Что сдерживает разрушение турецких протекторатов в Сирии?

Президент Турции Р.Т.Эрдоган был переизбран  28 мая на новый срок. На фоне появления ясности в ситуации с турецким политическим руководством и его дальнейшим политическим курсом, в экспертных кругах продолжается дискуссия о продолжении нормализации турецко-сирийских отношений, которая была начата ранее. В этой связи американские эксперты задаются вопросом, что для дальнейших контактов на высшем уровне в 2023 году и далее потребуется создание соответствующих условий, и среди них – освобождение северных районов Сирии. В число стоп-факторов для полноценного восстановления связей входят радикальные группировки, которые должны прекратить свою деятельность под эгидой Турции и разоружиться.

Публичное требование сирийских властей не выглядит простым в исполнении. За более чем десятилетие гражданского конфликта в САР многоуровневое вмешательство внешних игроков, пытавшихся поддержать лояльные себе фракции и расчистить их руками пространство для собственных интересов, сформировало новую военную, политическую и экономическую реальность, в которой ближневосточное государство оказалось фактически раздроблено на правительственные районы и мозаичные анклавы разной степени оппозиционности. Неподконтрольные официальному Дамаску территории давно превратились в автономно существующие зоны влияния с собственным военным потенциалом, что делает крайне трудным и ресурсоемким теоретический процесс их возвращения в руки центрального правительства. В том, что действующие в турецких протекторатах сирийские группировки согласятся на капитуляцию и демилитаризацию, есть большие сомнения.

Одним из сценариев сосуществования между правительственными и оппозиционными районами в рамках сирийско-турецкого сближения будет прагматично налаженное взаимодействие в экономической сфере. У близких к президентскому дворцу в Дамаске бизнесменов уже есть опыт негласной торговли с автономной администрацией северо-восточной Сирии, на которую до сих пор опираются США. Вашингтон даже делал некоторые исключения в собственном санкционном законодательстве, для того чтобы контролирующие восточную часть САР курдские силы смогли выстраивать точечные экономические контакты с центральным правительством. Вероятно, на каком-то этапе в Вашингтоне пришли к выводу о безальтернативности такого сосуществования. Подобного рода формат взаимоотношений между Дамаском и некоторыми турецкими протекторатами прорабатывался некоторое время назад и Анкарой.

В рассматриваемой теме необходимо также отметить и роль США на продвижение турецкого влияния в САР. В данном ключе представляет интерес мнение турецкого эксперта Омера Озкизильчика и старшего научного сотрудника Майкла Дорана, которые опубликовали доклад в Hudson Institute, иллюстрирующий, почему Турция и США должны работать вместе в Сирии[i]. Судя по докладу, вот уже почти десять лет альянс США и сирийскими курдами (в лице YPG) «отравляет» отношения между Анкарой и Вашингтоном. Доверие не восстановится до тех пор, пока две страны не урегулируют конфликт. Омер Озкизильчик предложил дорожную карту, которая намечает одно из возможных решений, очерчивая путь, чтобы создать единую турецко-американскую сферу влияния и тем самым сдержать разрушение турецких протекторатов в САР. Выдвинуты семь основных предложений:

  1. Возрожденное американо-турецкое партнерство требует полного прекращения союза между YPG и США, при этом YPG полностью выходит из недавно созданной американо-турецкой сферы влияния.
  2. США и Турция должны стремиться избегать прямой конфронтации с Россией.
  3. Турецкие военные, их сирийские союзники и элементы Сил демократической Сирии (СДС / SDF) , не входящие в YPG, будут готовы и способны взять на себя большую часть обязанностей по обеспечению безопасности, которые в настоящее время принадлежат SDF и YPG.
  4. Этнический состав политических и военных структур в каждой части совместной американо-турецкой сферы должен отражать местную демографию: курды должны управлять территориями с курдам большинством, арабы с арабским и т.д.
  5. Ликвидация «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Сирии является основным интересом как американцев, так и турок.
  6. Защита гражданского населения и сведение к минимуму нарушения местных условий путем эвакуации YPG являются главными задачами как Вашингтона, так и Анкары.
  7. США и Турция будут спонсировать развитие местных политических и военных структур в соответствии с резолюцией 2254 СБ ООН, которая признает легитимность сирийской оппозиции и призывает режим Асада вести с ней переговоры о политическом переходе.

Исследователями предложена следующая типовая дорожная карта:

Шаг 1: Выдворение YPG из Дейр эз-Зора.

Шаг 2: Выдворение YPG из провинции Хасеке.

Шаг 3: Привлечение России к мирному процессу.

Шаг 4: Очистка Идлиба от «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена  в России).

Шаг 5: Реорганизация сирийского временного правительства.

Шаг 6: Блокирование иранского коридора поставок снабжения.

Предполагается, что если Вашингтон и Анкара будут строго следовать этой дорожной карте, они не только согласуют свою политику в Сирии, но и устранят самый большой источник трений между ними и создадут основу для союзнических действий в будущем.

В заключение отметим, что Сирия обусловливает запуск процесса нормализации отношений с Турцией рядом условий. Однако подобные ультиматумы, касающиеся прекращения турецкой оккупации, не только не могут быть приняты Турцией, но и несколько оторваны от реальности, если рассматривать турецкое присутствие в Сирии по существу, а не через призму популистских заявлений.

Постконфликтное устройство САР не совсем не означает полное возвращение всех утраченных территорий центральному правительству при полной зачистке оппозиционных элементов. Это проблема того, какого качества коммуникация будет налажена между разъединенными частями страны и будут ли преодолены между ними многолетние политические и социальные барьеры. Не исключено, что неотвратимость таких неприятных решений начинает чувствовать и один из союзников САР – Иран, который на фоне интенсификации ее контактов с Турцией решил сократить свою экономическую вовлеченность в конфликт и отказался поставлять Дамаску нефть на льготных условиях.

[i] https://s3.amazonaws.com/media.hudson.org/Escape+from+the+Syrian+Labyrinth+A+Road+Map.pdf

55.97MB | MySQL:116 | 0,625sec