенное в 2010 году на выборке из 1297 человек от населения страны и 211 организаций гражданского общества, распределенных по всей территории, привело к публикации национального доклада, подчеркивающего особенность ситуации в Марокко. С самого начала в докладе рассматриваются два элемента, характерных для марокканского контекста и проливающих резкий свет на общую социальную среду (уровень общего образования и условия жизни), в которой функционирует гражданское общество: чрезмерно высокий уровень неграмотности и большие различия в благосостоянии. 41,5% опрошенного населения неграмотно, и только 6% имеют высшее образование. Что касается различий в благосостоянии, то 40% опрошенного населения живет менее чем на 3000 дирхамов в месяц, а 13% — более чем на 5000 дирхамов. Парадокс, если таковой имеется, но, тем не менее, свидетельствующий о сложности определения гражданского общества и его роли, заключается в том, что адвокатская деятельность, как правило, не воспринимается как фундаментальный аспект ассоциативной работы, тогда как вдобавок большое значение придается защите прав в вопросах, волнующих население. Поэтому может показаться, что все, что прямо или косвенно связано с политикой, немедленно дискредитируется общественным мнением. Социальная активность как поощряется, так и дискредитируется или игнорируется, когда она пытается пересечь грань между благотворительностью и политической пропагандой. Поэтому создается впечатление, что ожидания марокканских подданных в отношении гражданского общества были ограничены аполитичным и беспартийным сектором ассоциаций, способным, однако, налаживать социальные связи, вносить вклад в развитие и проводить подлинные перемены.  Кроме того, если активное волонтерство остается функциональной опорой гражданского общества, это, в свою очередь, выявляет организационную слабость: нехватку оплачиваемых специалистов. В Марокко наблюдение основано на очевидной нехватке финансовых средств (50% ассоциаций не получают помощи от государства), что приводит к нехватке квалифицированного персонала, что отражается на проблемах управления (значительный дисбаланс бюджета в отраслевых ассоциациях) и государственного управления. (59)

Еще одна проблема, поднятая в ходе опросов: участие марокканского государства, которому с помощью нескольких незаметных, но, тем не менее, эффективных побочных эффектов удается контролировать динамику, характерную для гражданского общества, и частично лишить его автономии. Так обстоит дело с правовой базой, которая, хотя и находится в процессе становления более гибкой в течение двадцати лет, вряд ли предотвращает применение политического и административного произвола на практике, когда речь идет не просто о непрозрачности, особенно с точки зрения коммунальных схем и общественной щедрости. Коррупция, фаворитизм и клиентелизм являются частью игры власти, в том числе в гражданском обществе (иногда ошибочно увенчанном ореолом чистоты).  В конце концов, суждено ли гражданскому обществу на самом деле существовать только в реестре адвокации для поддержки политических изменений или оно может организовать общее благо автономным и «аполитичным» образом без риска инструментализации со стороны реальных обладателей суверенных полномочий? Не давая полного ответа на этот вопрос, отчет настаивает на одном факте: гражданское общество не предназначено для ответа на вопросы государственной службы на национальном уровне и не оснащено для того, чтобы взять на себя ответственность за предоставление услуг подобного рода. Выявленным наилучшим вариантом остается продвижение адвокационной деятельности по защите прав, чтобы быть голосом граждан, и особенно требований граждан.

Среди примеров этого алгоритма можно выделить Марокканскую сеть по защите общественного имущества (Марокканская сеть в защиту общественной жизни –RMDBP), созданная 24 марта 2002 года, является неправительственной организацией, состоящей из нескольких ассоциаций, политических организаций и профсоюзов. RMDBP родилась в особом историческом контексте, характеризующемся на национальном уровне и поставила перед собой следующие основные миссии: систематическое осуждение актов растраты государственных средств; борьба с безнаказанностью за экономические и финансовые преступления; и установление фактов об этих преступлениях и потребовать возмещения растраченных и /или незаконно присвоенных государственных средств и собственности.

Дрисс Круз, профессор университета и активист гражданского общества, считает, что марокканская среда гражданского общества динамична: «С 1990-х годов количество марокканских групп гражданского общества растет, и они приобретают все большее влияние в решении общесоциальных вопросов, включая права женщин, этнических меньшинств и бедных. Марокканское гражданское общество и его НПО знают, что они должны способствовать переменам. Для этого они наращивают информационно-пропагандистские и лоббистские усилия по реформированию законов и политики, которые нуждаются в улучшении».

Экономика

С начала 1980-х годов Марокко проводит политику экономической открытости и финансов, направленную на либерализацию внешней торговли, большую интеграцию в мировую экономику и вклад в консолидацию системы многосторонней торговли. В этом отношении был достигнут значительный прогресс в модернизации экономических и финансовых структур и совершенствовании правовых рамок и институтов. Целью является постоянное ускорение экономического роста и улучшение условий жизни своих граждан. В этом контексте Марокко привержено упрощению торговых процедур на внешнем рынке, снижению тарифной защиты, отмене нетарифных мер, улучшению деловой и инвестиционной среды, расширению и диверсификации экономических и коммерческих отношений и, наконец, регулярному вкладу в укрепление многосторонней торговой системы. Это открытие также иллюстрируется подписанием различных соглашений о свободной торговле со своими основными экономическими партнерами, в частности Европейским союзом, Соединенными Штатами, арабскими и африканскими странами.  Кроме того, в поддержку этих реформ был принят или изменен ряд законодательных актов. Это, например, Хартия инвестиций, Коммерческий кодекс, Закон об учреждении торговых судов, Таможенный кодекс, Закон о свободе цен и конкуренции, регулировании государственных контрактов и Закон о защите промышленной собственности и коммерции. Кроме того, реализация новой отраслевой политики, основанной на сопоставлении преимуществ марокканской экономики (План ускорения промышленного производства на 2014-2020 годы, Видение 2020 для туризма, Видение 2015 для ремесел, План Равадж для торговли на 2020 год, план «Зеленое Марокко» для сельского хозяйства, план «Халиутис» для рыболовства и т. д.), должна способствовать в предстоящие годы устойчивому росту. Наконец, процесс экономической открытости и интеграции в мировую экономику закрепляется заключением соглашений о свободной торговле с Соединенными Штатами, Европейским союзом, ЕАСТ, Турцией и государствами-членами Лиги арабских государств в рамках Большой арабской зоны свободной торговли и средиземноморскими арабскими странами в рамках Агадирского соглашения.  Аналогичным образом, ЕС предоставил Марокко «продвинутый статус», который дает ему возможность дальнейшей интеграции в единый европейский рынок и участия в определенных программах межевропейского сотрудничества, предназначенных только для членов, благодаря привилегированным отношениям между Марокко и ЕС и учитывая прогресс, достигнутый в политической, экономической и социальной областях, а также многочисленные реформы, проведенные королевством.

На континентальном уровне укрепление сотрудничества с африканскими странами получило новый импульс при правлении короля Мухаммеда VI. Этот новый взгляд на открытость материализовался благодаря заключению с начала 2000-х годов более 1000 соглашений о сотрудничестве с более чем 40 странами и тенденции роста прямых инвестиций страны в страны Африки к югу от Сахары, которые достигли 3 млрд долларов США за последние 10 лет, что делает Марокко вторым инвестором в Африке и первым инвестором в Западной Африке.  ‘Торговля между Марокко и странами Африки к югу от Сахары имеет тенденцию к росту с 2009 года, с ежегодным ростом на 12,8% в период с 2000 по 2015 год. Однако доля стран Африки к югу от Сахары во внешней торговле Марокко остается низкой по сравнению с другими его партнерами, такими как Европейский союз или, в меньшей степени, регион Ближнего Востока и Северной Африки. На торговлю с последним приходилось 56,7% и 15,3%, соответственно, от общего объема торговли Марокко в 2015 году, по сравнению только с 3,4% со странами Африки к югу от Сахары. Эту тенденцию можно объяснить слабостью инфраструктуры африканских рынков капитала, неприменением торговых протоколов и фактическим отсутствием прямых линий наземного или морского транспорта. Это также отражено показателем, который объединяет понятие расстояния между странами при оценке торговых издержек. Это показывает, что издержки торговли с Африкой действительно очень высоки. Кроме того, торговые отношения между Марокко и субсахарской Африкой асимметричны, поскольку они, как правило, приносят больше пользы Марокко. Это может быть проиллюстрировано ее торговым балансом с континентом, который с 2008 года стал профицитным. Баланс достиг 992,3 млн долларов в 2015 году (что равно 1% ВВП), после достижения 1091,5 млн долларов в 2014 году и 981,5 млн долларов в 2013 году. С другой стороны, в то время как экспорт из Марокко в страны Африки к югу от Сахары имеет тенденцию к росту с 2009 года, импорт первоначально следовал тенденции к снижению в период с 2012 по 2014 год, восстановившись в 2015 году, когда был зафиксирован темп роста в 70%.

В этом контексте Марокко стремится позиционировать себя как платформу, важный экспортный рынок для инвесторов, желающих ориентироваться на динамичные рынки с высоким потенциалом роста в Африке. Таким образом, Casablanca Finance City (CFC) предлагает международным инвесторам платформу, тесно связанную с Африкой, и привилегированный доступ к инвестиционным возможностям, в частности, через Фонд Africa 50, целью которого является удовлетворение потребностей развития инфраструктуры в Африке. Ожидается, что национальная экономика продемонстрирует рост ВВП на 3,1% в 2023 году и 3,3% в следующем году, что немного выше, чем в среднем по региону БВСА (3% и 3,1% соответственно), по данным Всемирного банка. В дополнение к замедлению роста экономики региона также сталкиваются с двузначным ростом цен на продовольствие, что оказывает дополнительное давление на бедные домохозяйства и может отразиться на поколениях, предупреждает институт.  Это то, что вытекает из последнего доклада Всемирного банка (ВБ) по Ближнему Востоку и Северной Африке (БВСА), озаглавленного «Разрушенные судьбы: долгосрочные последствия роста цен и отсутствия продовольственной безопасности в регионе БВСА». Ожидается, что в этом году экономика региона в целом продемонстрирует более медленный рост, при этом ВВП, как ожидается, сократится с 5,8% в 2022 году до 3% в 2023 году и 3,1% в 2024 году, поскольку двузначный рост цен на продовольствие окажет дополнительное давление на бедные домохозяйства и отсутствие безопасности может затронуть несколько поколений. Что касается Марокко, то также выясняется, что рост ВВП на душу населения составит 2,1% в этом году и 2,3% в 2024 году. Таким образом, баланс текущего счета должен составить 3,7% ВВП в 2023 году и -3,5% годом позже, а баланс бюджета должен увеличиться до -4,6% ВВП в этом году и -4% в следующем году. На региональном уровне Всемирный банк указывает, что в странах-экспортерах нефти, которые выиграли от неожиданного поступления нефти в 2022 году, темпы их роста замедлятся, хотя между странами с высоким уровнем дохода и остальным регионом сохраняется большой разрыв. Ожидается, что реальный рост ВВП на душу населения, «лучший показатель уровня жизни», снизится до 1,6% в 2023 году с 4,4% в 2022 году. Всемирный банк также отмечает, что в первую очередь страны-импортеры нефти, такие как Марокко, Египет или Тунис, подверженные девальвации своих валют по отношению к доллару, зафиксировали впечатляющий рост инфляции в 2022 году. По данным Бреттон-Вудского института, в дополнение к резко упавшим ценам на нефть, по текущим счетам этих стран ударил рост цен на продовольственные товары, большая часть которых импортируется. Растущие цены на продукты питания оказывают разрушительное воздействие на бедные семьи. «Инфляция цен на продовольствие оказывает разрушительное воздействие на бедные семьи. Долгосрочные последствия отсутствия продовольственной безопасности будут ощущаться поколениями и, к сожалению, ограничат перспективы для многих, многих молодых людей. Человеческие и экономические издержки бездействия огромны, и в регионе, где молодежь составляет более половины населения, необходима смелая политика», — полагает Ферид Белхадж, вице-президент Всемирного банка по региону БВСА.

Общая инфляция за тот же период составила в среднем 19,4% в годовом исчислении по сравнению с 14,8% в период с октября 2021 по февраль 2022 года, когда начался кризис на  Украине. В четырех подгруппах региона БВСА, охваченных докладом, а именно развивающихся странах-импортерах нефти, развивающихся странах-экспортерах нефти, странах, затронутых конфликтами, и странах ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива), инфляция на 24-33% обусловливает прогнозируемую продовольственную нестабильность в 2023 году. Следует отметить, что повышение цен на продукты питания с марта по июнь 2022 года могло увеличить риск задержки роста у младенцев на 17-24% в развивающихся странах региона БВСА, что составляет примерно от 200 000 до 285 000 дополнительных новорожденных. В более общем плане исследования показывают, что недоедание детей может привести к плохой успеваемости в школе, снижению доходов и проблемам со здоровьем в дальнейшем. А для решения проблемы острой нехватки продовольствия, по словам Всемирного банка, прогнозируемое финансирование должно составлять миллиарды долларов в год, но одних денег недостаточно.  Всемирный банк также подчеркивает важность получения более свежих и качественных данных о состоянии здоровья и питания детей, а также улучшения доступа к административной информации, которая помогла бы определить приоритеты и легче охватить уязвимые группы населения. Поэтому важно повысить устойчивость продовольственных систем и укрепить цепочки поставок, в частности, перед лицом климатических потрясений и будущих сбоев на рынках.

Культура амазигов

Марокко — самая амазигоязычная страна во всей Северной Африке.  История берберов Марокко очень обширна и очень богата. Культура амазигов / берберов в Марокко и все ее средиземноморские, африканские, восточные, европейские или международные влияния особенно отличаются в Королевстве.  Народ амазигов / берберов постепенно восстановил гражданство в 1990-х годах. В 2001 году король Мухаммед VI в своей речи на Адждире признал существование культуры амазигов и создал Королевский институт культуры амазигов (IRCAM). В 2003 году в школе было введено преподавание амазигского языка, для его транскрипции был выбран тифинский алфавит. Первый берберский телевизионный канал был запущен в 2010 году, в то время как тифинаг пробился в общественное пространство, где он появляется на вывесках государственных учреждений или дорожных знаках. Признаком того, что это дело продвигается на институциональном уровне, является то, что амазигский язык становится условием предоставления марокканского гражданства. Закон, принятый парламентом в январе 2023 года, предусматривает, что для натурализации необходимо «достаточное знание арабского и амазигского языков или одного из них». До сих пор требовалось только свободное владение арабским языком. Это делается для приведения права на гражданство в соответствие с Конституцией 2011 года, которая сделала амазигский официальным языком наряду с арабским, «как общее наследие для всех марокканцев».  Тем не менее, официализация амазигского / берберского языка заняла много времени. Закон, переносящий конституционные положения 2011 года, был принят только в 2019 году. В дополнение к интеграции амазигов в «общественную жизнь», это обеспечило «обобщение» обучения амазигов с дошкольного возраста до окончания средней школы. Но обобщения никогда не было. В средней школе не преподается амазигский язык. В начальной школе это присутствует не во всех школах и имеет тенденцию к снижению. В конечном итоге, менее 10% студентов, по данным ассоциаций амазигов, изучают этот язык. Среди указанных причин: нехватка учителей, отсутствие контроля на местах и препятствия, связанные с менталитетом.  Официализация амазигского языка происходит медленно, в условиях, когда он утрачивается каждый день. Исход из сельской местности ослабил его, а также его минимальное присутствие в школе и в средствах массовой информации. И семьи, которые являются хранителями, больше не играют в полной мере свою роль передачи. Иногда они предпочитают говорить по-арабски дома, потому что их родной язык не является языком работы или социальной лестницы.

Права женщин

В Марокко правовая система подтверждает гендерное равенство. В социальном праве нет различий между полами, если только в конкретном тексте прямо не предусмотрены конкретные стандарты, регулирующие работу женщин. Действительно, несмотря на утверждение юридического равенства, существует фактическое неравенство, порожденное социально-экономической ситуацией, влиянием традиций, неграмотностью и бедностью. Отсюда важность стратегий улучшения положения женщин в перспективах установления эффективного гендерного равенства и превращения женщин в агентов развития. В конституциях 1992 и 1996 годов, принятых на референдуме, конституционная власть подтвердила в преамбуле, что Марокко придерживается принципов, прав и обязательств, вытекающих из уставов (международных организаций), и подтверждает свою приверженность правам человека, поскольку они общепризнаны. Принцип равенства между женщинами и мужчинами закреплен в конституции. Таким образом, мужчины и женщины пользуются равными политическими правами.  Показатели демонстрируют обнадеживающий прогресс с точки зрения положения женщин в Марокко с 2000-х годов, включая их права в семье, с, прежде всего, реформой Семейного кодекса от февраля 2004 года (Мудована),  которая отвечала сильным национальным ожиданиям, перекликаясь с международным движением, рассматривающим борьбу с гендерным неравенством как фактор развития и социальной сплоченности, особенно в свете 5-й цели устойчивого развития ООН на 2015-2030 годы,  касающейся гендерного равенства. Кроме того, закон установил право женщины добиваться развода, прерогативу, ранее предоставлявшуюся только мужчинам путем отказа от брака; возможность развода по причине разногласий; установление 18-летнего возраста вступления в брак для девочек и мальчиков; отмену опеки над взрослыми женщинами, позволяющую им вступать в брак без согласия опекуна.  Эта реформа также затронула интересы ребенка, впервые разрешив внукам со стороны дочери наследовать от своего дедушки таким же образом, как внукам со стороны сына. Разрешение внукам дочери наследовать от деда по материнской линии было новшеством в марокканском законодательстве, в том числе в отношении исламского права. Семейный кодекс 2004 года (Mудована) также впервые установил право незаконнорожденного ребенка на признание его отцовства в случае, если он родился в результате внебрачных отношений из-за форс-мажорных обстоятельств, расширив объем юридических доказательств для представления судье, тогда как ранее правилом было систематическое непризнание детей, рожденных вне брака. Эта реформа была воспринята как освобождение марокканских женщин от статуса «подчиненных» и «пожизненно второстепенных», который они имели ранее, и имела то достоинство, что показала, что менталитет в Марокко не остался неизменным в прошлом, давая надежду на дальнейшие реформы в будущем.

Вывод: предпосылки для лучшего будущего

Будучи открытым для своей международной среды, Марокко сегодня не готово ни противостоять угрозам глобализации, ни воспользоваться ее возможностями. Уровень человеческого развития остается низким, и сценарий тенденции нежизнеспособен, несмотря на прогресс, достигнутый в реализации планов восстановления, строительства современного государства, развития человеческого потенциала и построения диверсифицированной экономики. Продолжение прошлых тенденций может привести к 2025 году к усилению неравенства и появлению новых форм отчуждения, к сильной и необратимой деградации окружающей среды, к нехватке воды и усилению феномена «Марокко с несколькими скоростями». Учитывая недостаточное качество и результативность образования, важная часть человеческого потенциала страны может остаться исключенной из системы образования, что снизит способность Марокко противостоять конкуренции, которая все больше отдает предпочтение странам с квалифицированной рабочей силой. Тенденция экономического роста недостаточна перед лицом растущего числа претендентов на трудоустройство, безработица может вырасти на 6 пунктов на национальном уровне и затронуть одного работающего человека из 4 на горизонте 2025 года в городской среде. В таких условиях может возникнуть социальный кризис, который поставит под угрозу демократический процесс. Поскольку сценарий развития событий неприемлем для такой амбициозной страны, как Марокко, которая обладает значительным потенциалом, становится необходимым новое, мобилизующее и синергетическое видение, чтобы наверстать накопившиеся значительные задержки. Возведение Марокко в ранг развивающихся стран в 2025 году является законной целью, и такое видение должно найти долгосрочное решение ключевых проблем человеческого развития.

Реальные узлы будущего, эти ключевые проблемы, которые необходимо будет преодолеть, чтобы порвать со сценарной тенденцией, заключаются в следующем:

Дефицит с точки зрения управления;

Дефицит знаний;

Отсутствие создания рабочих мест;

Ограниченная социальная мобильность;

Бедность и уязвимость;

Дефицит местного развития; и

Деградация окружающей среды и природных ресурсов.

В результате анализа взаимозависимостей между измерениями человеческого развития четыре из этих ключевых вопросов стали узловыми рычагами воздействия. Это, в порядке убывания приоритета: знания, местное развитие, занятость и управление.

Закария Бенабделялил Шеберг, страновой менеджер Марокко и региональный менеджер по Северной и Западной Африке Business Sweden, утверждает: «Стратегическое географическое положение Марокко обеспечивает легкий доступ к ключевым рынкам в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке; это логистическое преимущество становится уникальной силой в головоломке глобальной цепочки поставок, которую стремятся решить многие компании.

Для поддержки роста автомобильной промышленности правительство проводит политику, направленную на поощрение иностранных инвестиций, такую как налоговые льготы и упрощенные бюрократические процессы. Кроме того, правительство инвестировало в инфраструктуру, включая создание двух основных промышленных платформ: строительство нового порта в Танжере, облегчающего экспорт, и второго порта в Кенитре, оба имеют статус свободной зоны, что означает, что компании, работающие в них в течение следующих пяти лет, будут освобождены от корпоративного налога. Ожидается, что после ограничения налоговой ставки в 8,75% на следующие 20 лет инвестиции ведущих автопроизводителей Африки увеличатся благодаря финансовым стимулам и многочисленным соглашениям о свободной торговле с Европейским союзом и США. Ожидается, что это, в свою очередь, окажет положительное влияние на экспортную активность в стране».

Способствуя реализации желаемого будущего, в краткосрочной перспективе это требует обеспечения достойных условий жизни для всего населения и решения наиболее критических задач в соответствии с Национальной инициативой по развитию человеческого потенциала. По этому вопросу Global Delivery Initiative пишет: «С 2000 по 2020 год Марокко добилось значительных успехов в улучшении как своего экономического, так и социального статуса. По сравнению с темпами роста, которые страна поддерживала в среднем в 1980-х и 1990-х годах, она увеличила темпы роста своего ВВП и диверсифицировала свою экономику, сосредоточившись на секторах, которые имели потенциал роста, таких как авиационная промышленность, автомобильная промышленность и солнечная энергетика. Воодушевленное положительными результатами и улучшенными показателями, Марокко стремилось быстро сократить свой экономический разрыв и войти в число стран с доходом выше среднего. С социальной точки зрения показатели страны также были хорошими. Это значительно сократило общую бедность и почти искоренило крайнюю нищету. За этот 20-летний период Марокко также добилось прогресса в развитии своего человеческого капитала. Важной национальной программой, стимулирующей развитие человеческого капитала страны, стала Национальная инициатива по развитию человеческого потенциала (NHDI). Запущенный в 2005 году королем Мухаммедом VI, он описал его как «королевский проект, который ставит человеческий фактор в центр национальной политики». Основной целью NHDI было устранение критических пробелов в траектории развития Марокко, таких как высокая бедность в сельской местности, социальная изоляция в городских районах и отсутствие возможностей и ресурсов, доступных уязвимым группам населения (Бенкасми и Абдельхалек, 2020; Всемирный банк, 2017a). Проект был разработан для улучшения социально-экономических условий в целевых бедных районах с помощью механизмов местного управления, основанных на широком участии. Правительство реализовало инициативу на уровне сельских и городских органов местного самоуправления (известных в Марокко как коммуны) и в городских кварталах (Bergh 2012). Программа осуществлялась в несколько этапов, адаптируясь к меняющимся обстоятельствам, поскольку она способствовала проектам, способствующим развитию человеческого капитала».

В дополнение к этим трем временным измерениям разумное будущее основывается на трех важнейших элементах: хорошем  управлении, сильном и устойчивом экономическом росте и фундаменте прогрессивных ценностей. Он также основан на трех направлениях преодоления факторов ускорения человеческого развития, а именно на более активном участии женщин, вовлечении молодежи в работу по развитию и гармоничном закреплении в международном сообществе. Столкнувшись с ухудшением качества образования и медленными темпами борьбы с неграмотностью, у Марокко нет иного выбора, кроме как отдать предпочтение знаниям и совершить настоящий прорыв в этой области, что является непременным условием укрепления верховенства закона и модернизации экономики. Делая ставку на знания, которые носят всеобъемлющий характер, Марокко могло бы укрепить свои сильные стороны и ослабить ограничения на развитие человеческого потенциала и, следовательно, воспользоваться возможностями, предоставляемыми международным контекстом, в котором будет преобладать общество, основанное прежде всего на знаниях и  местном развитии.

53.01MB | MySQL:103 | 0,482sec